Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Два дня новой истории






19 августа 2003 г., ровно через год после похода на Обь-Енисейский канал, я все же поехал в Маковское. К тому времени мы с ребятами уже так много покатались, что на этот поход у меня товарищей не нашлось. Маршрут не казался сложным, и я подумал, что мог бы съездить и один. Хотя моя жена так не считала...

На поезде добрался до Лесосибирска. Свежим утром легко докатился до Енисейска, где все дышит историей. Даже краеведческому музею 120 лет! Я в нем не был уже давно и поразился неожиданным изменениям: все экспонаты оказались без всякой хронологии и смысла сваленными в кучу. Оказывается, новый директор музея (бывшая завхоз) наняла студентов из Лесосибирского пединститута и те " осовременили" историю.

Однако, слава Богу, настоящие музейщики еще остались. И я все же увидел единственный в Сибири портрет Ермака, упрятанный новоделами в запасники. От работников музея, ходивших в Маковское пешком лет 20 назад, я узнал и первые сведения о дороге туда, возможных трудностях (хляби и топи) и опасностях (медведи). Заодно выяснилось, что я буквально на три дня опоздал к празднованию 385-летия Маковского острога и туда на вертолете улетело все енисейское начальство. Ну и что? Я ведь и не собирался лететь с ними: у меня есть велосипед!

Основательно осмотрев город, я посетил еще и местный выставочный зал, где приобрел жене прелестную вазочку для хранения украшений. Эти уникальные вещицы тонкой работы изготавливаются староверами из наростов на дереве.

Только выехал за город, как тут же попал под дождь. Удовольствие получаешь только первые три минуты. А потом становится холодно и сыро. Но дождь оказался коротким, катилось после него легко и солнечно. По пути заехал на Монастырское озеро и искупался вместе с заезжими туристами. Это озеро расположено в глубокой лощине в 30 км от Енисейска и в 3 км в стороне от трассы в глухом сосновом бору. Раньше здесь стоял скит, монахов которого в революционные годы большевики расстреляли и утопили. Фотографию этих событий я видел на выставке в енисейской школе № 1. На месте скита установлен памятный крест.

В д. Ялань меня окружили местные пацаны на " Камах". Конечно, я с ними немного погонялся и не посрамил честь городского байкера (имея преимущество в 27 передач). Ребята указали дом человека, знающего дорогу в Маковское. Александр Угрюмов, хотя внешне и не соответствовал своей фамилии, стал настойчиво отговаривать меня от поездки и при этом трижды посоветовал: " Я вам не советую", потому что дороги нет, а есть дикая грязь и если пойдет дождь, то мне ни добраться, ни выбраться. Тем не менее, он нарисовал подробную схему, но я все равно заблудился и в результате маханул по лесосекам лишних 10 км.

Заночевал рядом с дорогой на болотце, зато недалеко от воды. Несподручно оказалось одному: и палатку ставить, и дрова готовить, и за водой, и варить. А раньше все это делали одновременно с неразлучными друзьями. Сидят они сейчас, наверное, дома и квасятся. А я поел каши с тушенкой и, в палатку, читать при свете налобного фонаря подаренные музеем книги по истории Енисейска.

Проснулся рано от шума трелевочников - оказывается, вчера я блудил совсем рядом. Дорога ужасная, но все же ехать можно - пригодился опыт путешествий на Манские озера. В дикой жаре, лавируя меж огромных луж и " грязей великих", местами в траве по пояс добрался я до места, где когда-то стояла д. Рыбная. Здесь раньше было 12 дворов и ямская станция, а позднее жила бабка-ворожея Акулина. Место для жилья хорошее, на буграх, сухое. Но дома давно вывезли. Речка обмелела и почти пересохла. В километре отсюда - пасека Александра Александрова. Зимой ее разграбили и пчел не оказалось, а также и людей. Так что пообедать на готовеньком мне не удалось. Зато обнаружилось полбанки толченой малины, которую я с удовольствием и съел, закусив салом.

Дальше на 40 км пошли сплошные гари и вырубки - потому и Кеть, и Кемь обмелели. Уже лет тридцать по ним лес не плавят. Похоже, что леспромхозы сами " срубили сук, на котором сидели". Где сейчас этот лес, бревна и доски? Прежние стоят в деревенских домах, а поздние бумагой и карандашами на городских свалках погнили. Плоды урбанизации!

Через 8 часов тяжелейшего зимника я наконец-то попал в приречный сосновый бор. Пересохший ручей, ограда поскотины, 4 км песчаной дороги, небольшой пригорок и, о чудо! Современная деревня передо мной, российский флаг над сельсоветом, старинная деревянная церковь, автомашины, мотоциклы и, главное, колодцы. Напился под горло, а то голос совсем усох.

