Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В сфере информационной безопасности. Обеспечение информационной безопасности является одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации и относится к числу






 

 

Обеспечение информационной безопасности является одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации и относится к числу приоритетных направлений деятельности государства.

На основе национальных интересов Российской Федерации
в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. Выделяются три основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:

- формирование государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

- подготовка предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

- разработка целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Важным элементом эффективной работы в области повышения информационной безопасности в России является международное сотрудничество.

Согласно Доктрине «международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности — неотъемлемая составляющая политического, военного, экономического, культурного и других видов взаимодействия стран, входящих в мировое сообщество. Такое сотрудничество должно способствовать повышению информационной безопасности всех членов мирового сообщества, включая Российскую Федерацию.

Особенность международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности состоит в том, что оно осуществляется в условиях обострения международной конкуренции за обладание технологическими и информационными ресурсами, за доминирование на рынках сбыта, в условиях продолжения попыток создания структуры международных отношений, основанной на односторонних решениях ключевых проблем мировой политики, противодействия укреплению роли России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира, усиления технологического отрыва ведущих держав мира
и наращивания их возможностей для создания «информационного оружия». Все это может привести к новому этапу развертывания гонки вооружений в информационной сфере, нарастанию угрозы агентурного и оперативно-технического проникновения в Россию иностранных разведок, в том числе с использованием глобальной информационной инфраструктуры».

Основными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности являются:

- запрещение разработки, распространения и применения «информационного оружия»;

- обеспечение безопасности международного информационного обмена, в том числе сохранности информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным каналам и каналам связи;

- координация деятельности правоохранительных органов стран, входящих в мировое сообщество, по предотвращению компьютерных преступлений;

- предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации в международных банковских телекоммуникационных сетях и системах информационного обеспечения мировой торговли, к информации международных правоохранительных организаций.

Согласно Доктрине при осуществлении международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности особое внимание должно уделяться проблемам взаимодействия с государствами — участниками СНГ. Для осуществления этого сотрудничества необходимо обеспечить активное участие России во всех международных организациях, осуществляющих деятельность в области информационной безопасности, в том числе в сфере стандартизации и сертификации средств информатизации и защиты информации.

Повышение уровня информационной безопасности требует системного подхода к проблемам обеспечения национальной безопасности с учетом всех ее составляющих, сбалансированности
с учетом экономических, технических и технологических возможностей общества и государства, эффективности международного сотрудничества, а также реалий социального восприятия угроз.

Указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» была образована Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Согласно утвержденному Положению о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами Комиссия отвечает за рассмотрение проблем, связанных с осуществлением военно-техниче-
ского сотрудничества, и подготовку предложений по их решению, рассмотрение разногласий между федеральными органами исполнительной власти, возникающих при организации и осуществлении военно-технического сотрудничества, а также за выработку рекомендаций по их устранению. Комиссия должна подготавливать предложения о заключении в установленном порядке договоров
с научно-исследовательскими организациями, учреждениями, а также со специалистами на выполнение работ в области обеспечения безопасности граждан, общества и государства при осуществлении военно-технического сотрудничества.

Согласно данному Положению ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также передача в аренду продукции военного назначения при осуществлении военно-техни-
ческого сотрудничества производятся в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ или ФСВТС России по лицензиям, выдаваемым названной службой, в порядке, установленном Президентом РФ.

На основании решений Правительства РФ осуществляются:

- вывоз продукции военного назначения, предусматривающей передачу сведений, составляющих государственную тайну;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструктор-
ских работ по модернизации продукции военного назначения.

На основании решений ФСВТС России осуществляются:

- проведение международных выставок образцов продукции военного назначения на территории РФ и участие в таких выставках на территориях иностранных государств в порядке, определяемом Правительством РФ;

- проведение показов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

- проведение испытаний образцов продукции военного назначения, произведенных иностранными государствами;

- временный ввоз продукции военного назначения для демонстрации на международных выставках или проведения испытаний.

Передача иностранным государствам сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ.

