Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прямая аналогия






Проведение прямых аналогий является, по-видимому, наиболее продуктивным способом генерирования идей. Эта техника позво­ляет придумывать сравнения и находить сходства между различ­ными событиями и фактами, равно как и явлениями в так назы­ваемых параллельных мирах по принципу: «Если X удачно действует определенным образом, то почему Y не может действо­вать так же успешно?»

А. Белл сравнил работу внутренних органов области уха с ко­лебанием мембраны и изобрел телефон. Эдисон создал фонограф, проведя аналогии между игрушечной детской воронкой, движе­ниями куклы и звуковыми колебаниями. Подводные сооруже­ния стали реальностью, когда были исследованы поведение и сре­да обитания моллюсков.

Однажды в конце сороковых годов швейцарский изобретатель Георг де Местраль отправился на охоту. Случайно он и его собака забрели в заросли репейника, плоды которого тут же прицепи­лись к шерсти собаки и одежде ее хозяина. У большинства людей это вызвало бы легкую досаду, но де Местраль разглядел тут ин­тересную задачу. Придя домой, он исследовал под микроскопом плоды репейника и обнаружил, что их колючки имеют на концах мельчайшие крючки, которые и цепляются за ворсинки ткани и шерсти. Это открытие побудило его задуматься о новом типе за­стежек.

От замысла до реализации прошло много лет, но сейчас изо­бретение де Местраля используется повсеместно — от приборов измерения давления крови до экипировки теннисистов.


Глава 25. Гремучие змеи и розы □ 273

Используемая аналогия не должна быть слишком сложной или изощренной. К примеру, коллекционирование марок явля­ется хобби, однако по некоторым своим характеристикам оно со­поставимо со многими видами бизнеса: и там и там нужно прово­дить исследование рынка, и там и там используются такие понятия, как запасы, затраты, цена, выгодная сделка и т. д.

Посмотрите на рисунок. При первом осмотре вы увидите толь­ко разные варианты пересечения двух линий. Однако, подумав, можно обнаружить, что две пересекающиеся линии образуют 4 отрезка и 4 угла.

1 линия + 1 линия = 4 отрезка + 4 угла

Подобным же образом, «складывая» вашу проблему с произ­вольным предметом или понятием, можно получить несколько новых идей.

Предположим, мне надо повысить творческую активность на работе. Я произвольно связываю свою задачу с не имеющим к ней никакого отношения обычным бытовым прибором — тостером. Следуя выбранной аналогии, я буду искать идеи для повышения моей творческой активности на работе в свойствах и функциях обыкновенного тостера, то есть пытаться найти ответ по формуле: 1 (творческая активность на работе) + 1 (тостер) = 4 (новые идеи)

Я выписываю основные характеристики и функции тостера.

О Подключается к источнику электроэнергии.

О Включается нажатием специальной клавиши или кнопки.

Q Полностью вмещает в себя обжариваемые тосты.

Q Концентрирует излучаемую тепловую энергию на поверхно­сти хлеба.

Q Позволяет делать тосты разных размеров и из разных сортов хлеба.


274 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

□ Может «ударить током», если вы попытаетесь достать хлеб но­
жом или вилкой при включенном приборе.

Q Позволяет делать тосты из хлеба, намазанного маслом или джемом.

Анализируя сделанное описание тостера, я нахожу новые спо­собы повышения моей творческой активности на работе. а Мне следует отбросить предубеждение о своем низком творче­ском потенциале. («Включается нажатием специальной кла­виши или кнопки».) Q Необходимо выявить реальные выгоды от роста моей творче­ской активности. («Источник электроэнергии».)

□ Необходимо разработать комплексный подход к решению по­ставленной задачи. («Полностью вмещает в себя обжаривае­мые тосты».)

□ Необходимо сконцентрировать усилия на новых идеях, а не на обдумывании их обоснованности. («Концентрирует излучае­мую тепловую энергию на поверхности хлеба».)

□ Необходимо использовать разные методы творческого поиска. («Тосты разных размеров и из разных сортов хлеба».)

а Нужно рисковать и выдвигать больше оригинальных идей. («Может " ударить током"».)

о Следует попробовать скомбинировать разные творческие ме­тоды. («Масло и джем».)

Таким образом, используя свою фантазию и обычный тостер, я смог составить целую программу действий по повышению моей творческой активности на работе.

1 (повышение творческой активности) + 1 (тостер) — 7 (идей).

