Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разных эмоций
В результате было установлено: – Представители художественного типа личности — абитуриенты МГК— имеют в целом более высокий эмоциональный слух (73, 4±3, 85) по сравнению с представителями мыслительного типа— студентами МГСУ (6б, 1±4, 28). Искусство и наука общения: невербальная коммуникация 49 Различие статистически достоверно при вероятности нуль-гипотезы по критерию Стьюдента р< 0, 04. – Гистограмма распределения числа обследованных респондентов как функция уровня адекватности восприятия эмоционального контекста речи (ЭС) у «художников» существенно сдвинута в сторону более высоких уровней ЭС (см. рис. 10). Анализ гистограммы показывает, что общее число «художников» с высоким ЭС (свыше 80%) составляет 39, 6% от численности всего коллектива, а этот же показатель у «мыслителей» равен всего лишь 12, 8%, т.е. на 26, 8% меньше, чем у представителей художественного типа. Вместе с тем в коллективе «мыслителей» число лиц с низким ЭС (ниже 60%) составляет 17, 9%, а у «художников» всего — 5, 5%.
Рис. 10. Сравнительные гистограммы распределения числа обследованных (в %) «художников» и «мыслителей» по уровням эмоционального слуха (ЭС, %)
Существенные различия между «художниками» и «мыслителями» обнаруживается и при сопоставлении профилей ЭС, т.е. особенностей восприятия различных эмоциональных контекстов речи (см. табл.). Как показал анализ, у представителей художественного типа наблюдаются более высокие уровни восприятия отдельных эмоций (радость, печаль, гнев, страх, нейтраль) и в целом меньшая неравномерность профилей ЭС (коэффициент вариативности 7, 2%), т.е. почти в два раза меньше, чем у «мыслителей» (13, 6%). У представителей мыслительного типа оказывается сильно заниженной чувствительность к восприятию «гнева» (53, 8%) по сравнению с «художниками» (69, 2%); в целом на 15, 4% ниже, что и приводит к значительному увеличению коэффициента вариативности восприятия разных эмоциональных красок (13, 6%). Таким образом, в целом представители художественного типа личности отличаются от мыслительного более высокой эмоциональной импрессивностью (высоким уровнем ЭС) и большей адекватностью восприятия разных эмоциональных контекстов речи. Введённый нами новый показатель ЭС — коэффициент вариативности (б/М*100%) уровня восприятия разных эмоций — может быть использован в комплексе с другими показателями в качестве одного из критериев принадлежности респондента к художественному типу личности, что немаловажно при профотборе и социальной профориентации людей.
|