Согласно Положению о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденному названным выше Указом Президента РФ, решение о предоставлении организации права на осуществление внешнеторговой деятельности
в отношении продукции военного назначения принимается по перечню, в который включается продукция, указанная в списке продукции военного назначения, разрешенная к передаче иностранным заказчикам. В качестве иностранных заказчиков могут выступать уполномоченные органы и субъекты военно-технического сотрудничества иностранных государств, а также международные организации, представляющие интересы иностранных государств.

Организациям в пределах перечня продукции военного назначения, в отношении которой им предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности, по согласованию с ФСВТС России разрешается подписывать в установленном порядке в пределах своей компетенции контракты с иностранными заказчиками, осуществлять командирование российских специалистов для работы за рубежом и принимать в Российской Федерации в установленном порядке иностранные делегации (специалистов), исключив возможность посещения ими режимных объектов, принадлежащих организациям, без предварительного согласования с этими организациями.

Режим доступа иностранных граждан на закрытые объекты регламентируется действующим законодательством РФ, которое определяет такой доступ как исключительное событие. Разрешение на посещение оформляется по согласованию с Минобороны России и ФСБ России. Как правило, несмотря на существующие ограничения по доступу на режимные объекты в России, доступ в рамках существующих программ международного сотрудничества осуществляется на основе согласованных с партнерами договоренностей, в которых определяются сроки и объем предоставления информации
о посещающих специалистах, длительность пребывания на объекте.

СогласноПоложению о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения выдаются ФСВТС России на основании решений Президента РФ, Правительства РФ
и (или) ФСВТС России о поставках продукции военного назначения.

Не требуют согласования заявления на ввоз и вывоз продукции военного назначения, осуществляемые для ее демонстрации на международных выставках, показах (демонстрации в действии), при наличии утвержденных Минобороны России номенклатуры и образцов продукции военного назначения, демонстрируемых на показе.

В утвержденном названным Указом Президента РФ Перечне федеральных органов исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также по решению других задач государственного регулирования в этой области для каждого федерального органа исполнительной власти (министерство, служба, агентство, комитет и т. д.) по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами определены конкретные задачи.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в разработке и реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, оказывает услуги по подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранным государствам, осуществляет информационное обеспечение военно-технического сотрудничества, а также иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в области военно-технического сотрудничества.

Министерство иностранных дел Российской Федерации участвует в подготовке и подписании международных договоров РФ
в области военно-технического сотрудничества.

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации осуществляет подготовку международных договоров РФ
о производственной и научно-технической кооперации организаций государств — участников СНГ.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет правовую защиту интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-ис-
следовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предлагаемой для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации.

Служба внешней разведки Российской Федерации осуществляет выявление и оценку угроз национальной безопасности Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества, информационное обеспечение военно-технического сотрудничества.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации обеспечивает в пределах своих полномочий безопасность государства при осуществлении военно-технического сотрудничества.

Федеральная таможенная служба обеспечивает таможенный контроль продукции военного назначения, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации в ходе осуществления военно-технического сотрудничества.

Согласно Положению о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям, утвержденному постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 № 973, п од передачей сведений другим государствам или международным организациям понимается доведение до иностранного государства или международной организации каким-либо способом (передача, пересылка, ознакомление, осуществление доступа) указанных сведений.

Передача сведений в каждом отдельном случае осуществляется по решению Правительства РФ при наличии экспертного заключения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключаемом с ней международном договоре.

На основании решения Правительства РФ в соответствии с процедурами, предусмотренными международным договором и действующими нормативными правовыми актами, осуществляется фактическая передача сведений.

В целях обеспечения информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуни-
кационных сетей, позволяющих осуществлять передачу информации через государственную границу Российской Федерации, в том числе при использовании международной компьютерной сети Интернет, был издан Указ Президента РФ от 17.03.2008 № 351«О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена».

Согласно данному Указу подключение информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, к информационно-телекоммуникационным сетям, позволяющим осуществлять передачу информации через государственную границу Российской Федерации, в том числе к международной компьютерной сети Интернет, не допускается.

При необходимости подключения информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена такое подключение производится только с использованием специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств, прошедших в установленном законодательством РФ порядке сертификацию в ФСБ России.

В государственных органах в целях защиты общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях международного информационного обмена, должны использоваться только средства защиты информации, прошедшие в установленном законодательством РФ порядке сертификацию в ФСБ России.

