Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вовлеченное (ассоциированное) состояние. Когда вы вспоминаете случай из опыта, или создаете воображаемый опыт, где вы являетесь участником визуального представления опыта






Когда вы вспоминаете случай из опыта, или создаете воображаемый опыт, где вы являетесь участником визуального представления опыта, вы “вовлечены” в происшествие. Вы как бы видите своими глазами и слышите своими ушами. В вовлеченных состояниях вы соединены с чувствами или эмоциями, связанными с воспоминанием или созданным происшествием. Актеры “вовлекаются” в свои роли, создавая настоящие чувства, а не поддельные эмоциональные состояния. Если вы хотите вызвать определенное чувство, вовлекитесь в воспоминание о случае, когда у вас в прошлый раз было это чувство.

Отстраненное (диссоциированное) состояние

Когда вы в уме создаете картинку, воспоминания или воображаемой ситуации, и наблюдаете себя, вы “отстранены” от происшествия. Отстранение удаляет эмоциональное содержание из переживания. Терапевты используют эту технику, когда хотят, чтобы клиент воспроизвел травматическое происшествие, не переживая заново эмоциональное содержание. В технике “Взмах” используется отстраненное воображаемое внутреннее представление, для того чтобы заменить нересурсное состояние на ресурсное. Я познакомлю вас с этой техникой, используя визуальную систему, так как это для большинства людей легче всего, хотя кому-то может оказаться лучше работать в кинестетической или аудиальной системах.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3

Техника “Взмах”

Шаг 1

Вспомните ситуацию, в которой вы отреагировали таким способом, который вас беспокоит сейчас. Это могла быть встреча, телефонный разговор или презентация—любая ситуация, в которой вы хотели бы заменить в будущем нересурсные реакции на ресурсные.

Шаг 2

Найдите пусковой механизм (триггер) нересурсного состояния. Откуда вы знаете, когда создавать у себя это состояние? В примере с Джейн и Адрианом, состояние Джейн включалось картинкой, которую она создавала в своем уме, когда думала про Адриана. Ее состояние ухудшилось, когда она добавила его голос в свое внутреннее представление картинки Адриана, разговаривающего по телефону. Это внутренний пусковой механизм (полностью созданный в уме). В других случаях пусковым механизмом было что-то в голосе Адриана по телефону (внешний пусковой механизм). Если в вашем примере пусковым механизмом служит внутреннее представление, то воссоздайте те визуальные, аудиальные, обонятельные и вкусовые элементы в таком же виде, как они обычно возникают в вашем уме. Если пусковой механизм внешний, используйте все модальности, чтобы создать полностью вовлеченное внутреннее представление, то есть как бы снова переживите воспоминание.

Шаг 3

Определите два качества своей внутренней картинки, которые при усилении меняют вашу внутреннюю реакцию. Обычно хорошо действую яркость и размер, но могут действовать и цвет, контраст, местоположение или глубина. Вы скорее всего заметите свою внутреннюю реакцию как чувство или эмоцию. Поиграйте с ней, пока вас не удовлетворят два выбранных качества. Эти качества (так называемые субмодальности)—“решающие субмодальности”.

Шаг 4

Теперь встаньте, пройдитесь и немного подумайте о чем-то совершенно другом. Это поможет вам выйти из состояния, в которое вы только что входили.

Шаг 5

Постройте новый образ того, каким вы предпочитаете быть в ответ на такую ситуацию. Вы создаете образ другого “себя”, обладающего ресурсами того, как выбрать лучший результат. Это другое ваше “я” приближается к тому, каким вы хотите быть в такой ситуации. Ваша картинка должна быть отстранена, то есть вы смотрите на себя на картинке. Отстраненные картинки создают мотивацию двигаться к тому, чего вы хотите. Вовлеченная картинка дала бы вам чувство, что у вас уже есть ресурсы, так что сделайте картинку отстраненной.

Обязательно включите в образ все необходимые вам ресурсы. Среди них могут быть настойчивость, уверенность, ясность мысли, способность слушать, творчество, способность расспрашивать, и так далее. Выберите свои собственные ресурсы, —если вы выбираете какое-то умение, обеспечьте, чтобы у вас было хотя бы знание этого умения, —если вам нужно умение, которого у вас пока нет, найдите способ как можно скорее приобрети это умение.

