Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Божественная литургия






Схема чинопоследования Примечания
А. Литургия Оглашенных (Литургия Слова)
1. Начало Литургии оглашенных  
1.1. Литургийный возглас Благословено Царство…
1.2. Мирная ектения Миром Господу помолимся
1.3. Антифоны:  
1.3.1. Молитва 1-го антифона Антифон 1-ый* *— здесь и далее: изменяемые элементы
1.3.2. Малая ектения Молитва 2-го антифона Антифон 2-ой* Гимн Единородный Сыне…  
1.3.3. Малая ектения Молитва 3-го антифона Антифон 3-ий*  
2. Малый вход  
2.1. Молитва входа Вход с Евангелием Премудрость. Прости.
2.2. Входное* Тропари и кондаки*  
2.3. Молитва Трисвятого Трисвятое* Святый Боже…
3. Чтение св. Писания  
3.1. Восхождение на Горнее место Первое преподание мира Мир всем
3.2. Чтение Апостола 3.2.1. Прокимен* 3.2.2. Апостол*  
3.3. Чтение Евангелия Каждение 3.3.1. Аллилуиарий* 3.3.2. Молитва перед Евангелием Преподание мира перед Евангелием 3.3.3. Евангелие* Мир всем
3.4. [Проповедь]*  
4. Прилежное моление  
4.1. Сугубая ектения Молитва прилежного моления Рцем вси от всея души…
4.2. [Заупокойные ектения и молитва] Помилуй нас, Боже…
5. Окончание Литургии оглашенных  
5.1. Ектения об оглашенных Молитва главопреклонения оглаш. Помолитеся, оглашеннии, Господеви
5.2. [Исхождение оглашенных] Оглашеннии, изыдите
Б. Литургия верных
1. Начало Литургии верных  
1.1. Мирная ектения (сокращенная) Две молитвы верных. В двух частях по числу молитв верных
2. Великий вход  
2.1. Молитва священника о себе 2.2. Херувимская песнь * Каждение 2.3. Принесение Св. Даров на св. престол Никтоже достоин… Иже херувимы…
3. Приготовление к анафоре  
3.1. Диалог после великого входа Дух Святый найдет на тя…
3.2. Просительная ектения Молитва предложения Исполним молитву нашу Господеви
3.3. Преподание мира перед Анафорой Лобзание мира Мир всем Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы — Отца и Сына и Святаго Духа… Христос посреде нас — И есть и будет!
3.4. Исповедание веры Символ веры
   
