Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. О социальных дорожных картах.

 

Дорожной картой, в мире принято называть наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта, в моем понимании ситуации – отдельного СОЦИАЛЬНОГО продукта, класса социальных продуктов, некоторой социальной технологии, группы смежных социальных технологий, социально-ориентированного бизнеса, социально-ориентированных НКО, объединяющей несколько социализированных бизнес-единиц с СО НКО, целой социальной индустрии и даже плана достижения политических, социальных и т.п. целей, например, урегулирования социальных конфликтов и борьбы с особо опасными общественными явлениями и проявлениями.

 

Процесс формирования социальных дорожных карт называют социальным дорожным картированием, а социальный объект, эволюция которого представляется на карте - объектом социального дорожного картирования.

Дорожное картирование увязывает между собой видение, стратегию и план развития объекта и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее». Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии, но и их потенциальную востребованность и рентабельность, а также выбирать оптимальные пути с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.

 

Социально дорожное картирование опирается на сбор экспертной информации о социальном объекте, продукте, социальной технологии, социальной индустрии и т.д., позволяющей прогнозировать варианты их будущего состояния.

Результатом изысканий в области социального дорожного картирования становится план-сценарий развития социального объекта с учётом альтернативных путей и возможной «расшивки» потенциальных узких мест.

 

В общем случае социальные дорожные карты нацелены на информационную поддержку процесса принятия управленческих решений по развитию объекта картирования. Но существуют специфические цели, которые выделяются с очевидной необходимостью, а именно: решение проблемы социального объекта (это локальные дорожные карты) или инновационное развитие социального объекта (эти социальные дорожные карты носят, как правило, более масштабный, междисциплинарный и межведомственный характер).

Пока же, отечественная политическая и социологическая теория, пока ещё не относит социальные дорожные карты к инструментам политического и стратегического управления, считая их лишь удобным и наглядным способом графической интерпретации вариантов развития объекта картирования, который облегчает понимание ситуации и помогает принимать необходимые решения.

 

Обычно социальная дорожная карта представляется в форме графической схемы, алгоритма, отображающего важнейшие шаги и ожидаемые результаты этих шагов в «узлах». «Узел» карты – это этап развития социального объекта и одновременно пункт принятия управленческих решений, а отрезки между «узлами» – эти причинно-следственные связи между ними. Также на этой схеме могут отображаться необходимые социальные инновации и инвестиции, возможные риски и отдача.

В зависимости от социального объекта социального дорожного картирования следует выделить:

· Социально-продуктовые дорожные карты – сценарии развития социального продукта или социально продуктовой линейки во времени;

· Социально-технологические дорожные карты – сценарии развития социальных технологий, технологического сектора;

· Социально отраслевые (включая рыночные, промышленные) дорожные карты – сценарии развития социальной отрасли, социальной индустрии (отдельного сегмента рынка социальных услуг, сектора социально-ориентированной промышленности);

· Корпоративные социально-ориентированные дорожные карты – сценарии развития отдельной компании и т.д.

Деление социальных дорожных карт на социально- продуктовые, -технологические и -отраслевые весьма условно, поскольку эти объекты настолько взаимосвязаны и «вложены» друг в друга, что не совсем корректно выстраивать сценарий развития одного из них, не учитывая развития остальных. Однако пока это деление присутствует в существующей практике социального дорожного картирования.

 

Социльно - продуктовые, -технологические и -отраслевые дорожные карты объединяют общие подходы к формированию и внедрению в практику, а именно:

1. Все социальные дорожные карты включают прогноз развития своего объекта на долгосрочную перспективу – как правило, это около 10 - 15 лет – с разбивкой на более мелкие подпериоды. Причём, заметим, горизонты дорожного
картирования могут быть самыми различными в зависимости от специфики социального объекта – будь то потребительский социальный продукт, характеризующийся относительно коротким жизненным циклом или целая социально-технологическая сфера или социальная индустрия, развивающаяся десятилетиями под воздействием самых разнообразных факторов. При этом будущее, прогнозное состояние социального объекта уже экспертно задано, дорожная карта только наглядно отражает путь его достижения.

2. Все социальные дорожные карты вне зависимости от характера социального объекта картирования должны чётко демонстрировать экономический эффект от их выполнения и обосновывать оптимальность предлагаемых альтернатив развития именно с позиций экономической эффективности использования ресурсов в каждой точке принятия решений.

