Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания контрольной работы. Богословский факультет, направление Теология, заочная ф.о.

ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ

 

Богословский факультет, направление Теология, заочная ф.о.

Уч. год, 1 семестр

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант 3

 

Ф.И.О. студента Пронина Анна Сергеевна

 

Дата выполнения работы 26.09.2013 г.

 

Настоящий титульный лист с требованиями и заданием

необходимо заполнить и приложить к написанному реферату

_________________________________________________________________________________

Основные требования к контрольной работе

1) Для получения оценки «удовлетворительно» или «хорошо» достаточно ответить на два первых вопроса контрольной работы.

2) Для получения оценки «отлично» необходимо дать также полный, содержательный ответ на третий вопрос, предполагающий работу с источниками.

3) Литература, необходимая для написания контрольной работы, содержится в программе курса.

Задания контрольной работы

1. Перечислите священные сосуды и предметы, употребляемые за богослужением. Каковы правила относительно их употребления?

2. Каков был порядок оглашения в древней Церкви? Какова была его продолжительность? Из каких этапов оно состояло? Какие следы этой практики сохранились в современном великопостном богослужении?

3. В чем смысл священнодействий Малого и Великого входа согласно «Изъяснению Божественной Литургии» св. Николая Кавасилы.

 

1.Дискос- богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо с плоским широким краем, окаймляющим мелкое плоское дно. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для предложения его в Тело Христово. Приготовление агнца и положение его на дискос совершаются во время проскомидии на жертвеннике. Дискос знаменует собой одновременно и гроб и ясли [3].

Потир, или Св. Чаша (греч. - сосуд для питья) употребляется для претворения вина в истинную Кровь Христову. На проскомидии в чашу вливается вино. На литургии совершается пресуществление его в Кровь Христову. В потир затем опускается, во образ Воскресения Господа, одна из четырех частей преломленного Агнца, ставшего Телом Христовым. После причащения священнослужителей в чашу с Кровью Господней опускаются частицы Тела Его, назначенные для причащения мирян. Потир вслед за этим торжественно выносится через царские врата к народу, и из него Причастие преподается мирянам. После этого в чашу всыпаются с дискоса частицы, представляющие собою членов Небесной и земной Церкви, вынутые из служебных и прочих просфор. Затем чаша торжественно переносится с престола на жертвенник, во образ Вознесения Христова, причем в царских вратах ею крестообразно осеняется народ [3].

Для разрезания евхаристического хлеба употребляется копие — плоский нож с заостренным наконечником (наподобие наконечника копья), вставленный в деревянную ручку. Этот предмет богослужебной утвари символизирует копье, которым были пронзены ребра распятого Спасителя [4].

Для причащения мирян в Православной Церкви употребляется лжица — небольшая ложка с крестом на конце рукояти, изготавливаемая из серебра, золота, олова или других металлов, не окисляющихся с течением времени [4].

Звездица — изделие из двух металлических дуг, которые при помощи болта и гайки соединены крестообразно. Звездица ставится на дискос над евхаристическим хлебом во время проскомидии [4].

В ковшики с рукоятью особой формы. на проскомидии вливается вино и небольшое количество чистой холодной воды в воспоминание крови и воды, истекших из ребр Спасителя, ибо это вино и вода превращаются в Кровь и воду из Тела Христа только на литургии. Затем, после прободения агнца копием вино с водой выливается из ковшика в потир. На литургии в ковшике подается затем теплота - горячая вода, которая вливается в Кровь Христову после пресуществления Святых Даров и соединения с Кровью части Тела Христова. Ковшик употребляется далее для омовения чаши после потребления Святых Даров по окончании литургии. В ковшик вливается вода и вино и из него выливается в чашу для омовения ее от остатков Крови Христовой и частиц Тела Его [3].

Истральная губа (губка) используется для отирания чаши после омовения. Антиминсная губа служит для ссыпания в чашу частиц Христова Тела с тарелочки, на которой часть его разрезалась на мелкие частицы для причащения мирян. После причащения мирян антиминсной губой счищают с дискоса в чашу все те частицы из просфор, которые находились на нем с начала богослужения. В настоящее время вместо истиральной губы чаще стали употребляться платки из красной материи [3].

Покровцы используются при переносе сосудов с жертвенника на престол на великом входе за литургией, изображая шествие Христа на вольную казнь. Когда сосуды ставятся на престол, малые покровцы снимаются с них [3].

Кадила (кадильницы) - особого сосуда, подвешенного на цепочках, за которые священнослужители держат его. Этим фимиамом кадят престолу, Горнему месту, жертвеннику, иконам в алтаре, иконам в иконостасе, в храме, другим святыням и людям: и священнослужителям, и мирянам [3].