4. Анафора (возношение)  
4.1 Диалог перед Анафорой 4.2. Praefatio: богословские истины Станем добре… — Милость мира… Благодать Господа…— И со духом твоим Горе имеим сердца! — Имамы ко Господу Благодарим Господа! — Достойно и праведно…
4.3. Sanctus: рассказ об ангельской литургии, включая песнь «Свят, свят свят…» 4.4 Post-Sanctus: рассказ о домостроительстве спасения; 4.5 Institutio: рассказ о Тайной вечере, включая установительные слова Победную песнь… — Свят, Свят, Свят… Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, Еже за вы ломимое во оставление грехов. — Аминь. Пийте от Нея вси, Сия есть Кровь Моя новаго завета, Яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. — Аминь.
4.6 Anamnesis: завершение повествований (=воспоминание) и переход к молениям Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся — Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.
4.7. Epiclesis Призывание Св. Духа на Церковь и Дары и освящение Св. Даров Моление о причащающихся В том числе — троекратное благословение Св. Даров (в Русской Церкви предваряется чтением тропаря 3 часа) и диалог с диаконом
4.8. Intercessio Поминовение: Пресвятой Богородицы и всех святых; усопших; вселенной; Церкви; страны; властей и воинства; Патриарха и правящего епископа; живых; ходатайства о разном Изрядно о Пресвятей… — Достойно есть…* В первых помяни Господи… — И всех, и вся.
4.9. Заключение анафоры: славословие и диалог И даждь нам единеми усты славити…Имя Твое… — Аминь. И да будут милости… — И со духом твоим.
5. Приготовление к Причащению  
5.1. Просительная ектения Молитва о достойном Причащении Вся святыя помянувше…
5.2. Молитва Господня И сподоби нас Владыко… — Отче наш…
5.3. Преподание мира перед Причащением Молитва главопреклонения. Мир всем
5.4. Молитва возношения Возношение и преломление Св. Хлеба Святая святым — Един Свят…
Исполнение Св. Чаши; теплота; приготовление Св. Даров для Причащения  
6. Св. Причащение  
6.1. Причащение духовенства; молитва благодарения; чтение пасхальных гимнов Причащение мирян; Пение причастного стиха* В греческих Служебниках печатаются (и читаются) не здесь, а уже после Причащения мирян Со страхом Божиим…
6.2. Погружение поминальных частиц во Св. Чашу Отмый Господи грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею Честною…
6.3. Перенесение Св. Даров на жертвенник Благодарственные песни Спаси Боже люди Твоя… — Видехом Свет истинный * Всегда, ныне и присно… — Аминь. Да исполнятся уста наша…
6.4. Ектения благодарения [Молитва благодарения] Прости, приимше Божественных…Таин… В русском Служебнике печатается до Причащения мирян
7. Окончание С миром изыдем
7.1. Заамвонная молитва Благословляяй благословящия Тя Господи…
7.2. Буди Имя Господне … и псалом 33 Молитва и потребление Св. Даров [Раздаяние антидора]
7.3. Заключительное благословение Благословение Господне на вас…
7.4. Отпуст* Многолетие  

 

Тропарь 3-го часа в составе анафоры.

Еще приносим Ти... [Господи, и же Пресвятаго Твоего Духа... Сердце чисто созижди... Не отвержи мене... – Тропарь III-го Часа и стихи 50-го псалма; это славянская интерполяция с начала XV в., чуждая изначальному тексту анафоры; у греков в настоящее время ее нет].

Введен в состав анафоры для подтверждения того, что в тайносовершительной формуле самое главное – это благодать Святого Духа!

Место Евхаристии в духовной жизни христиан.

Таинство Причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Вечери Господь Иисус Христос преломил хлеб и, раздав Своим ученикам, сказал: " Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание". Потом Он взял в руки чашу с вином, подал им и сказал: " Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается". После крестной смерти Учителя Его ученики стали собираться на Евхаристию для преломления хлеба и вкушения вина в воспоминание о страданиях, смерти и воскресении Господа Спасителя. Евхаристия стала той основой, на которой строилась христианская Церковь. Ведь в первые десятилетия после смерти и воскресения Христа у Церкви не было ничего, кроме памяти о Нем: еще не было Евангелия, не было сформировавшегося догматического и нравственного учения. То, что соединяло учеников, что, собственно, и делало их Церковью, была их совместная жизнь во Христе, их память о Спасителе, которая находила свое максимальное выражение в Евхаристии, когда они причащались Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина в воспоминание о Его смерти и воскресении. Позже появились Евангелия и послания святых апостолов, то есть Священное Писание Нового Завета. Еще позже стали формулироваться христианские догматы, появилась стройная система христианского богословия - все то, без чего Церковь не может существовать. Но первоначальным и основным формообразующим элементом Церкви была именно Евхаристия.

Приходя на Евхаристию, мы вливаемся в то преемство евхаристического опыта, которое существует в Церкви со времен Христа и которое не прерывалось никогда. Даже в самые тяжелые и трудные годы гонений Евхаристия продолжала совершаться в христианских общинах.