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Рассмотрим базовый алгоритм использования техники прямой аналогии:

1. Сформулируйте задачу. Пример: владелец магазина пиломатериалов искал способы увеличения сбыта своего товара.

2. Выберите ключевое слово или ключевую фразу относительно вашей пробле­мы. Ключевым словом было выбрано слово «сбыт».

3. Выберите слово, относящееся к области, явно не связанной с вашей пробле­мой. Чем более далекой от вашей проблемы будет эта область, тем выше шан­сы найти оригинальные идеи. Так, аналогии из мира бизнеса при решении деловых задач будут менее продуктивными, чем аналогии из области телеви­дения или кулинарии. В нашем примере было выбрано слово «компьютеры»-


Глава 25. Гремучие змеи и розы □ 275

4. Составьте список понятий, которые ассоциируются у вас с выбранным сло­
вом, и выделите из него одно или несколько самых перспективных с точки
зрения поиска новых идей.

В список понятий, ассоциирующихся со словом «компьютеры», были включе­ны следующие: наука, параллельное использование, «дружественный» интер­фейс, совместимость, программное обеспечение, расширение возможностей использования, система автоматизированного проектирования, использова­ние компьютеров в сфере бизнеса, развлекательные игры.

5. Ищите подобия и связи между выбранными понятиями и вашей проблемой.
Не относитесь к поиску аналогий как к чему-то тяжелому и неприятному.
Дайте волю фантазии, пусть мыслям будет легко и просторно.

Владелец магазина тщательно проанализировал всевозмож­ные аналогии и остановил свой выбор на следующих понятиях: система автоматизированного проектирования, расширение воз­можностей использования компьютера и использование в раз­влекательных целях. Мысленно связав их с задачей увеличения сбыта пиломатериалов, он нашел интересное решение.

Идея: использование компьютера для проектирования будущего дома. С помощью компьютера заказчик сможет сам спроектировать на экране монитора дом какой захочет. Встроенный калькулятор тут же, по желанию клиента, подсчитает стоимость будущего до­ма. Если цена покажется заказчику слишком высокой, он может упростить конструкцию. Если цена удовлетворяет, можно рас­печатать проект на принтере. В результате будут строить больше домов, а значит, не залежатся и пиломатериалы.

Новая область понятий, с которой вы связываете свою пробле­му, так называемый параллельный мир, должна быть вам хорошо известна. Чем больше подробностей, различных ситуаций и собы­тий вы сможете вспомнить, тем лучше. Например, слова «Победи­тель кубка Стэнли» или «Монреаль канадиенс» дадут вам гораздо больше аналогий, чем просто слово «хоккей». А если вы останови­лись на слове «ресторан», выберите такое заведение, где не раз бы­вали, где вам многое знакомо — от меню до интерьера.

Ниже приведен список различных понятий, научных дисцип­лин, областей знания, другими словами — «параллельных ми-Ров», которые можно использовать для поиска ассоциаций с ми­ром бизнеса.

Пользуйтесь этим списком для выбора «параллельного мира» при решении стоящей перед вами задачи, а если он окажется для


276 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

вас тесен, можно его расширить. Как следующий шаг в выбран­ной области рассмотрите 4-5 более узких направлений и выбери­те то, которое лучше всего отвечает сути проблемы и в котором вы чувствуете себя более компетентными.

Ниже следует список различных сфер деятельности, областей и дисциплин, которые имеют что-то общее с деловым миром. Для начала используйте этот список, но обязательно составьте уни­кальный список параллельных сфер деятельности, который наи­лучшим образом соответствует вашим знаниям. При выборе па­раллельной области рассмотрите четыре или пять вариантов, чтобы выбрать тот, который лучше удовлетворяет общим прин­ципам вашей задачи.