3. Все социальные дорожные карты являются достаточно дорогим инструментом планирования. Поскольку составление и реализация любого долгосрочного плана всегда связаны с рисками самой различной природы, для создания социальной дорожной карты необходимо формирование целой целевой рабочей группы, в которую должны входить специалисты самого разнообразного профиля – футурологи, педагоги, врачи, антропологи, историки, финансисты, технологи, социологи, маркетологи и многие другие, причём в зависимости от масштаба социального объекта картирования количество специалистов может существенно различаться.

4. Социальная дорожная карта ВСЕГДА является интерактивным инструментом, позволяющим немедленно вносить какие-либо изменения и уточнять сценарии развития объекта.

Иногда социальное дорожное картирование используется как некий синоним бизнес-планирования либо форсайта. Не буду перегружать текст рассмотрением тонкостей пересечения этих терминов, имея в виду, что понятие «социальная дорожная карта» вообще не имеет достаточно чёткой дефиниции.

 

Разработка и представлениесоциальной дорожной карты может служить частным методом представления результатов форсайта. Форсайт, как целая группа методов долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития, намного шире социального дорожного картирования в инструментальном плане, сосредоточен на глобальных вопросах того или иного общественного сектора, а посему более масштабен. Однако общим свойством рассматриваемых категорий является их вариативность, допущение и рассмотрение различных сценариев и формирование разнообразных прогнозов. Замечу, что форсайт - уровень федеральных властей, а вот " Социальная дорожная карта", как раз соответствует уровню региона, и не посильна для муниципалов.

 

В России социальноен дорожное картирование пока не распространенный инструмент планирования, поэтому как таковые унифицированные методические подходы и алгоритмы формирования социальных дорожных карт еще не сформированы, структура и форма данного документа никем жёстко не заданы, а весь процесс картирования отличается высокой степенью инновационного творчества. Тем более процессы модернизации социальной сферы и социальных отношений постоянно выпадают из поля зрения властей, оставаясь уделом ученых и общественников.


Зачем нужна социальная дорожная карта?


В первую очередь для ясности, прозрачности и увязки всех процессов вокруг социального объекта, в пространистве и во времени, положим, в нашем случае социальный объект - " многодетная семья". Понятно, что дело будет буксовать на месте, а благие намерения властей превратятся в дорогу в ад, если в итоге не окажется, что иметь многодетную семью выгодно и в экономическом аспекте и в социальном.
Но, не менее понятно, что процесс этот долговременный, общество должно быть хорошо информировано и о рисках, и о предпринимаемых усилиях властей, для взаимопонимания происходящих процессов и прогнозируемых результатов. Социальная дорожная карта - интерактивный инструмент управления социальными процессами в регионе.

Социальные дорожные карты создаются не только для наглядного представления информации о возможных альтернативах развития объекта картирования и упрощения принятия управленческих решений. Сам по себе процесс формирования социальной дорожной карты – это некая ревизия имеющегося потенциала развития изучаемого объекта, обнаружение узких мест, рисков, угроз и возможностей роста, потребности в ресурсном обеспечении и т.д. Причём осуществляется этот анализ исключительно на основании многоаспектного экспертного обсуждения рассматриваемого объекта людьми самой разной специализации и взглядов.

Можно указать следующие причины, по которым региональным гоструктурам следует использовать инструментарий дорожного социально продуктово – технологического картирования:

 

1. Создание социальной дорожной карты – это, прежде всего, эффективное планирование всех областей и факторов, которые задействованы в развитии социальной продуктовой линии.

2. Социальные дорожные карты включают такую точную характеристику, как время.
Создание социальных дорожных карт помогает руководителям ведомств и департаментов удостовериться в том, что в нужный момент они будут обладать ресурсами и технологиями, необходимыми для осуществления своей стратегии и планов.

3. Социальные дорожные карты являются связующим звеном между социальной стратегией и стратегией бизнеса, социологическими данными о населении, качестве жизни, данными о рынке потребления и развития, иными решениями.

4. С помощью социальных дорожных карт обнаруживаются пробелы (недочёты) в планах власти, что позволяет избежать, а не решать возможные проблемы в будущем.

5. На каждом этапе процесса создания социальной дорожной карты акцент делается на нескольких самых важных аспектах, к примеру: потребность семьи и ее динамика, социальные инвестиции в семью и итоговая отдача, и т.д. Таким образом, удается использовать время и ресурсы самым разумным и рациональным образом. С помощью социальных дорожных карт удается ставить наиболее реалистичные цели.

6. Социальная дорожная карта вырабатывает своеобразный «путеводитель» для руководителей ведомств, муниципалитетов, позволяя, таким образом, идентифицировать промежуточные результаты и корректировать направления деятельности.