Во времена советского атеизма у Церкви были отняты практически все права. Была запрещена проповедь, священники не могли свободно говорить о Христе, было запрещено религиозное образование детей и участие детей в богослужении, практически не издавалась христианская литература, и Библия была недоступна большинству людей. И тем не менее Церковь Христова продолжала существовать, и сохранилась она прежде всего Евхаристией, потому что это таинство совершалось постоянно. Если его невозможно было совершать явно, его совершали тайно. Соловецкие узники, епископы и священники, совершали Литургию ночью, лежа на нарах, и престолом им служила грудь одного из епископов. И каждый раз, когда бы ни совершалась Евхаристия и в каких бы условиях она ни совершалась, это была та самая Евхаристия, та самая Тайная Вечеря, которую совершил Спаситель, в кругу Своих учеников.

Важно помнить, что Литургия, совершаемая сегодня, - это не просто воспоминание, повторение событий, имевших место в прошлом, а прямое продолжение Тайной Вечери. Священник или епископ - предстоятель на евхаристическом богослужении - произносит те же слова, которые Христос произнес на Тайной Вечери: " Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое... Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая..." Священник действует здесь не своей силой, но силой Божией, он занимает место Самого Христа, единственного истинного Совершителя Литургии. В данном случае священник - лишь орудие в руках Божиих. Если в других ситуациях священнослужитель может привнести в свое служение что-то личное, например, в пастырском слове, в увещании, в беседах с людьми и т. д., то в момент совершения Литургии он выполняет лишь одну функцию - являет, представляет Христа, и Христос действует через него.

Поэтому в Православной Церкви существует традиционное, установившееся веками, почтительное, уважительное отношение к священному сану. Не к священнику как человеку, который носит этот сан, но именно к священному сану, через который Христос непосредственно общается с людьми. Итак, когда священник произносит слова Христа на Тайной Вечери, мы должны понимать, что через него говорит Сам Христос. Целуя руку священника, мы на самом деле целуем руку Христа, потому что в данном случае священник являет присутствие Христово. И вся Евхаристия, вся Божественная Литургия от начала и до конца является этим откровением присутствия Божия, которое никогда не прерывалось.

В одной из сирийских Церквей - так называемой Ассирийской Церкви Востока - существует обычай, который в этой Церкви считается таинством. Когда готовится тесто для евхаристического хлеба, в него добавляют частичку хлеба от предыдущей Евхаристии. Этот обычай связан с преданием Ассирийской Церкви, согласно которому святой апостол Иоанн Богослов на Тайной Вечери получил от Христа, в отличие от остальных апостолов, две частицы Тела Христова. Одной он причастился, а другую сохранил для совершения Евхаристий. Это предание выражает идею преемства Евхаристии. Смысл его в том, что евхаристический хлеб, которым мы причащаемся сегодня, - это тот самый хлеб, который был освящен Самим Христом. Таким образом, современная Литургия не является просто повторением того, что некогда совершил Христос. Тайная Вечеря актуализируется каждый раз, когда совершается Литургия.

Но что происходит с нами, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин? Происходит, конечно же, некое онтологическое изменение всего нашего человеческого естества, и это изменение глубоко укоренено в самой тайне Боговоплощения. Ведь христианство - не просто религия, приводящая людей к Богу. И это не только путь, который ведет человека на те духовные вершины, где он встречается с Богом. Это еще и путь, по которому прошел Сам Бог навстречу человеку - это путь Божественного истощания. И независимо от того, насколько высоко мы взойдем по " лествице", ведущей к Богу, насколько мы преуспеем в добродетелях, самое существенное в деле нашего спасения уже совершено Самим Богом: Бог стал человеком, стал таким же, как мы, стал одним из нас, чтобы прожить нашу человеческую жизнь с ее радостями и скорбями, приобретениями и потерями, победами и поражениями. И эта тайна Боговоплощения, которая превосходит человеческое понимание, которую невозможно рационально объяснить или осознать, раскрывается нам через Евхаристию.

Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Иными словами, происходит наше сущностное, онтологическое соединение с Божеством. Мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества, причем, это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально - Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Это то, что ни одна другая религия не может дать человеку. Именно в том и состоит уникальность христианства, что Христос становится для человека не только учителем, не только нравственным идеалом, Он становится для него пищей, и человек вкушает Бога, соединяясь с Ним духовно и телесно.