Невысокий бородач, глава местной администрации Александр Ефимович Земляной, конечно, удивился - ведь связь у него с районом только вертолетом, да по рации. Да и выглядел я необычно: в грязи по пояс, в обтягивающих " велосипедках", цветастой рубахе, желтых очках, велошлеме. Прямо марсианин. Однако, чего в жизни не бывает.

Приветливый человек, у него я и остановился. Отмылся от болотной грязи, переоделся, поел картошечки, попил разведенного и захорошело. Очень интересным оказался мой собеседник. Бывший мент (паспорт у меня проверил), он выучился на пчеловода, работал в п. Бурный. А потом переехал сюда, узнав про бескрайние местные гари. Сумел организовать второе в России генофондное хозяйство по выведению среднерусской пчелы. Уникальность енисейского насекомого в том, что оно на месяц дольше зимует, а летом очень продуктивно и не болеет. И дает самый вкусный и полезный мед " бурного взятка" - кипрейный. Такой мед выводит радионуклиды, оказывает противораковое воздействие, используется для приготовления медикаментов, в связи с чем пользуется огромным спросом. Так что Земляной теперь мечтает построить в своей глухомани Пчелоград и открыть торговлю с Японией.

В опекаемую им территорию входят еще несколько деревень ниже по Кети. В Лосиноборском находится лосёвый заказник. А раньше там были фермы по разведению лосей - зверь ручной, только коровы его боятся из-за объемистых рогов. В других деревнях - бобровые заказники, были и лисофермы, благо дешевого корма - рыбы в Кети, хватало. До перестройки в некоторые месяцы АН-2 делал по десятку рейсов в день - вывозили пушнину, рыбу, мед, ягоду, орехи.

По преданию, острог при его основании находился на полкилометра выше нынешнего села. Однако из-за неудобных подходов к воде дома постепенно перенесли на Красные горки - " маковки". Соответственно и сам волок не совсем соответствует тому зимнику, по которому я приехал. Говорят, что он шел южнее и больше петлял. Поскольку деревня за свою историю ни разу не горела (чур мой язык), то некоторые дома сохранились еще со времени их постройки. Небольшие, но основательные избы с маленькими оконцами и кровлями " желобом" в полбревна. Весь двор по-казачьи обустроен под одну крышу - вот уже три века подряд там гнездятся ласточки.

Места эти были обитаемы еще 5 тысяч лет назад - у Земляного есть предписание на охрану палеолитической стоянки на Кети, недалеко от Маковского. А вот люди живут сейчас здесь не местные, без корней. Часть из них приехала в советский период по распределению, другие - по оргнабору в химлесхоз " Промысловик", третьи - ссыльные. В последние же годы понаехала в село орда поколесивших по свету бывших старообрядцев, циничных и наглых. Из-за воровства " мохнорылых" стали замыкать дома. А их попытки захватить административную власть, перераспределить покосы и охотничьи угодья и переименовать село в " Шутовку" (по фамилии их авторитета) уже стали серьезной проблемой. Парадоксы истории: староверы больше не прячутся в глушь и не являются образцом морали.

На следующий день я прокатился по Кети на моторке Земляного до ближайшего залома. После чего плотно позавтракал, попрощался с гостеприимным хозяином и уже всего за 5 часов на двух " сникерсах" умудрился доскочить до Ялани (вездеход и то идет на час дольше). Попил молочка у Угрюмова - а как же, нельзя было не заехать. Решив попасть на вечерний поезд, пролетел по асфальту еще 80 км, успев за три часа искупаться в Кети, помыть велосипед, пообедать в енисейской столовой и купить билет. Тут и ливень хлынул. Но я уже сидел в вагоне, размышлял об увиденном и наслаждался пивком.

Так, где же все-таки проходил Маковский волок? Зимой он, вероятно, не слишком отличался от нынешней дороги, конечно, спрямленной лесовозами. И шел, скорее всего, как показано на карте 1720 года - поперек Кеми прямо на Енисейск. Так зимой короче, да и асфальтированного шоссе на Ялань тогда не было.

А вот где шли волокуши и вьючные обозы летом? Спафарий пишет всего о 5 верстах. То есть нужно искать судоходную речку в 5-6 км от Маковского. А такой на карте нет! Однако один дед говорил мне, что в 30 км от села он когда-то видел старую волокушную дорогу в сторону Енисейска. А на р. Тые, впадающей в Кемь, раньше находили сгнившие остовы лодок. Как раз эти места упоминают и путешественники, и старые карты.

Ясно, что нужно снова ехать, только здесь, на месте, и найдется историческая истина. Или послушать жену? Лучше я ее поцелую...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.