Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования по спортивной подготовленности






 

Этапы подготовки Срок обучения Примерный возраст для зачисления (лет) Кол-во часов в неделю Требования по спортивной подготовке
Спортивно-оздоровительный Весь период 9-15   Прирост показателей ОФП
Начальной подготовки До 1 года 9-11   Выполнение нормативов ОФП
Свыше 1 года 10-12  
Учебно-тренировочный Начальной специализации До 2-х лет 12-13   Выполнение нормативов ОФП, СФП Выполнение первого спортивного разряда
Свыше 2-х лет 12-14
Углубленной специализации 3-4-й год Девушки 13-15 Юноши 14-15  
5-й год Девушки 14-16 Юноши 15-16

 

 

Основными параметрами являются возраст и подготовленность школьников, зачисляемых в ту или иную группу для занятий спортивными играми. При отборе и зачислении детей и подростков в ту или иную группу спортивных игр проводится тестирование по показателям физического развития, общей физической подготовленности и предрасположенности к специфике игры.

Для комплектования школьной секции и команд по возрастам необходим отбор игроков, обладающих высоким уровнем координационных способностей, хорошим игровым мышлением. При этом следует обратить внимание на такие физические качества как быстрота, сила, скоростно-силовые показатели, ловкость и др.

На протяжении всего периода обучения в школе учащиеся проходят несколько возрастных этапов спортивной подготовки, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.

Общая направленность многолетней спортивной подготовки от этапа к этапу усложняется:

· постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

· планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;

· переход от общеподготовительных средств к более специализированным в игре;

· увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

· увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

· увеличение объема тренировочных нагрузок;

· повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных спортсменов.

Целью деятельности спортивных секций и подготовки команд школьников являются: закрепление интереса, желания и привычки к занятиям спортивными играми; овладение специальными технико-тактическими навыками и умениями, научиться применять их в разнообразных условиях игры при совместных действиях в команде.

 

Задачи спортивно-оздоровительного этапа:

1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.

2. Утверждение здорового образа жизни.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

4. Овладение основами спортивной игры.

Задачи этапа начальной подготовки:

1. Отбор способных к занятиям спортивными играми детей.

2. Формирование стойкого интереса к занятиям.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма занимающихся.

4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.

6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с упрощенными правилами.

Общие задачи учебно-тренировочного этапа:

1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).

2. Совершенствование специальной физической подготовленности.

3. Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков.

4. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.

5. Индивидуализация подготовки.

6. Начальная специализация. Определение игрового амплуа.

7. Овладение основами тактики командных действий.

8. Воспитание навыков соревновательной деятельности в игре.

 

Таблица 2.

Примерный годовой учебный план работы школьных секций

по спортивным играм (гандбол, волейбол, баскетбол)

 


Таблица 3

Рекомендуемое соотношение видов подготовки на разных этапах многолетней тренировки (В.Игнатьева)


Обучение в единстве с воспитанием составляют основу учебно-тренировочного процесса школьников, осваивающих спортивные игры.

Успешная подготовка игроков и школьной команды в целом зависит от многих факторов, основные из которых – системный подход в организации и осуществлении подготовки, моделирование и планирование подготовки, использование в учебно-тренировочном процессе современных спортивных технологий и методических приемов.

 

2.1. Принципы обучения

Эффективность обучения в спортивных играх во многом зависит от соблюдения принципов обучения - основных теоретико-практических положений, отражающих общие научно-педагогические, физиологические и психологические закономерности деятельности человека применительно к специфике физического воспитания и спорта, к особенностям обучения технико-тактическим действиям и развития физических качеств. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности. Суть каждого принципа выражается кратко в следующих положениях.

 

Принцип сознательности и активности «предписывает»:

· Формировать у обучаемых осмысленное отношение и устойчивый интерес (цели ближние и отдаленные в жизни и спорте, воздействие спортивных игр на организм, их прикладное значение, структура техники, тактики и т.д.).

· Стимулировать сознательный анализ (самоанализ), самоконтроль (изменения в организме) и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений (обратная связь – срочная и отставленная информация, наблюдение, анализ ошибок, действие).

