Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительные психологические портреты коммерсантов и артистов по невербальным особенностям их речи






В условиях предпринимательской деятельности огромное значение имеет фактор доверия и недоверия компаньонов друг к другу. Естественно, что о человеке судят прежде всего по его долам. Но всякому коммерческому, тем более, совместному делу предшествует определенная договоренность сторон. А в процессе договоренности уже и формируются представления компаньонов друг о друге, которые и решают вопрос быть или не быть совместным делам.

При речевом общении, например, по телефону, доверие или недоверие формируется не только на основании того, ЧТО говорит человек собеседнику, но и того, КАК он говорит, т.е. на основе всего комплекса как лингвистической, так и экстралингвистической невербальной информации. При этом, если вербальная информация адресуется к сознанию и логике слушателя, то невербальные компоненты речи (своеобразное интонационно-тембровое сопровождение слов), являющиеся эволюционно-древним предшественником речи, воздействуют в основном на подсознание слушателя, непроизвольно создают психофизический образ говорящего, формируют определенную психологическую установку слушателя к говорящему.

Любому человеку важно знать, какое впечатление он производит па других людей своим поведением и, в частности, речью и голосом. Для бизнесмена, как мы видим это впечатление является особо важным, поскольку может повлиять на характер коммерческих отношений с его партнерами. Любой человек, ознакомившись с собственным психологическим портретом; который формируется у голоса данного человека (например, по телефону, по радио, ТВ и в жизни), может принять меры к тому, чтобы постараться изменить свой психологический портрет в лучшую сторону. Этому будут способствовать и рекомендации деловым людям, основанные на результатах данных экспериментально-психологических исследований.

Основная цель настоящего исследования состояла в научном обосновании и экспериментальной проверке нового комплексного подхода к решению задачи формирования психологического портрета делового человека на основании аудиторского анализа его речи и голоса слушателями.

Обычно в условиях деловых межличностных отношений психологический портрет определенного человека складывается у реципиента на основании комплекса зрительно-слуховых его восприятии с учетом опосредованной информации, получаемой из других источников. В настоящем исследовании ставится задача выяснить информационно-психологическую значимость канала непосредственно слухового восприятия в его " чистом виде", т.е. с исключением возможности влияния на аудиторов зрительной и другой информации, характеризующей объект исследований. Типичными реальными ситуациями, отвечающими этим требованиям в естественных жизненных условиях, является, например, восприятие говорящего человека в магнитофонной. записи, по радио или в условиях телефонных деловых разговоров.

Поскольку психологический портрет человека строится по особенностям его речи и голоса, то естественно ожидать, что характеристики каждого конкретного портрета будут сильно зависеть от указанных особенностей речи и голоса обследуемого человека. Можно с достаточной степенью уверенности предсказать, что совершенные в эстетическом отношении речь и голос (красивый тембр, приятная интонация, дикция и т.п.) дадут более благоприятные показатели психологического портрета, по сравнению с невыразительной речью, несовершенной орфоэпией и т.п.

Речь и голос каждого из людей уникальны, неповторимы и чрезвычайно разнообразны по своим техническим и эстетическим характеристикам (в том числе и среди бизнесменов). Но с целью подчеркивания указанных различии мы сочли целесообразным в число обследуемых включить также группу мастеров художественного слова из числа известных драматических артистов и чтецов.

Суть предложенного метода создания психологического портрета человека по его голосу состоит в балльной аудиторской оценке группой экспертов целого ряда психологических характеристик говорящего в координатах семантически противоположных пар этих характеристик (доброжелательный-недоброжелательный и т.п.) и дальнейшей специальной статобработке результатов. Таким образом в отличие от распространенных в психологии методов опроса испытуемых (где они практически характеризуют себя) в нашем методе степень выраженности той или иной психологической черты обследуемого определяют эксперты-аудиторы на основании особенностей его речи и голоса. Основанием правомочности такого подхода является установленная связь между рядом психофизических свойств и состояний человека, с одной с стороны, и акустическими особенностями его речи и голоса, с другой стороны (Морозов, 1991, 1993, 1998).