7. Совместное использование нескольких социальных дорожных карт позволяет стратегически использовать технологии во всей товарной специализации компании.

8. Создание социальных дорожных карт подразумевает обмен информацией между представителями власти, организациями, гражданами и другими заинтересованными в развитии социального объекта картирования сторонами. Используя социальную дорожную карту, можно весьма доступно объяснить всем, в каком направлении движется регион и власти региона, его потенциальные возможности и перспективы.

9. Формирование социальной дорожной карты требует создания группы разработчиков.
Процесс социального дорожного картирования формирует внутри группы общее понимание социального объекта и владение планом его развития.

Очевидно, что целесообразно спрогнозировать возможные направления применения результатов деятельности, во-первых, с позиций удовлетворения человеческих потребностей (то есть оценить потенциальный конечный спрос), а во-вторых, с коммерческой точки зрения (оценить возможную экономическую эффективность внедрения этой разработки), есть и очевидная политическая составляющая.

 

Полученная социальная дорожная карта поможет разъяснить полезность разработки представителям деловых кругов, которые возможно перехватят и доведут социальную технологию либо социальный продукт до стадии реализации. Иначе говоря, социальное дорожное картирование поможет замкнуть инновационную цепочку социального продукта.

В целом, можно отметить, что социальные дорожные карты в области социальных разработок могут способствовать снижению риска капиталовложений на финишной стадии выхода нового социального продукта на рынок. Другой возможный эффект заключается в том, что социальная дорожная карта разъяснит различным органам власти целесообразность финансовой поддержки данного направления социальных разработок.

Еще более важную роль социальной дорожные карты играют в области региональной политики, поскольку в ней цель стратегического социального планирования заключается в привлечении инвестиций, причем решение о вложении средств обычно принимают люди, не являющиеся фанатично преданными идеям социально-ориентированного бизнеса. При естественном недостаточно глубоком уровне знакомства инвестора с социальной проблематикой и языком фундаментальных исследований социальная дорожная карта фактически выступает в качестве своего рода коммерческого рекламного проспекта.

 

В любом случае, социальная дорожная карта исследований и разработок может обеспечить заинтересованность государства и бизнеса в результатах её реализации и разъяснить, как её непосредственно социальное значение, так и рыночные перспективы последних.

Социальная дорожная карта - как инструмент государственного планирования социальных технологий развития.

Прогностические возможности технологического дорожного картирования могут быть применены в процессе формирования приоритетов государственной социальной политики в той или иной сфере, а также в ходе планирования мероприятий по её реализации.

Поскольку социальная дорожная карта является по своей сути сценарием, планом действий, она предоставляет возможность взаимно увязать во времени государственные меры по развитию той или иной области социальных отношений.

 

Если учесть тот факт, что обычно в основе социального дорожного картирования лежит человеческая потребность в том или ином социальном продукте, а также социальной технологии, при помощи которой и производится этот социальный продукт, то нетрудно увидеть, что процессы отбора приоритетных направлений социального развития, социальных технологий формирования перечня критических социальных технологий имеют в основе то же самое ядро, что и социальное дорожное картирование.

Если проиллюстрировать разрабатываемый в ходе формирования перечня критических социальных технологий экспертный прогноз развития человеческих потребностей, удовлетворяющих их социальных -продуктов и -технологий, на основе которых производятся эти социальные продукты, соответствующими социальными дорожными картами, можно сформировать принципиально новый полноценный инструмент управления, позволяющий наделить отечественную государственную машину и её внутреннюю политику, наглядностью, прозрачностью, гибкостью и вариативностью.

Социальная дорожная карта является «мягким» инструментом прогнозирования и государственного управления развитием социальных отношений и соотношений, социального баланса. Она отнюдь не лишена недостатков, в частности, она достаточно дорога, сложна, поскольку требует углублённой экспертизы и достаточно длительного времени на разработку, что делает её абсолютно неприменимой или ограниченно применимой для динамично развивающихся событий. Однако использование данного механизма позволяет сосредоточить усилия региональной власти на согласованном социальном развитии региона, социальных технологий, на укреплении и реализации социального потенциала, и семьи в первую очередь.

Появится реальная потребность в социологических исследованиях, направленность которых будет обусловлена социальной дорожной картой, и они найдут практическое применение влияя на корректуры вносимые в сценарии социальной дорожной карты, выявляя " узкие места" и выявляя фактический прогресс в качественных показателях поставленных целей. Деятельность органов власти станет менее хаотичной, более упорядоченной и целеустремленной, издержки и расходы при этом, ощутимо сократятся.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Положение | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.