· Воспитывать инициативнсть, самостоятельность и творческое отношение к заданиям. Сочетание руководящей, направляющей роли обучающего и самонаправленной активности обучаемых.

· Стимулировать активность на основе заинтересованности посредством подбора увлекательного материала (средств, методов, организации занятия), достижения реального результата.

· Формировать простейшие методические умения и навыки са­моконтроля, умения корректировать свои действия по освоению приемов игры, тактических действий. Активность должна «выходить» за пределы занятий под руководством обучающего, формировать физическую активность как основу здорового стиля жизни.

Принцип наглядности.

Наглядность – создание в процессе обучения приемам игры и развития физических качеств зрительных, слуховых, мышечных ощущений, формирование у обучаемых более полного и точного чувственного образа техники, тактики, фи­зических способностей, условий выполнения технико-тактических действий и их результатов. Наглядность – не цель, а средство для успешного обучения технике, тактике игры и развития физических качеств.

 

Основные положения этого принципа.

· Наглядность как необходимая предпосылка освоения приема игры (создание представления, «образа»). Все анализаторы помогают «строить» образ. Выделяют комплексный анализатор («чувство мяча», «чувство ракетки»).

· Взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности. Непосредственная – зрительный, двигательный анализаторы; опосредованная – слово; с помощью аудиовизуальных средств – сочетание зрения и слуха.

 

Принцип доступности и индивидуализации.

Главным здесь являются учет особенностей обучаемых и посильность предлагаемых им заданий, а также обеспечение оздоровительного эффекта обучения (не вредить здоровью).

Основные положения этого принципа.

Определение меры доступного – одна из самых важных и сложных проблем физического воспитания и спорта. Здесь можно выделить два главных аспекта: первый – возрастно-половой (многолетний), второй – учет индивидуальных особенностей (на любом уровне многолетнего периода).

Методические условия доступности: оптимальная преемственность содержания занятий и постепенность нарастания трудностей (развитие специальных физических качеств, подводящие упражне­ния и пр.). В этом принципе выделяют правило: от известного – к неизвестному или от освоенного – к неосвоенному. Чем богаче двигательный опыт обучаемых, тем лучше предпосылки для успешного овладения двигательным действием, приемом игры и условие: от простого – к сложному, от легкого – к трудному (развитие специальных качеств, подводящие упражнения, целостное выполнение приема игры в постепенно усложняющихся условиях, сочетание технических приемов и тактических действий, переключение и т.д.). Особое значение имеют подготовительные и подводящие упражнения, «методические лесенки» – системы упражнений (например, ведение мяча по прямой, с изменением направления, правой илевой рукой, при противодействии «защитника» и т.д.).

Индивидуализация предполагает учитывать индивидуальные особенности обучаемых при использовании средств и методов, при построении занятий и осуществлять индивидуальный подход к ним. Как бы ни подбирались обучаемые в группу, даже двух лиц с одинаковыми возможностями не найти. При этом создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей. Инди­видуализация широко используется в спортивных играх: в процессе спортивной ориентации и отбора; при выборе игрового амплуа в командных играх.

Принцип систематичности.

Согласно принципу обучение – это процесс, построенный по определенному плану, постоянно повторяющийся, образующий систему (упорядоченную целостность). Здесь выделяют следующие положения:

Непрерывность и преемственность процесса обучения, оптимальное чередование физической нагрузки и отдыха (несоблюдение этого может привести к утрате положительного эффекта занятий).

Повторяемость и вариативность. Повторяемость необходима для формирования технико-тактических действий на уровне двигательных умений, навыков и суперумений, а вариативность обеспечивает эффективность приемов игры в различных условиях, в экстремальных соревновательных ситуациях.

