Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплектование групп.






Рис. 1. Классификация форм внеурочного физического воспитания в учебных заведениях

 

В детском возрасте игра – основной вид деятельности, эффективное средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, незаменимое средство в сфере воспитания и подготовки к жизни.

Особое место спортивные игры занимают в школьном сегменте физического воспитания, где они являются составной частью учебного процесса. В современной школьной системе физического воспитания культивируются баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, настольный теннис, бадминтон и др.

Рис.1.
В системе дополнительного образования спортивные игры представлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т. п. (рис. 1).

Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсменов практически всех видов спорта как эффективное средство общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов, особенно юных. В игровых видах спорта «другие» (по отношению к избранной игре) спортивные игры также включаются в число средств общей и специальной физической подготовки.

Командные спортивные игры отличаются взаимопониманием и взаимодействием игроков, и независимо от того, что действия могут быть индивидуальными или групповыми, цель у игроков одна – командная победа. Это воспитывает у игроков такие необходимые качества, как дружба, коллективизм, дисциплинированность и др.

1.2. Основные понятия и термины

в теории и методике спортивных игр

Оперирование понятиями и терминами имеет важное значение для проведения занятий по спортивным играм на должном профессиональном уровне в образовательных учреждениях, в тренировке спортсменов - игровиков, для взаимопонимания– преподавателей и тренеров, научных специалистов работников. В понятиях и терминах раскрывается предмет изучения и преподавания любой дисциплины, в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если в нем сформулированы критерии отличия одного понятия от других, способы его повторения и употребления.

Ниже дается определение основных понятий и терминов, которые используются в пособии. К сожалению, в практике работы по спортивным играм, в методической литературе эти вопросы еще четко не установлены. Некоторые понятия и термины приводятся дополнительно в главах пособия.

Игровая деятельность – управляемая сознанием внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность спортсменов, направленная на достижение победы над соперником в условиях противоборства специфическими средствами и при соблюдении установ­ленных правил.

Соревновательная деятельность – игровая деятельность спортсменов в условиях официальных соревнований.

Прием игры – обусловленное правилами двигательное действие (технический прием) для ведения игровой и соревновательной деятельности. Выделяют приемы нападения и приемы защиты.

Техника игры – совокупность приемов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности с целью достижения выигрыша, победы. Выделяют технику нападения (атаки) и технику защиты (обороны).

Техническая подготовка – педагогический процесс, направленный на совершенное освоение спортсменами приемов игры и обеспечивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности.

Тактическое действие – рациональное использование приемов игры, метод организации соревновательной деятельности спортсменов для победы над соперником. Выделяют индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.

Тактика игры – теоретические основы и совокупность тактических действий – индивидуальных и коллективных (групповых и командных), направленных на достижение победы над соперником.

Тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на совершенное освоение спортсменами теории тактики и тактических действий, обеспечивающих высокую эффективность в игровой и соревновательной деятельности.

Тактическая комбинация – групповое действие с четким определением сюжета для участвующих игроков. Типична для нападения, каждая комбинация имеет кодовое название, жест.

Система игры – командное действие, когда конкретизированы действия всех игроков команды в определенный момент игры в нападении или защите.

Стиль игры – характерные отличительные особенности игры команды, отдельного игрока, их «почерк».

Физические способности спортсменов – индивидуальные особенности личности, создающие условия для успешного овладения и осуществления ими игровой и соревновательной деятельности. В значительной мере предопределены генетически.

Физические качества – отдельные качественные проявления физических способностей – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, скоростно-силовых, координационных качеств.

Физическая подготовка – педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей и повышение функциональных возможностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих эффективное овладение навыками игры и способствующих высокой надежности игровых действий.

Психологическая подготовка – воспитание нравственных, волевых и тех психических качеств, которые адекватны специфике спортивной игры и содействуют формированию личности спортсменов и высокой надежности соревновательной деятельности.

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка – вооружение спортсменов специальными знаниями, повышающими эффективность обучения спортивным играм, решение задач тренировочной и соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка – педагогический процесс, направленный на интеграцию тренировочных воздействий технической, тактической, психологической, интеллектуальной и физической под­готовки в целостный эффект игровой и соревновательной деятельности.