Параллельные сферы деятельности


Англия

Архитектура

Астрология

Астрономия

Балет

Бары

Баскетбол

Бейсбол

Биография

Биология

Большая депрессия

Боулинг

Бухгалтерский учет

Ватикан

Великие книги

Вино

Война за независимость

Вооруженные силы

Вторая мировая война

Вычисления

Вьетнамская война


Гавайи

Гастрономы

География

Геология

Германия

Гипноз

Гольф

Горная промышленность

Гражданская война

Движение за гражданские

права

Джунгли

Дикий Запад

Животный мир

Журналистика

Звезды

Иглоукалывание

Издательское дело

Изобретения

Индия

Искусство


Глава 25. Гремучие змеи и розы □ 277


Искусство танца

История

Кардиология

Карибские острова

Кино

Китай

Комиксы

Композиторы

Компьютеры

Корея

Космос

Кулинария

Курорты

Литература

Луна

Лыжный спорт

Математика

Мафия

Медицина

Метеорология

Мифология

Монастыри

Музыка

Мультипликация

Мыльные оперы

Налоговое управление

Насекомые

Обеспечение правопорядка

Обрабатывающая промышлен­ность

Образование

Океаны

Олимпийские игры


Оптовые торговцы

Оформление интерьера

Охота

Памятники

Парусный спорт

Первая мировая война

Печатное дело

Пилотирование

Питание

Планеты

Политика

Политология

Порнография

Похоронные бюро

Правительство

Профсоюзы

Психиатрия

Психология

Птицы

Пустыни

Пьесы Шекспира

Развлечения

Разговорное радио

Рак

Религия

Рестораны

Рестораны быстрого питания

Рыболовство

Сельское хозяйство

Семинары

Скульптура

Слесарное дело

Солнце


278 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

Социология Специальное образование СССР Сталелитейная промышлен ность Стоматология Театр Телевидение Телевидение Теленовости Теннис Терроризм Транспорт Туристический бизнес Уборка мусора Универмаги Уолл-стрит

Фармакология

Физика

Физиотерапия

Финансы

Фитнес

Фотография

Футбол

Химия

Хиропрактики

Эволюция

Экономика

Южная Америка

Юкон

Юриспруденция

Ядерная физика

Япония

Постарайтесь найти в выбранном «параллельном мире» все сведения, которые можно связать с вашей задачей (подобно пова­ру китайского ресторана, использующему все части утки для приготовления блюд национальной кухни).

Предположим, ваша проблема заключается в продаже копи­ровальной техники. Вы произвольно выбираете из приведенного списка «телевидение» и концентрируете свое внимание на теле­проповедниках, а затем выписываете их главные характеристи­ки и сравниваете их с принципами продажи копировальной тех­ники. Ваша цель будет состоять в выявлении аналогий, которые смогут подсказать новую продуктивную идею.

Итак, что у вас получилось?

Кто-то скажет, что проповедники тоже занимаются прода­жей, торгуя своими проповедями. Кто-то добавит, что они «про­дают» также надежду, которую вселяют в людей своими речами-Другими словами, надежда — это продукт продукта. А в чем мо­жет состоять «продукт продукта» продажи копировальной тех­ники? В новой услуге? В дополнительных удобствах? В повыше­нии производительности? Как вы думаете, если продвигать на


Глава 25. Гремучие змеи и розы О 279

рынок «продукт продукта», можно добиться роста продажи сво­ей техники?

Теперь сопоставим ту же проблему с обслуживанием в ресто­ране. Допустим, что предлагаемое меню разнообразно (анало­гия — широкий ассортимент предлагаемой техники), но порядок оформления заказа у официанта (аналогия — торговый предста­витель фирмы) очень неудобен для клиента: каждое блюдо (ана­логия — определенный тип копировальной техники) надо зака­зывать у конкретного официанта. В этой ситуации одним из решений может быть сокращение номенклатуры продаваемой продукции и упрощение процедуры оформления заказа.

Один мой знакомый хотел построить бассейн, но его не устраивали про­екты со стандартными размерами 20 на 40 футов. Ему хотелось иметь такой бассейн, который позволял бы и купаться, и нырять, и делать за­плывы. Однако для разработки нового проекта была необходима ориги­нальная идея. Используя технику прямой аналогии, мой знакомый вы­брал для своей задачи в качестве «параллельного мира» игру в гольф и составил следующий список ключевых слов: площадка, лунка, клюшка, экипировка. Сосредоточив свое внимание на двух последних, он стал искать возможные аналогии со своей проблемой.

Посмотрите на рисунок. На нем изображен план бассейна, на­поминающий своей формой клюшку для гольфа: модифициро­ванный шестиугольник с общей длиной сторон 23 фута и примы­кающей к нему узкой водной дорожкой длиной в 60 футов.


280 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

Такая конфигурация бассейна удовлетворяла всем исходным требованиям; кроме того, позволяла на треть сократить расход воды, а также снизить расходы на химическую очистку, фильт­рацию и эксплуатацию насосов. Над узкой водяной дорожкой можно было устанавливать легкий тент, «застегивающийся» на молнии — наподобие чехла для клюшек. Мой знакомый призна­вался, что использование техники прямой аналогии подсказало ему двадцать четыре варианта решения!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.