Нужно, чтобы ваш образ был притягательным и реалистичным. Еще его нужно проверить по отношению к другим областям вашей личности и взаимоотношений. Испробуйте его в разных ситуациях—совместимо ли это ваше новое “я” с другими взаимоотношениями? Если вы будете так реагировать в других ситуациях, будет ли результат благоприятным для вас и для тех, с кем вы общаетесь? Вам может потребоваться изменять образ, пока он полностью вас не удовлетворит.

Шаг 6

Теперь еще раз пройдитесь по комнате и подумайте немного о чем-то совершенно другом, —это “прерыватель состояния”, —такой же, как и в четвертом шаге.

Шаг 7

Возьмите свой первый образ и усильте решающие субмодальности, —как в третьем шаге. Теперь возьмите свой новый образ себя, сделайте его маленьким и темным, и поместите его в уголок первого образа. Для следующего шага нужна скорость. Говоря про себя “взмах”, или со свистящим звуком, мгновенно сделайте большую картинку маленькой и темной, одновременно делая новый образ себя большим и ярким.

Шаг 8

Повторите седьмой шаг около пяти раз, обязательно “прерывая состояние” после каждого раза. Необходимы скорость и повторение.

Шаг 9

Чтобы проверить свою новую “реакцию”, вам нужно только снова включить состояние, вообразив ситуацию в будущем, когда вам будет нужна такая новая реакция. Это называется “подстройкой будущего”. Если ваш пусковой механизм внешний, вам нужно только вообразить событие, которое включило бы ваше состояние. Если вы все еще получаете первоначальную реакцию, вернитесь к первому шагу и проделайте его снова, хотя когда вы “махнете” ваши образы пять-шесть раз, вы обнаружите, что новое состояние переключается само.

Рисунок 2.3

Взмах

“Махните” решающие субмодальности (для многих людей хорошо действуют яркость и размер)

Поэкспериментируйте с этой техникой и часто ее используйте. Вы можете получить больше свободы выбора в своих внутренних картах реальности, программируя свою нейрологию более ресурсно реагировать на внешнюю территорию. Тогда ваши фильтры восприятия будут работать на улучшение и усовершенствование ваших действий, устраняя вами же поставленные ограничения.

Время

Невозможно управлять временем; на самом деле вы управляете собой во времени и через время.

Современная концепция “тайм-менеджмента” (управления временем)—ошибочна. Невозможно управлять временем; на самом деле вы управляете собой во времени и через время. Представьте, что вам могут ответить, если вы спросите десять случайно выбранных людей, что они делали во вторник две недели назад. Ответы будут похожими? Конечно, нет. Ответы могут быть самыми разными, от “я не знаю” до “кажется, я...” и конкретных ответов “да, я играл в теннис с одной моей знакомой”. После этого спросите их, что именно они будут делать ровно через две недели. Некоторые скажут, что именно они будут делать, у некоторых может быть смутное представление об этом, и найдутся те, кто об этом еще не думал.

То, как мы внутренне воспринимаем время, сильно влияет на то, как мы вспоминаем прошлые события, как мы переживаем настоящее, и как планируем будущие события.

Каждый из нас по-своему представляет себе время. Некоторые люди хорошо умеют планировать на долгие сроки, а другим трудно предполагать что-то дальше выходных. И мы сильно отличаемся друг от друга по способности вспоминать прошлые события. От того, как мы внутренне воспринимаем время, сильно зависит то, как мы вспоминаем прошлые события, как мы переживаем настоящее, и как планируем будущие события. Можно было бы подумать, что время для всех одинаково, —у каждого есть часы, которые помогают нам вносить в жизнь понятие времени, и все они настроены на одинаковое время. В НЛП предлагается техника под названием “линия времени”, которую можно использовать, чтобы перестроить ненужное нам восприятие времени (или маркировку времени), и максимально использовать время, планируя действия так, чтобы достигать своих целей.

Линия времени—это метафора, и причем очень полезная. В ней используется принцип маркировки времени в физическом пространстве, в котором находится наше тело. Бывает, что время организовано как хронологическая линия, идущая из прошлого через настоящее в будущее. Я встречал многих людей с совершенно другими и гораздо более сложными конструкциями. Но обнаружены некоторые общие принципы, которые относятся к большинству людей, и которые помогут нам понять преимущества и недостатки разных типов линии времени.

