Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иррациональность знания






Однако процесс накопления знаний, имеющихся в компании, обладает в силу естественных причин некоторой инерционностью. Поэтому персонал не всегда имеет возможность своевременно использовать для принятия практического решения то знание, которое фактически уже присутствует в компании, но находится еще в разрозненном, неупорядоченном состоянии. Может возникнуть и ситуация, когда знание уже размещено в корпоративной базе данных, но она в данный момент времени недоступна. Кроме того, даже имеющаяся информация не всегда гарантирует качество принимаемого решения, (т. е. его правильность) и ее не всегда достаточно для уверенной оценки бизнес-ситуации.

Проявления иррациональных знаний характеризуются спонтанностью, одномоментностью, разнообразием форм проявления. Они требуют дополнительной интерпретации и очень сильно зависят от субъективного уровня восприимчивости человека (присутствует и личностный фактор), т. е. от уровня его развития и квалификации, а также от личностного окружения. Сотрудники могут по-разному воспринимать одно и то же событие: один воспримет его как знак, а другой даже не увидит. Так, опытный работник в процессе делового общения (например, во время переговоров) обязательно обратит внимание на изменения в манере общения собеседника и его едва заметные реакции на обсуждаемое и, при необходимости, скорректирует свои действия. Его менее опытный коллега, скорее всего, будет увлечен обдумыванием услышанного и собственными мыслями и просто не обратит внимания на значимые детали.

Умение прислушиваться к собственным ощущениям, полученным в ходе участия в бизнес-ситуации (например, участия в переговорах) или даже на стадии подготовки к нему, нередко становится необходимым подспорьем в конечной оценке данной ситуации, а порой и определяющим критерием. Особенно важна роль развитой интуиции, когда нужно быстро принять активное решение в условиях недостатка информации (вспомним третий закон Спенсера). Ведь часто бывает, что, поступая вопреки всем рациональным аргументам и логическим выводам, человек руководствуется лишь интуицией и добивается успеха. Или, наоборот, проигрывает, игнорируя свои интуитивные ощущения и руководствуясь только «здравым смыслом» и разумными соображениями.

В доказательство этой мысли приведем два примера.

Пример 1. Харви Маккей в своей книге «Как уцелеть среди акул» описывает сцену, разыгравшуюся во время важных переговоров, когда речь шла о контракте на весьма приличную сумму. «…Самым эффективным орудием в любых переговорах является информация. Сценарий Бассетта был рассчитан на то, чтобы заставить Андерсона подписать контракт не выходя из этого помещения, лишь по одной причине. Он несравненно лучше, чем я, представлял себе, какие условия был готов предложить Розенблум. Мне повезло. Интуиция подсказала мне, что надо уйти, не подписав контракт. В тот раз это себя оправдало. Но, как правило, интуиция не в состоянии соперничать с информацией».

Пример 2. В материалах сайта Nature.com приводились весьма любопытные результаты одного из научных изысканий. Приведем несколько выдержек из них. «Исследование, проведенное учеными из института Санта-Фе в г. Нью-Мехико, США, показало, что выявить наличие интеллекта у биржевых трейдеров, анализируя их рыночное поведение, невозможно — или крайне непросто. Наблюдая за поведением трейдеров, ученые пришли к выводу, что на самом деле в своей работе они редко руководствуются экономическими выкладками, делая свой выбор спонтанно и импульсивно. … Специфика принятия экономических решений настолько сложна, что каких бы обоснований ни придумывали трейдеры для самих себя, чтобы оправдать собственные решения и поступки на бирже, все равно итоги их деятельности трудно отличить от ситуации абсолютно случайного выбора. … Современные экономисты готовы внести коррективы в прежде незыблемые догмы и допустить, что человек не ведет себя в полной мере рационально и не может обладать всей необходимой полнотой информации. В ряде разработанных в последнее время теорий делалась попытка объяснить, как человек работает в ситуации неполной информированности, в какой мере наше поведение взаимообусловлено, а иногда и иррационально. … „Концепция всецело информированного рационального прагматика, имеющего целью максимальную выгоду, — одна из тех, от которой экономической науке будет особенно трудно отказаться“, — считает экономист Пол Ормрод из британской компании Volterra Consulting. — Однако по большей части реальный мир куда ближе к парадигме случайного выбора».

Эффективность усвоения знания также зависит от личностного окружения. Например, вряд ли в наше время имеет смысл доказывать, что, в отличие от обучения чему-либо по книге нужной тематики, обучение тому же непосредственно у мастера позволяет получить дополнительные иррациональные знания, доступные для более широкого круга систем восприятия обучающегося (например, для подсознания). Различия в уровне подготовленности обучающихся определяют также и различия в уровне и объеме воспринимаемой ими иррациональной информации.

Необходимость усвоения все более усиливающегося потока знаний способствует осознанию человеком необходимости личностного роста и актуализирует потребность в развитии соответствующих навыков и освоении самых разнообразных личностных техник работы с информацией. И все чаще в различных бизнес-методиках работы с информацией встречаются упоминания об использовании приемов работы с иррациональным знанием.

Так, например, в программе тренинга личностного роста уже не выглядят необычными такие пункты:

- использование ресурса бессознательного для достижения успеха (работа со сновидениями);

- основы саморегуляции (технология достижения успеха и гармонии бизнеса и личной жизни).

Учитывая системность и глобальность окружающей нас информационной среды, не стоит отказываться от использования по возможности различных источников информации и знаний в самых разнообразных их проявлениях — даже если эти проявления сначала выглядят непривычно. Ведь до сих пор еще есть люди, у которых есть страх перед компьютером. Овладение знанием и управление им — это непрерывный и динамичный процесс, требующий постоянного обучения. Именно поэтому очень симпатичным выглядит такое определение: образование — это то, что позволяет принимать правильные решения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.