Последовательность занятий, средств, методов. Она тесно связана с требованием доступности, которая во многом определяет последовательность. Последовательность изучения очень важна в игровых видах спорта, где имеет место обширный арсенал технико-тактических действий (атакующих и оборонительных). Последовательность здесь выражается в трех аспектах: первый – локальная последовательность, применительно к способам отдельного приема игры или виду тактических действий; второй – региональная последовательность, отдельно для всей технической подготовки, отдельно для тактической; третий – общая последовательность для технико-тактической подготовки – в динамике многолетней подготовки. Последовательность играет важную роль в развитии физических качеств (нагрузки скоростного характера должны предшествовать нагрузкам, требующим проявления выносливости, а не наоборот; хорошо сочетаются скоростные и силовые нагрузки).

Принцип постепенности.

Необходимо регулярно обновлять задания с общей тенденцией к увеличению нагрузок. Это необходимо для того, чтобы избежать отрицательного влияния адаптации к однообразным нагрузкам, что уменьшает сдвиги и может привести к застою результатов. По мере освоения технико-тактических действий необходимо постоянно варьировать условия их выполнения, совершенствование техники сочетать со специальной физической подготовкой, способствующей повышению двигательного потенциала, от которого во многом зависит уровень спортивного результата.

Принципы обучения тесно взаимосвязаны, ни один из них не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.

 

2.2. Двигательные умения, навыки и качества

в процессе обучения

В процессе обучения у юных спортсменов формируются двигательные умения и навыки и одновременно происходит развитие физических (двигательных) качеств. Эти явления взаимосвязаны, но для усвоения и совершенствования используются, в том числе и специфические для каждого, средства и методы подготовки. Кроме того, существуют средства и методы интегрального воздействия, способствующие целостному проявлению навыков, качеств, знаний.

Формирование системы двигательных навыков и повышение уровня развития физических качеств являются одними из ведущих задач физического воспитания и спорта. Это в равной мере относится и к спортивным играм. Знание закономерностей данного процесса обеспечивает рациональное содержание и построение этапов обучения приемам игры и тактическим действиям развития качеств, помогает правильно отобрать средства и методы, строить занятия (рис. 2).

Двигательные умения, навыки и суперумения это функциональные образования в организме человека, которые возникают в процессе и в результате освоения двигательных действий при обучении. Поэтому основные положения обучения техническим приемам, тактическим действиям и развития физических качеств опираются на физиологические и психологические закономерности формирования навыков.

Алгоритм развития двигательного действия (технического приема) в процессе обучения:

а - незнание, неумение;

б - знание об изучаемом приеме игры, двигательной задачи;

в - представление об изучаемом приеме (его «образ»);

г - двигательное умение;

д - двигательный навык;

е - суперумение (система навыков высшего порядка).

Это – процесс продвижения от незнания и неумения к совершенному и осознанному овладению комплексом навыков на основе теоретико-практических концепций обучения. Данный алгоритм создает благоприятные условия для эффективного построения и осуществления процесса обучения в спортивных играх: определение задач, выбора средств, методов и т. д. В конечном счете, создаются неограниченные возможности совершенствования технико-тактического мастерства в игровых видах спорта.

 

 

Рис. 2. Уровни освоения (владения) движением и его динамика при учебно-тренировочной работе разного вида (Смолевский, Гавердовский, 1999)

 

Двигательное умение.

Практическое («двигательное») овладение приемом начинается с овладения основой техники, формирования двигательного умения, опирающегося на полученные знания о приеме игры, имеющийся двигательный опыт и сформированное представление, модель, «образ приема».

Двигательное умение – это способность выполнить прием игры, решить двигательную задачу при условии концентрированного внимания обучаемого на каждом движении, входящем в изучаемый прием. Для приема игры на уровне двигательного умения характерны признаки:

· управление движениями, составляющими целостный прием, не автоматизировано, сознание загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно при значительной степени утомления;

· способ решения двигательной задачи нестабильный, происходит поиск лучшего решения.

Первостепенное значение имеют здесь подводящие и подготовительные упражнения, тренажерные устройства. Однако долго на них задерживаться нельзя, в целостном приеме части его выглядят не так, как в отдельности. По мере освоения частей приема они объединяются до его выполнения в целом. К подводящим и подготовительным упражнениям возвращаются с целью исправления ошибок.