Как мы должны готовиться к принятию в себя Христа? Как должны жить, чтобы быть достойными Причастия Тела и Крови Христовых? Здесь прежде всего нужно сказать: нет человека, который был бы достоин Святых Христовых Таин. Нет человека, который мог бы по своим качествам, по своему образу жизни соответствовать тому, что мы принимаем в Причастии, той святости и божественности, которыми пронизаны хлеб и вино Евхаристии. " Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити или приближитися Тебе" - так говорится в одной из молитв, которую священник читает на Литургии Василия Великого и на Литургии Иоанна Златоуста. Поэтому мы должны сознавать, что мы заведомо недостойны и никогда не будем достойны Причастия. Мы не должны думать, что станем достойны, если будем причащаться реже, или что станем достойны, если как-то особым образом подготовимся к Причащению. Мы всегда останемся недостойными, и наше человеческое естество на духовном, душевном и телесном уровнях всегда будет неадекватным по отношению к таинству Причащения. И тем не менее мы должны подходить к Причастию и, сознавая свое недостоинство, внутренне готовиться к принятию в себя Христа.

Когда мы стоим перед Святой Чашей, каждый из нас исповедует перед Богом, что является первым из грешников - " от нихже первый есмь аз". И это не церковная риторика, это чувство, которое должно возникать у нас всякий раз, когда мы приступаем к принятию Святых Таин. Причем, это чувство невозможно искусственно в себе создать - нельзя заставлять себя думать, что ты хуже других людей, нельзя вызывать в себе чувство гнушения собой. Не этого требует от нас Церковь. Подходя к Святой Чаше, мы должны не сравнивать себя с другими людьми, а поставить себя перед судом правды Божией и любви Божией. И если мы проникнемся благоговейным чувством присутствия Божия и предстояния перед лицом Божиим, тогда каждый из нас поистине почувствует себя первым из грешников.

Итак, всякий раз, готовясь к Евхаристии, мы должны начинать внутренний путь к Причащению с осознания своей греховности, своего заведомого недостоинства и своего бессилия что-либо радикальным образом в себе изменить. Это первое.

Второй момент, связанный с подготовкой к Причастию, - это осознание того, что готовиться к Причастию нужно всей жизнью и в течение всей жизни. Многие думают, что подготовка к Причастию заключается лишь в том, чтобы соблюсти сколько-то дней поста, прочитать какое-то количество молитв, не есть и не пить с утра. Да, это нужно делать, но это лишь вспомогательные средства. Подготовка же к Причастию заключается в том, чтобы жить по-христиански. Если мы причащаемся, но в нас ничего не происходит и мы остаемся такими же, какими были раньше, если мы причащаемся, но реальных перемен в нашей жизни нет, то Причастие остается для нас тщетным. Никто из нас не может быть достойным Святого Причащения, но Причастие может становиться для нас каждый раз путем к духовному обновлению и к преображению всей жизни. С другой стороны, Причастие можно принять " в суд и во осуждение". Поэтому мы и молимся перед Святой Чашей: " Да не в суд или во осуждение будет мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи".

Когда Причастие бывает " в суд и во осуждение"? Когда жизнь человека не соответствует тому, к чему призывает это таинство, когда человек, причащаясь, остается равнодушным, когда Причащение происходит по привычке, автоматически. Если мы внушили себе, что причащаться нужно сколько-то раз в год или в месяц, но при этом не подходим со всей серьезностью к принятию Святых Христовых Таин, такое Причастие может быть для нас " в суд и во осуждение".

