Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Землеустройство и кадастры






СД.03 ЭКОНОМИКА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

 

Практические занятия.

Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

Направление подготовки дипломированного специалиста

Землеустройство и кадастры

Специальность 120301 Землеустройство

 

 

Уфа 2010

УДК 332

ББК 65.32-5

М54

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета землеустройства и лесного хозяйства

(протокол №5 от «12» февраля 2010 г.)

Составитель: к.э.н., доцент И.Д. Стафийчук

 

Рецензент:

 

Ответственный за выпуск:
зав. кафедрой землеустройства, д.с.-х.н., профессор Х.М. Сафин

г. Уфа, БГАУ, кафедра землеустройства

 

I. Вступительная часть

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного про­изводства, создания предпринимательской деятельности на селе, а также для дальнейшего совершенствования земельных отношений, Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»* установлена обязательная реорганизация колхозов и совхозов, означавшая изменение их правового статуса, и приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Во исполнение данного Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов»*, в соответствии с которым, в субъектах Российской Федерации были сформированы совместные (районные и внутрихозяйственные) комиссии по приватизации земли, находящейся в пользовании колхозов и совхозов, и реорганизации этих хозяйств.

В состав этих комиссий включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе и землеустройству.

Указанные нормативные акты предоставляли членам колхозов и работникам совхозов право на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств с передачей им на бесплатной основе земельных долей (паев) в собственность.

На данные комиссии возлагалась задача по установлению среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель. Размер земельной доли (пая) устанавливался в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельная доля (пай) по сельскохозяйственным предприятиям в натуральном выражении не должна была превышать утвержденной в районе нормы бесплатной передачи земли в собственность.

Кроме этого, по решению коллектива хозяйства земельная доля (пай) могла быть предоставлена работникам объектов социальной сферы, расположенных на территориях хозяйства.

Таким образом, все члены колхозов и работники совхозов, в том числе и ушедшие на пенсию, получили право на бесплатную земельную долю (пай) в общей долевой собственности и распоряжение ею по своему усмотрению в соответствии с действующим на тот период законодательством и данным Указом.

В Республике Башкортостан к моменту принятия нормативно-правовых актов на федеральном уровне уже были приняты соответствующие законы: «О земельной реформе в Республике Башкорто­стан» (№ ВС-5/23)* и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Республике Башкортостан» (№ ВС-5/25)*.

В течение 1992 - 1993 годов была проведена работа по определе­нию среднего размера земельной доли (пая) по каждому хозяйству. Исходя из этого, в разрезе каждого сельскохозяйственного предприятия был определен средний размер земельной доли (пая), приходящейся на одного работника.

На общих собраниях сельскохозяйственных организаций (пред­приятий) были составлены и утверждены списки лиц, имеющих право на получение земельной доли (пая), определены её размеры, но решение о приватизации не принималось, и тем более правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы в соответствии с законодательством РФ на эти земельные участки не оформлялись.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Законом Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» (часть 2 статьи 21) на территории Республики Башкортостан установлен срок начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животно­водства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями и сооружениями, с 1 января 2006 года.

Таким образом, в соответствии с законодательством гражданам, имеющим право на получение земельной доли (пая), с указанного срока земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в собственность бесплатно однократно на праве общей собственности и только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии).

Для этого необходимо провести подготовительную работу, в частности, уточнить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность, размеры земельных долей (паев) внутри хозяйств и списки граждан, имеющих право на получение земельной доли (пая), поскольку за истекший период в результате пере­распределения земель, их изъятия для государственных нужд и перевода из одной категории в другую, залужения деградированной пашни значительно изменились состав и площади сельскохозяйственных угодий. Кроме того, в ранее составленных списках граждан, имеющих право на получение земельной доли (пая), также произошли изменения.

Для организации и проведения работы по приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения необходимо создать районные и внутрихозяйственные комиссии.

В состав районной комиссии подлежат включению представители администрации района, управления сельского хозяйства, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, комитета по управлению собственностью, филиала ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ, отдела (сектора) Главного управления Федеральной регистрационной службы по РБ, сельскохозяйственных организаций (предприятий), главы муниципальных образований. Состав данной комиссии определяет и утверждает глава администрации района.

В состав внутрихозяйственной комиссии кроме представителей сельскохозяйственных организаций (предприятий) включаются представители администрации района, муниципальных образований, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, комитета по управлению собственностью. Составы внутрихозяйственных комиссий утверждают общие собрания (конференции уполномоченных представителей) трудовых коллективов сельскохозяйственных организаций (предприятий).

Внутрихозяйственным комиссиям необходимо изучить ранее составленные проекты перераспределения земель и материалы по определению размеров земельных долей (паев) по колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным организациям (предпри­ятиям).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.