Размещение технических средств, подключаемых к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена, в помещениях, предназначенных для ведения переговоров, в ходе которых обсуждаются вопросы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется только при наличии сертификата, разрешающего эксплуатацию таких технических средств в указанных помещениях.

Согласно Положению о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспертному контролю», ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:

- обеспечения безопасности (некриптографическими методами) информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной сфере;

- противодействия иностранным техническим разведкам на территории РФ;

- обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории РФ.

Федеральная служба по техническому и экспертному контролю Российской Федерации является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну.

Данная служба осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество, участвует в решении вопросов организации противодействия техническим разведкам и технической защиты информации в процессе осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами,
в согласовании вопросов размещения на территории РФ дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, в рассмотрении вопросов торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, в проведении мероприятий по международному информационному обмену, в разработке и реализации программ международного сотрудничества в области защиты информации.

В полномочия ФСТЭК России входят:

- контроль за размещением и использованием иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров РФ;

- разработка предложений о внесении изменений в перечень территорий РФ с регламентированным посещением для иностранных граждан;

- решение вопросов, связанных с приемом в ФСТЭК России иностранных делегаций (представителей) и командированием делегаций (работников) ФСТЭК России в иностранные государства;

- утверждение перечня сведений, подлежащих засекречиванию ФСТЭК России;

- принятие в соответствии с законодательством РФ решения
о выезде за пределы Российской Федерации работников ФСТЭК России и подведомственных ей организаций.

В целях быстрого и существенного уменьшения зависимости России от средств, закупаемых за рубежом и производимых в стране по импортным лицензиям, программы и планы работ, осуществляемых в рамках международного сотрудничества, должны быть увязаны с программами развития отечественной промышленности средств новых информационных технологий. В них следует предусматривать координацию международных связей федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ.

При этом необходимо предусматривать:

- использование организационного и технического опыта передовых стран;

- использование зарубежной информации для формирования отечественных информационных ресурсов;

- организацию экспорта отечественных информационных ресурсов;

- обеспечение возможности доступа юридических и физических лиц России к информационным ресурсам развитых стран мира;

- внедрение международных стандартов, регламентирующих формы представления информации, протоколы связи и коммуникаций для обеспечения вхождения пользователей со своих оконечных устройств в международные системы связи и телекоммуникации;

- обеспечение участия России в качестве полноправного члена
в международных программах и проектах, связанных с формированием мирового информационного пространства, созданием новых информационных технологий и информатизацией прикладных направлений мирового сотрудничества (создание и использование мировых систем банковской информации, научно-технической информации и пр.);

- обеспечение участия в работе международных организаций при разработке документов, связанных с законодательным, правовым и нормативным регулированием в сфере создания и развития информационных ресурсов, средств информационных технологий, систем телекоммуникаций и связи, систем информатизации;

- возможности заключения контрактов с зарубежными фирмами на закупку средств новых информационных технологий, обеспечивающих устойчивое развитие единого информационного пространства России;

- закупку лицензий и создание совместных предприятий по производству средств новейших информационных технологий.

При международном сотрудничестве целесообразно осуществлять информационное сопровождение всех работ — от заключения двусторонних и многосторонних соглашений до закупок средств информационных технологий для федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Единое информационное пространство России должно стать существенной составляющей мирового информационного пространства. Это требует сотрудничества России в области информатизации с другими странами и международными организациями.

В случае обнаружения признаков киберпреступления на территории России либо за ее пределами правоохранительные органы государства должны использовать имеющиеся процессуальные нормы для его расследования и доведения до судебного процесса.

Часть пятая УПК регулирует международное сотрудничество
в сфере уголовного судопроизводства.

Согласно ст. 458 УПК в случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении
в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования.

А в случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Российскую Федерацию, уголовное дело может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ, в соответствии со ст. 459 УПК.

На основании ст. 455 УПК доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами
в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории РФ в полном соответствии с требованиями УПК.

Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора РФ с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии
с законодательством РФ (ст. 460 УПК).

Вопросы, связанные с выдачей лица, находящегося на территории РФ, регулируются ст. 462 «Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации» УПК.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.