Есть две основных формы линии времени, у каждой из которых много вариантов. Люди, которые постоянно живут в “здесь и сейчас”, часто опаздывают на встречи, потому что “сейчас” для них гораздо важнее и реальнее, чем будущее. Оказывается, что такие люди обычно опаздывают на встречи, потому что они полностью вовлечены в “сейчас” и не обращают внимания на расписания и графики времени, часто затягивая сроки. Их к тому же легко уговорить остаться дольше, когда они глубоко вовлечены в обсуждение. Когда их внимание сосредоточено на чем-то, они легко умеют удерживать его.

Жизнь “во-времени” запоминается с большим количеством эмоций. Когда человек вспоминает такой опыт, он обычно полностью ассоциирован (вовлечен) в него.

Такие люди обычно не используют блокноты-“органайзеры”, часто предпочитая простые записи будущих событий в дневнике. Жизнь “во-времени” запоминается с большим количеством эмоций. Когда человек вспоминает такой опыт, он обычно полностью ассоциирован (вовлечен) в него. У людей, находящихся “во-времени”, пространственное размещение линии времени похоже на показанное на рисунке 2.4 (линии А-Б; В-Г), где тело действительно находится “внутри” линии времени.

Рисунок 2.4

Пространственное расположение линии “во-времени”.

Вид сверху

Настоящее (сейчас)

Второй основной тип расположения временной линии, “через-время”, показан на рисунке 2.5. Люди, у которых так расположена линия времени, часто используют сложные системы блокнотов-“органайзеров”, потому что прошлое и будущее настолько же важны, как и настоящее. Таких людей часто отвлекают собственные мысли о событиях в прошлом и в будущем, и даже если телом они здесь, их ум часто где-то в другом месте. Они обычно приходят вовремя на встречи, а выраженные типы “через-время” могут приходить и на час раньше, потому что для них совершенно немыслимо опаздывать, и прийти вовремя часто важнее, чем сама встреча.

Эти два вида расположения в пространстве типичны для правшей. У левшей прошлое и будущее могут быть зеркально развернуты.

Если вы определите свою линию времени, вы сможете ее менять, и использовать как очень эффективную систему планирования, которая поможет вам планировать достижение успехов.

Где находится ваша линия времени? Вы “во-времени” или “через-время”? Как вы воспринимаете и маркируете время по отношению к физическому пространству, в котором находится ваше тело? Если вы определите свою линию времени, вы сможете ее менять, и использовать как очень эффективную систему планирования, которая поможет вам планировать достижение успехов.

Рисунок 2.5

Типичное расположение линии времени “через-время”

Вид сверху

Настоящее

Прошлое уходит налево в виде дуги

Будущее уходит направо в виде дуги

Чтобы выяснить, как расположена ваша собственная линия времени, выберите случай из своего далекого прошлого, когда вы праздновали день рождения, и вспомните какие-то конкретные события этого дня. Теперь вспомните другой день рождения на несколько лет позже, и проделайте то же самое. Теперь вспомните еще один день рождения через несколько лет... и продолжайте, пока не дойдете до своего прошлого дня рождения. На несколько секунд задерживайтесь в каждом воспоминании, вызывая в уме как можно больше образов каждого дня рождения.

Теперь я попрошу вас снова проделать то же самое, и в это раз постараться заметить, в каком направлении расположена каждая из внутренних картинок празднования дня рождения. Проведите воображаемую линию через все образы, и вы получите свою метафорическую линию времени. Она может быть не похожа ни на один из двух примеров на рисунках 2.4 и 2.5—это нормально. Бывают люди с очень своеобразным расположением времени. В некоторых азиатских культурах есть вертикальные вверх / вниз линии времени, и я был знаком с людьми, у которых это были спирали вокруг тела. Вопрос в том, насколько вам полезна ваша форма линии времени? Если она не особенно полезна, то представьте себе, что бы вы предпочли. Насколько эффективно вы умеете заканчивать работу вовремя? Как вы вкладываете свое время, насколько разумно? Умеете ли вы придерживаться графиков времени? Можете ли вы с уверенностью заранее планировать крупные и важные проекты? Как насчет повседневного вложения времени и общей дисциплины времени?

Если вы хотите усовершенствовать какую-то из этих областей, может быть полезно поэкспериментировать с непривычными линиями времени. Для западного бизнеса лучшего всего подходит линия “через-время” в форме буквы “V”, расположенная перед собой (как показано на рисунке 2.5). В пятой главе у вас будет возможность использовать свою линию времени, чтобы спланировать успешное будущее событие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.