2. Оглашение как таковое известно в Церкви издревле и осуществлялось таким образом. Катехизация могла продолжаться довольно продолжительное время. Во II- III в. Срок оглашения был не менее 3-х лет.

Подготовка к принятию человеком Крещения последовательно осуществлялась сначала мирянами, потом пресвитером и наконец, на последнем этапе, епископом. Оглашенные готовились прочесть Символ веры, изучали Евангелие [1, с.83].

Вступлению в Церковь предшествовало не только обучение основам веры, но и проверка человека в твердости его христианского исповедания. Представителями церковной иерархии испытывалось его покаянное чувство: насколько он сознает свою греховность и желает исправиться, возродиться во Христе. У катехизируемых были поручители, с ними беседовали епископ и особые учителя [1, с.83].

По существовавшему в древности обычаю для крещаемого был необходим всего один восприемник (крестный): для мужчины – мужчина, для женщины – женщина (в соответствии с 22-м правилом I Вселенского собора)» [1, c.84].

Также до принятия Крещения в ранней Церкви новообращенного человека приводили к епископу. Епископ выслушивал заверения этого человека в серьезности его намерений быть настоящим и верным членом Церкви Христовой. После этого епископ вносил его имя в список оглашенных, затем он трижды осенял оглашаемого крестным знаменем и возлагал на его голову руку. Этот обряд было принято называть «зачислением» в разряд оглашенных. Обычно этот обряд совершался в начале Великого поста. После собеседования с епископом просвещаемый переводился на «интенсивный» курс. «Курс» святителя Кирилла Иерусалимского начинался с «предогласительной беседы», где святитель говорил просвещаемым об изменении их статуса в Церкви и увещевал не пропускать занятия, выучить сказанное, но не говорить о нем оглашенным, а также не любопытствовать о том, что делают на литургии верные. Дальнейшие беседы были посвящены толкованию Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторым другим вероучительным, нравственным и аскетическим аспектам христианства. До Второго Вселенского собора (381), на котором был принят Никео-Цареградский Символ веры (который мы читаем сегодня), в каждой поместной Церкви использовался свой крещальный символ, который представлял собой краткое исповедание веры, произносимое просвещаемым во время таинства крещения [1, с.84].

В понедельник четвертой седмицы Великого поста итоге оглашенные переходили в разряд просвещаемых: тех, кто вот-вот примет Крещение. Во время нынешнего великопостоного богослужения на Литургии Преждеосвященных Даров мы с вами можем услышать специальную ектенью о просвещаемых, которая читается здесь с соответствующими тайными молитвами [1, с. 85].

«По окончании установленного срока оглашенные подвергались духовному экзамену, то есть выяснялись не только их знания, но также рассматривалась их жизнь – готов ли человек по своему настрою, по чистоте жизни, по покаянному чувству, по вере своей принять Христа и стать воином Христовым?» [1, с. 85]. Накануне дня крещения, например в Страстную пятницу, они читали наизусть Символ веры и молитву «Отче наш» в присутствии епископа, а в Западной Церкви — и верных.

В Древней Церкви Крещение совершалось во дни великих праздников и прежде оно приурочивалось к Пасхе (основным днем Крещения считалась Великая суббота), к Богоявлению. Крещение также осуществлялось на Пятидесятницу, на Лазареву субботу. [1, с. 85].

3.Николай Кавасила с своем труде «Изъяснение Божественной литургии» исходит исходя из уже сложившего, практически сформированного на тот период чина литургии, описанного ранее патриархом Филофеем Константинопольским, и дает комментарии к Божественной литургии, с одной стороны, выступая против безудержного символизма Николая Андридского, но с другой стороны, умеренно и гармонично сочетая символическое представление, характерное для антиохийской школы интерпритации обряда, с историчностью жизни Иисуса Христа [2, c.180].

Согласно трактованию литургии Николаем Кавасилой, антифоны, предваряющие сам Малый вход, представляют времена до Иоанна Крестителя, являя пророческое свидетельство о пришествии Христа и его подвиге. Заканчиваются эти времена в момент возношения Евангелия на престол, символизируя прешествие Христа, появления Его перед народом [2, с.184].

