Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взимание платы за обучение






 

Введение обязательной для большинства студентов платы за обучение - необходимая составляющая реформы высшего образования Монголии, и, как будет показано далее, без этого многие механизмы обеспечения нового качества образования, эффективность которых достаточно убедительно подтверждена на практике, не смогли бы успешно функционировать. Размер

tt9_999_671.11,

платы составляет около 175 долл. США за семестр, что примерно равно двум среднемесячным зарплатам по стране. Отметим, что это соответствует сложившемуся во многих странах соотношению между средней заработной платой и средним уровнем платы за обучение в течение семестра в вузах.

Установленный размер оплаты обучения оказался вполне приемлемым для большинства категорий городского и сельского населения, поэтому введение платы за высшее образование не обострило проблему доступа к нему, чему способствовала также эффективная система финансовой поддержки слабо обеспеченных студентов.

Около 5% студентов из социально неблагополучных семей (сироты, дети из неполных семей и т.п.) получают право на субсидию из бюджета в объёме, соответствующем суммарному размеру вносимой другими студентами платы в течение всего срока обучения в вузе. Еще около 15% студентов получают от государства в том же объёме образовательный кредит, который возвращают по завершении обучения.

Абитуриенты, претендующие на получение финансовой поддержки от государства, сдают в приёмную комиссию, наряду с общими для всех документами, дополнительные документы и справки, позволяющие специальной комиссии распределить между зачисленными фиксированное количество субсидий и кредитов, выделенное вузу Министерством образования в очередном году.

Размер платы, за очередной семестр определятся умножением объёма в зачётных единицах (з.е.) осваиваемой в очередном семестре учебной программы, подчеркнём - составленной самим студентом (рекомендуемый объём - 15 з.е.,), на стоимость обучения и расчёте на 1 з.е. (около 10 долл.). Кроме того, в сумму платы за обучение включаются фиксированные составляющие: 10 долл. за комплект инструктивно-методических материалов, обязательно выдаваемых каждому студенту перед началом очередною семестра, и 15 долл. за предоставление информационно-методического обеспечения учебного процесса (пользование библиотекой, компьютерными классами, доступ к сетевым ресурсам университета, в том числе к сети Интернет). Так складывается типовой размер платы за семестр в объеме 175 долл. Трудоёмкость большинства традиционно изучаемых семестровых дисциплин составляет от 2 до 4 зачётных единиц.

Не поощряется, если студент формирует свой семестровый учебный план в объёме большем, чем 18 з.e., и меньшем, чем (с. 16) 12 з.е. В этих случаях размер платы за обучение рассчитывается по увеличенному нормативу - от 11 до 15 долл. за 1 з.е.

Если студент по итогам очередного семестра оказался не аттестованным по обязательной для изучения дисциплине, это не грозит ему отчислением. Он должен включить эту дисциплину в свой учебный план на ближайший семестр (весенний, летний, осенний), когда она преподаётся, и повторно оплатить её изучение. За повторное изучение дисциплины объёмом 3 з.e. студент должен дополнительно заплатить 30 долл. Студенты, обучающиеся

tt9_999_671.12,

за счёт предоставленных государством субсидий или кредитов, повторное изучение дисциплин оплачивают из собственных средств.

Практика показала, что введение такого порядка расчётов студентов с университетом в сочетании с необходимостью самостоятельно определять свою учебную программу и преподавателей на очередной семестр радикально изменило студентов. Они очень быстро избавлялись от признаков

инфантильности, становились самостоятельными, более дисциплинированными, инициативными, быстрее обретали необходимые, в том числе и для будущей профессиональной деятельности, коммуникативные навыки.

Введение в государственных вузах платы за обучение для всех студентов не означает, что государство сняло с себя ответственность за финансирование высшего образования из бюджета. Оно поддерживает и развивает материально-техническую, учебно-лабораторную и частично научную инфраструктуры вузов, продолжает финансировать их по всем основным статьям, кроме расходов на заработную плату преподавателей и учебно-вспомогательного персонала. Бюджет этих статей расходов университета формируется только за счёт средств, вносимых студентами в качестве платы за обучение. При этом соотношение инвестиций в университет государства и граждан составляет примерно 60: 40.

Таким образом, фонд заработной платы преподавателей в полной мере определяется числом обучающихся в университете студентов и количеством оплаченных каждым из них (с. 17) (на очередной семестр) занятий, объём которых выражен в зачётных единицах.

Совместно заработанный преподавателями фонд заработной платы распределяется между ними в зависимости от нагрузки каждого, выраженной в тех же зачётных единицах, и числа студентов, с которыми непосредственно работает преподаватель в течение семестра (напомним, что студенты по каждому изучаемому предмету сами выбирают себе преподавателей на очередной семестр). Таким же образом заработанные средства распределяются между подразделениями университета: кафедрами, институтами (факультетами).

Естественно, что в этих условиях все сотрудники университета заинтересованы в минимизации штатов педагогического и учебно-вспомогательного персонала. Это обстоятельство в сочетании с особенностями индивидуально-ориентированной организации учебного процесса позволило за годы реформ в МГУНТ увеличить показатель отношения числа студентов к числу преподавателей с характерного и для российских вузов значения 8-10 до 17-18 студентов на одного преподавателя.

По оценке департамента экономики МГУНТ, для описанного подхода формирования и расходования фонда заработной платы с учётом государственных дотаций характерна следующая пропорция: уровень среднемесячной заработной платы рядового (обычно молодого) преподавателя сравним с размером платы за обучение, взимаемой с одного

tt9_999_671.13,

студента за семестр (150-175 долл.). Как уже отмечалось, это вдвое превышает средний уровень заработной платы по стране. Учебная составляющая зарплаты профессора при этом может быть ещё в 2 раза выше. Кроме того, все преподаватели имеют право, и это поощряется экономически, дополнительно зарабатывать, занимаясь научной и другой профессиональной деятельностью.

В первую очередь, именно возвращение достойной в социально- экономических условиях Монголии зарплаты преподавателям определило позитивные сдвиги в кадровом обеспечении учебного процесса МГУНТ: работать в университете вновь (с. 18) стало престижно, на кафедрах появилась молодёжь, активно работающая над диссертациями и повышением своего педагогического мастерства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.