Из всего многообразия психологических характеристик человека были отобраны такие, которые так или иначе значимы для портрета коммерсанта и его потенциального партнера (доброжелательный-недоброжелательный, чистосердечный-коварный, икренний-неискренний, щедрый-скупой и т.п.). Всего таких характеристик было отобрано 63. При этом 56 из них представлены в форме семантически противоположных пар, а 7 - в форме униполярных свойств (чувство собственного достоинства, чувство превосходства, эмоции: радость, страх и др.).

Важнейший теоретический и практический интерес представляет вопрос о том, какие особенности речи и голоса человека являются ответственными за те или иные его психологические характеристики, возникшие в сознании слушателя. С этой целью второй этап экспериментальных исследовании состоял в проведении аудиторских оценок речи и голоса предпринимателей и менеджеров по специально разработанной схеме. Данная схема включает в себя оценки 82 характеристик речи и голоса обследуемого. Все перечисленные психологические свойства и особенности речи оценивались по 5-балльной шкале.

Было обследовано 11 человек, принадлежащих к двум различным профессиональным категориям: бизнесмены (5 чел.) и представители искусства, владеющие техникой профессиональной художественной речи (драматические артисты и чтецы - 6 чел.). Группу бизнесменов составили: N 1 –маклер одной из коммерческих фирм; N 2 – генеральный директор крупной коммерческой фирмы; N 3 – сотрудник этой же фирмы; N 10 – директор Российского представительства Всемирной Компании управления капитала; N 11 – Президент фирмы " Гермес".

Группу артистов и чтецов составили: N 4 – А. Михайлушкин (отрывок из рассказов о Суворове); N 5 – нар. артист СССР Б. Ливанов (рассказ М.Ю. Лермонтова " Белла"); N 6 – засл. арт. Н. Пеньков (рассказ " Сервис императора"); N 7 – засл. арт. Республики Е. Вестник (текст " Советы доктора Добсона"); N 12. – нар. арт. СССР В.И.Качалов (сцена из пьесы Н. Островского " Лес", в диалоге с арт. В.И. Хенкиным); N 13 – нар. арт. СССР О.Н. Абдулов (рассказ А.П. Чехова " Дипломат").

Речевые фрагменты коммерсантов состояли из чтения отрывков текста и свободной речи - ответов на вопросы об их отношении к НЛО, экстрасенсам и т.п.» а -также высказываний на профессиональные темы. Указанные образцы речи были частично получены путем магнитофонной записи при непосредственном контакте с обследуемыми, а частично - из фондов Радио.

Прослушивание образцов речи обследуемых проводилось аудиторами в магнитофонной записи. Бригада аудиторов состояла из 6 человек (три психолога, два лингвиста, один фонопед-вокалист). Прослушав очередной фрагмент речи, они заносили свои суждения в бланки по 5-балльной шкале оценок каждого из психологических качеств, согласно инструкции, данной на бланках.

Результаты статистической обработки представлены в таблице 1.

Анализ всех 63 качеств портрета, использованных для его описания, позволил сгруппировать их в пять основных категорий: а) общей оценки обследуемого (располагающий-отталкивающий, образованный-необразованный и т.п.); б) отношение к слушателю, собеседнику (искренний-неискренний, доброжелательный-недоброжелательный и т.п.); в) отношение к предмету разговора, к делу (заинтересованный-незаинтересованный, энергичный-вялый и т.п.); г) отношение говорящего к себе (уверенный-неуверенный, чувство достоинства, превосходства и т.п.); д) эмоциональность (радость, печаль, гнев и т.п.).

Сравнение портретов коммерсантов и артистов показывает следующее. Портреты артистов при всем их разнообразии и индивидуальных особенностях в целом характеризуются существенно более высокими баллами положительных качеств (см. таблицу). Общая оценка по всем 64 качествам у коммерсантов равняется 26, 2 ±13, 1, артистов 71, 3 ±7, 8.

Максимально высокие показатели психологического портрета аудиторы дали нар. арт. СССР В.И. Качалову (номер 12): общая оценка +86, 7%, отношение к слушателю +78, 1%, к делу +71, 7%, к себе +85, 9% при самом высоком чувстве собственного достоинства +96, 7%.

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.