Причем стоит сказать об уместности исполняемых во время входа псалмах. Николай Кавасила делает акцент в на том, что Христос, пришедший в на спасение рода человеческого, принес тем самым велию радость всему миру. До пришествия самого Господа нельзя было радоваться, но исполняться веселием могли пророки, которые духовными очами имели явление Христа или были посвящены в Его тайны. К примеру, «придите, возрадуемся Господеви» (Пс. 94,.1). Так рад бы был Авраам: «дабы видел день Мой, и виде, и возрадовался» (Ин. 8, 55) и царь Давид, говоря «воздаждь ми радость спасения Твоего» (Пс. 50, 14). Также Давид словами «придите просветимся» возвещал о пришествии Света, и «приидите возрадуемся Господеви» предвозвещает, что Он явился и принес радость. Николай, говоря о этой радости пришествия Христова, предвоспеваемую пророками в псалмах, говорит о том, чтобы мы не дожидаясь, вышли навстречу Ему, вышли так сказать, в Сретение с радостью, с воскликновением, славословя и воспевая Бога. Но конце объяснения Малого входа Николай Кавасила дает, таким образом, нам предостережение и, своего рода, наставление: «Он восхотел виться в образе раба; но мы да не соблазнимся плотию, судя по являемому, да не увлечемся в высоком питать мысли низкие, ибо в сей плоти сокрылся Бог велий Господь и Царь велий по всей земли»[5].

Комментируя Великий вход, Кавасила настаивает на трактовании как на символической, так и практической значимости самой процессии. Николай Кавасила, с одной стороны, указывает на том, каким образом необходимо себя вести во Время Торжественного шествия, описывает нам, как надо падать ниц, прося молитв священника, которые при Евхаристии являются особенно «действенными»: «В этот время надобно припадать к ногам священника, прося, чтобы он помянул нас в тех молитвах, ибо нет иного способа прошения, который имел бы столь силу и подавал нам столь твердые надежды…» [5] Но одновременно считает необходимым указать на то, что дары еще не являются освященными, какие подобает воздавать во время Литургии Преждеосвященных Даров, откуда, собственно, у людей и сформировалась традиция воздавать почести уже освященным Дарам, что, впрочем, и оправдано. А причиной воздавание почестей еще «не священнодействованным и несовершенным» дарам во время Великого входа является то, что народное почитание, укрепившееся еще со времен Феодора Мопсуестийского состояло не столь смешении двух литургий, сколько было обусловлено пышностью самого обряда, блеском и торжественностью, корни которого уходят далеко в прошлое, когда хлеб и вино в Великой Церкви заготавливались в специальном помещении-сосудохраинилище близ северо-восточного угла храма и для перенесения их на алтарь диакону необходимо было пройти через весь храм. Процессия с заготовленными дарами шла в сопровождении кадил, опахал, свечей, где ей и стали воздавать чрезмерные почести [2, c.185].

А вот как описывает Великий вход Николай: «Потом священник, совершив громогласно славословие Богу, идет у дарам и, благоговейно подняв их на голову, выходят. Неся таким образом, входит в алтарь и нарочито идет по храму спокойно и медленно. Сами же (верные) поют и со всяким смирением и благоговением наклоняются перед ним, прося, чтобы он при возношении даров помянул их. А идет в пришествии светильников и фимиама и в таком чине вступает в алтарь» [5].

Николай неоднократно говорит о том благоговении, которые должно испытывать не только мирянам во время этой части Литургии, но и самим священнослужителям. Он дает своего рода рекомендацию священнику, говоря о дальнейшем ходе литургии и сравнивая их с царями, которые хотят принести дары Богу несут и вносят их сами, имея на голове корону: «Это бывает по нужде, ибо надобно внести и положить в алтарь дары, имеющие быть принесенными в жертву, и притом совершить это, сколько можно, благоговейно и благоприлично»[5].

Описывая саму процессию, Николай Кавасила говорит, что сам Великий вход можно понимать двояко. Это может означать и последнее явление Христа, также вход Господень в Иерусалим, когда народ, держа в руках пальмовые ветви встречал Христа с восторженным «Осанна в вышних», шествие Господа на страсти, где Ему принадлежало и принести себя в Жертву, быти закланному на наши грехи [5].

Список использованных источников и литературы

  1. Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви. М: ПСТГУ, 2011. С.83-85.
  2. Уайбру Х. Православная литургия: Развитие евхаристичсекого богослужения византийского обряда. М.: ББИ, 2008
  3. [Электронный ресурс]URL: https://liturgy.ru/article_utvar1 (дата обращения 20.08.2013)
  4. Православие. Том 2: Богослужебная утварь [Электронный ресурс] URL: https://www.pravoslavie.by/page_book/bogosluzhebnaja-utvar (дата обращения 26.09.2013)
  5. Николай Кавасила, архиеп. Фессалоникийский. Изъяснение Божественной Литургии //Электронная библиотека RoyalLib.ru [Электронный ресурс]URL: https://royallib.ru/read/kavasila_nikolay/izyasnenie_bogestvennoy_liturgii_izyasnenie_obryadov_bogestvennoy_liturgii_izyasnenie_svyashchennih_odegd.html#61440 (дата обращения 20.08.2013)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
на курсовой проект по линейным сооружениям ГТС | День 7 января




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.