Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ингушский фольклор: Небожительницы Села Сата и Мялха Аза






Саниба-ерда

Саниба-ерда
И. Дахкильгов
У всемогущего бога Дяла было много детей. Среди них были братья ерды – божественные Мятцели, Амага-ерда, Хал-ерда, Тамаж-ерда и Саниба-ерда. Старшим из братьев был Мятцели. Он первым ушел из семьи и поселился на вершине горы Мятлам. Другие братья расселились по тем местам, где сейчас находятся их храмы. Лишь один из братьев, Саниба-ерда, как младший, остался на месте. К этим братьям подселились другие ерды. Так, к Мятцели подселились и породнились с ним ерды Мятар-Дяла и Сусан-ерда.

В год раз, а иногда и два раза, от Саниба-ерда ночью высоко вверх поднималось сияние. Цай-саг – жрец знал дни, когда обычно это происходило. В это время он и его подручные ночами наблюдали за храмом. Когда сияние возникало, то с утра начиналось празднество и в течение трех дней при храме жгли свечи и костры.

Все братья ерды незримо ходят среди людей. В последний месяц лета, в Сели-бутт, был определенный день, в который, считалось, ночью собирались все братья ерды и решали свои общие дела.

В ту ночь у всех храмов жгли костры и возносили моления.

Когда из Санибанского ущелья последним уходил род Куштовых, они у своего родника, что течет

там, оставили золотой бокал, в знак того, что когда-нибудь сюда вернутся.

 

Великий Села – бог грома и молнии

Грозный Села имеет свою тронную гору Цай-лам. Если она не закрыта тучами, значит Села отдыхает и не будет непогоды и дождей. У Селы есть огромный меч, которым он рубит зловредных духов «цолаш» и шайтанов, которые временами подкрадываются к горе Цай-лам, чтобы навредить ему. Проснувшись, тогда он в гневе кричит и рубит их саблей. Вот поэтому в грозу сверкает молния и гремит гром. По воле Селы богиня Миха-нана гоняет ветер, а богиня Хи-нана льет дождь.

Если Селе понравится какой-нибудь человек, он поражает его молнией. На месте гибели такого человека строили небольшой склеп. В него в полном снаряжении сажали пораженного молнией и перед ним накрывали небольшой стол с угощениями. Когда долго не бывало осадков, люди выносили тела этих покойников из склепа, и Села посылал дождь, чтобы им омыть тело этого покойника.

Его дочь, которую зовут Села Сата, была большой искусницей. Она могла за одну ночь соткать и сшить одежду на шестьдесят человек. Говорят, она дала женщинам нитки, иголку, наперсток и ножницы. Села же, говорят, дал людям саблю, кинжал и ружье.

Если у Цай-лама кто-нибудь видел летающего орла, он возносил ему молитву, так как считалось, что Села иногда летает по небу в облике орла.

 

Ингушский фольклор: Небожительницы Села Сата и Мялха Аза

И. Дахкильгов
Некогда на небесах жили великий бог Хало и прославленные божественные красавицы Села Сата и Мялха Аза. Пришло богу Хало время жениться. У него была дружина из шестидесяти всадников. В походах их одежда пообносилась и они имели жалкий вид. Мечтавшим выйти за него замуж красавицам Хало сказал:

- Я женюсь на той из вас, которая сумеет в течение дня и ночи сшить одежду моим воинам, причем, одежда каждого воина должна быть сшита ему впору.

Мялха Аза, будучи дочерью Солнца, с его закатом должна была ночью спать. Села Сата же была дочерью бога грозы и молнии Селы и потому могла бодрствовать в любое время. После высказанных богом Хало условий наступила ночь и Мялха Аза уснула. Села Сата же ночью сумела на мгновение ока заглянуть в покои, в которых спали дружинники бога Хало. Этого мгновения хватило ей определить какому воину какого размера одежду надо сшить.

Чуть свет дружинники ускакали в поход и вернулись лишь к вечеру. Весь день искусницы шили для них одежду. Вечером воины стали их примерять. Те, что были сшиты Села Сатой, каждому из воинов оказались впору. А одежды, сшитые Мялха Азой, то кому-то бывали великоваты, а кому-то и тесными.

Конечно же Хало женился на Села Сате. Но и Мялха Аза не засиделась, - вскоре она вышла замуж за прославленного нарта Хамчий Патараза.

Не зря ингуши в старину говорили про известную красавицу и искусницу: «Она подобна Села Сате и Мялха Азе».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.