Двигательный навык.

Впроцессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения формируется двигательный навык – способность выполнить прием игры, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результатах действия, а не на отдельных движениях, входящих в него.

На этом уровне для приема характерны такие признаки.

Выполнение движений, входящих в двигательное действие, происходит без сосредоточения внимания на них обучаемого, т. е. автоматизировано при ведущей роли сознания; автоматизируется процесс исполнения движений, составляющих структуру приема (последовательность, координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязь двигательных и вегетативных компонентов, нет противоречия «сознание-автоматизация»).

Сознание обучаемого направлено в основном на узловые компоненты приема, на учет изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи, коррекцию исполнения, в спортивных играх изменение первоначального решения: вместо броска в баскетболе, нападающего удара в волейболе – передача партнеру, находящемуся в лучшей позиции.

Выраженная системность в движениях, которые объединены в целостный прием с устранением лишних движений, экономная затрата сил.

Повышается роль двигательного анализатора, мышечное чувство приобретает ведущее значение в контроле за движениями, зрительный анализатор переключается на контроль обстановки и результаты деятельности (ведение мяча без зрительного контроля в гандболе и баскетболе).

Высокая устойчивость к сбивающим факторам: прием игры уверенно выполняется в новой обстановке («чужое поле», шум зрителей на трибунах).

Совершенное владение навыком приводит к возникновению комплексного ощущения как результат показаний всех анализаторов: чувство мяча у игровика, чувство ракетки у теннисиста.

Формирование системы технических приемов и тактических действий на уровне двигательных навыков – одна из важнейших задач в спортивных играх. В качестве примера могут служить программы по игровым видам спорта для СДЮШОР, в которых освоение технико-тактического арсенала имеет место с первых шагов в детском возрасте и до перехода молодых спортсменов в команды высших разрядов.

Суперумение система навыков высшего порядка. Возможности совершенствования двигательной деятельности беспредельны, о чем свидетельствует практика элитного спорта, балета, циркового и танцевального искусства и др. В спортивных играх важная задача состоит в том, чтобы научить свободно и эффективно владеть на­выками приемов игры в сложных условиях соревновательной деятельности.

Суперумение или система навыков высшего порядка – это способность эффективно выполнить отдельный прием игры или сочетание нескольких приемов в сложных и экстремальных условиях соревновательного противоборства в игровых видах спорта. Такое комплексное умение возникает на основе надежных двигательных навыков выполнения отдельных приемов игры, высокого уровня развития физических качеств и системы специальных знаний.

Суперумение всегда отличается повышенной ролью сознания: анализ информации в различных ситуациях, нередко при ограниченном времени, принятие решения и выбор целесообразного приема игры, его способа, своевременное и качественное его выполнение. Особая роль суперумения в целостной соревновательной деятельности, состоящей из комплекса технико-тактических действий на уровне навыков: умение эффективно использовать приобретенные приемы игры и их способы в разных сочетаниях и в разнообразной последовательности в соответствии с требованиями окружающей конкретной соревновательной обстановки в игровых видах спорта.

2.3. Структура обучения навыкам игры

и развитие физических качеств.

 

Весьма уместно привести здесь слова известного профессионала, выдающегося тренера по волейболу В.С.Чернова: «Сначала учить, потом тренировать». Тенденции современных спортивных технологий в спортивных играх все более склоняются к использованию технических элементов и тактических приемов как одного из важных средств подготовки. И это очень важно – создавать специфические комплексные средства, которые интегрируют различные виды подготовки.

Основу баскетбола, волейбола и гандбола составляют естественные виды локомоций (движений) и их разнообразные сочетания – бег, прыжки, броски (метания) и др. при активном взаимодействии игроков команды и противодействии игроков соперников. Простота и доступность игр для школьников позволяет в тоже время оказывать огромное влияние на развитие целого ряда важных психофизиологических и функционально-физических качеств занимающихся.

Обучение техническим приемам и тактическим действиям осуществляется комплексно в процессе технической, тактической и физической подготовки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.