В Великий Четверг, когда в Церкви совершается ежегодное воспоминание Тайной Вечери, мы слышим о человеке, который недостойно причастился. Это Иуда, вместе с остальными учениками присутствовавший на Тайной Вечери. Он был свидетелем жизни Христа, слушателем Его проповеди, свидетелем совершенных Им чудес. Более того, он проповедовал Христа вместе с другими апостолами, которых Христос при Своей жизни посылал на проповедь. И тем не менее он причастился " в суд и во осуждение". И произошло это потому, что он принял хлеб из рук Господа в состоянии раздвоенности, когда, помимо Бога, для него появилась другая ценность, - деньги, - которую он в конце концов и предпочел Божественной Правде, той самой Правде, с которой он встретился в лице Иисуса Христа.

Приступать к Причастию нужно без всякой раздвоенности, всецело предавая себя в руки Господа. Каждый из нас, подходя к Святой Чаше, должен говорить: " Да, Господи, я действительно первый из грешников. Я недостоин и никогда не буду достоин Причащения, но я жажду принять в себя Тело Твое и Кровь Твою, потому что хочу изменить свою жизнь. И хотя, может быть, у меня это до сих пор не получилось и, может быть, и дальше не получится, я хотел бы положить начало". Каждое Причащение должно для нас быть если не началом новой жизни, то, по крайней мере, попыткой начать новую жизнь. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы должны просить Бога о том, чтобы Он радикально изменял нашу жизнь, потому что присутствие Божие должно освящать нашу жизнь от начала и до конца.

 

Брак как институт и как таинство.

В Православии брак - это таинство, в котором жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать Божию для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

У человека есть потребность дарить свою любовь другому, потребность творить, помогать ближнему.

  • Первая и главная цель брака - это полная и нераздельная преданность общения двух супружеских лиц. Поэтому в семье невозможно счастье без единых духовно-нравственных целей жизни. Это возможно лишь в том случае, когда супруги не стремятся получить друг от друга что-либо, а стремятся отдать себя для счастья своей половины.
  • Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание, есть рождение и христианское воспитание детей.
  • И третье значение брака - это предохранение человека от блуда. Человеческая природа, уязвленная грехом, требует контроля над собой. Половые отношения благословляются Церковью внутри брака, то есть человек может удовлетворять свои потребности, не нарушая заповедиБожией, сохраняя внутреннюю чистоту.

 

Учение о браке в Новом Завете.

Как понимать 5-ю главу из Послания Апостола Павла к Ефесянам о семейной иерархии, цитаты из которой часто приводят вне контекста?
В браке от супругов требуются усилия для компенсации мужской и женской природы. Вспомним грехопадение: жена согрешила отсутствием послушания и смирения, а муж - отсутствием твёрдости и воли. Стало быть, сегодня Господь исцеляет её послушанием мужу, а его - ответственностью и отеческой заботой о жене.

Именно в христианском браке человек может приобрести на земле внутреннее благополучие, уверенность в завтрашнем дне, мир и счастье.

 

Христианское учение брак признает союзом, в котором мужчина и Л женщина принимают на себя обязанность неразрывно жить вместе всю жизнь как муж и жена, взаимно восполняя себя при решении рели­гиозно-нравственных запросов и помогая друг другу в житейских нуждах. Подобная взаимосвязь создает те благоприятные условия, в которых ро­ждаются и воспитываются их дети.

Православная Церковь, кроме того, усматривает в Таинстве Брака духовную «тайну», которая становится доступной сознанию супругов как тайна единения Господа Иисуса Христа с Церковью. Поэтому брак рас­сматривается ею как особое Таинство, сопряженное с действием благода­ти Божией. Особый вес в христианском браке придается духовно-нравственному элементу, основанному на принципе свободного соглашения супругов, по которому муж является главой этого союза, а жена — его другом, помощницей и участницей во всех обстоятельствах совместной жизни.

Свой взгляд на сущность и значение брака в жизни верующих лю­дей Церковь основывает на свидетельстве Священного Писания. Согласно ему христианский брак представляет собой союз мужа и жены, благо­словляемый и даруемый людям Богом. Через благословение брак стано­вится делом честным во всех отношениях, и ложе его нескверное служит ко благу рождения детей и воспитания их в послушании Богу (ср. Евр. 13, 4).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.