Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность возрастных кризисов






План

 

Введение
1. Понятие и сущность возрастных кризисов

2. Структура возрастных кризисов

3.Общие признаки возрастных кризисов

4. Кризисы детского возраста

4.1 кризис новорожденности;

4.2кризис одного года;

4.3кризис трех лет;

4.4кризис семи лет;

5.Кризисы подросткового возраста

5.1 кризис семнадцати лет

5.2 Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет)

6.Психические кризисы периода взрослости

6.1 кризис тридцати лет;

6.2 кризис 40 лет

7. Кризис пожилого возраста

7.1 Пенсионный кризис

 

Заключение

Литература

 

 

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов – психологам, педагогам, врачам, социальным работникам и т.д. Поэтому и возникло такое направление в общей психологии как возрастная психология, которая изучает особенности развития психики на различных возрастных этапах.

Каждый возрастной период изучают с учетом общих тенденций развития, а также в соответствии с особенностями предыдущего и следующих возрастных периодов. Под возрастом понимается период физического и психического развития человека, ограниченный хронологическими границами. Раннее детство, дошкольный и подростковый, зрелый возраст, старость – это основные возрастные периоды.

Кризис в жизни - это всегда неприятно. Будь то здоровье или семья, или работа, или дружеские отношения. Человек выбивается из привычного ритма. Ему больно, обидно. Однако можно смягчить неизбежные, встроенные в природу человека кризисы и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора.
Целью данной работы является рассмотрение психологической сущности, структуры и содержания психологических кризисов человека.

 

Понятие и сущность возрастных кризисов

Впервые термин " возрастной кризис" введен Л.С. Выготским для характеристики целостного изменения личности ребенка, регулярно возникающего при смене стабильных периодов развития [5].

Возрастные кризисы – это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями личности человека, возникающие при переходе от одной возрастной ступени к другой, связанные с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания.

Для введения представления о кризисах возрастного развития исходным является деление периода развития на отдельные этапы.

В течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие - недооценивал. Человек может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. При этом у него может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе.

Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Принятое решение сказывается на успешности и развитии всей последующей жизни. Нормативные кризисы развития неизбежно возникают на жизненном пути большинства людей [1, 4, 5, 9 и др.].

Возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. Суть возрастного кризиса в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Все жизненные кризисы подобны матрешке. Тяжело, когда человек не выходит из кризиса, а накапливает их. Все кризисы, по сути, связаны с поиском смысла жизни и попытками ответить на вопросы типа " Зачем я живу? Для кого? ", а так же проблема личной свободы, и борьба за нее на всех этапах жизни.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.