Система подготовки – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение цели; комплекс мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, отвечающих модельным характеристикам сильнейших спортсменов мира (в конкретной игре) и способных показывать наивысшие спортивные достижения.

Тренировка – составная часть системы подготовки спортсменов, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры, тактике и тактическим действиям, совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств, освоение системы знаний, создание условий для высоких спортивных достижений.

Тренировочная деятельность – совместная деятельность тренера, спортсменов, коллектива специалистов по успешному достижению целей тренировки.

Структура тренировки. Исходным компонентом структуры является тренировочное задание, комплекс заданий, который составляет тренировочное занятие. Два тренировочных занятия и более образуют малый цикл (микроцикл). Несколько малых циклов образуют средний цикл (мезоцикл). Средние циклы образуют годичный цикл (макроцикл). Несколько годичных циклов образуют многолетний цикл.

Тренировочная нагрузка – составная часть (компонент) тренировки, отражает количественную меру воздействий на спортсменов в процессе тренировочных занятий. Величина нагрузки определяется ее интенсивностью и объемом. Важное значение имеет характер тренировочных средств (специализированность, направленность, сложность).

Спортивные соревнования – составная часть системы подготовки спортсменов в игровых видах; с одной стороны, они служат целью тренировки и критерием ее эффективности, с другой – являются эффективным средством специальной соревновательной подготовки.

Соревновательная деятельность – совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов по эффективной реализации тренировочных эффектов в условиях официальных соревнований. По своему содержанию эта деятельность складывается из индивидуальных действий и взаимодействий партнеров по команде и противодействий индивидуальным и коллективным действиям игроков соперника.

Структура соревновательной деятельности – набор атакующих и оборонительных действий и операций, которые выполняют спортсмены обеих команд в специфических условиях противоборства. Компоненты структуры органически связаны между собой, образуя целостное единство соревновательной деятельности двух противоборствующих команд.

Соревновательная нагрузка – объем соревновательной деятельности в определенный промежуток времени, выражается в количестве игр (календарных и контрольных).

 

Структура соревнований по спортивной игре – разнообразные виды соревнований, упорядоченные иерархически по определенным признакам: масштабу, уровню мастерства и возрастному цензу.

Управление – процесс по обеспечению достижения цели системы подготовки спортсменов на основе получения, передачи и переработки информации, выработки и принятия решений. Выделяют управление подготовкой спортсменов, управление их тренировкой и управление соревновательной деятельностью команды и отдельных игроков.

 

Планирование и контроль – основные функции управления. Планирование есть процесс выбора направления движения (траектории) системы подготовки спортсменов и определения средств и методов достижения конечной цели. Это процесс определения содержания деятельности на период времени, лежащий в будущем. Контроль – процесс, направленный на обеспечение совпадения хода подготовки спортсменов с плановым заданием, координацию и коррекцию компо­нентов системы подготовки по достижению цели на основе получаемой информации.

 

Отбор спортсменов – составная часть системы подготовки спортсменов, комплекс мероприятий по выявлению лиц, обладающих высоким уровнем способностей к конкретной игре и свойствами организма, обеспечивающими эффективность тренировочной и со­ревновательной деятельности в спортивной игре.


1.3. Задачи, организация и планирование

учебно-тренировочного процесса

 

Учебно-тренировочная (секционная) работа с учащимися предусматривает решение комплекса взаимосвязанных задач, направленных на физическое развитие, физическую подготовленность и специализированный процесс обучения и совершенствования в избранном виде спортивных игр:

· укрепление здоровья и закаливание учащихся;

· достижение и поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

· привитие гигиенических навыков;

· обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;

· развитие основных двигательных качеств;

· способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений;

· формирование умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

· воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.

Эти задачи следует постоянно решать на каждом занятии, используя разнообразные формы, средства и методы.

Занимающиеся приобретают знания о правилах проведения и судейства соревнований по гандболу, баскетболу или волейболу, технике безопасности и нормах личной гигиены на занятиях. Школьники овладевают основными навыками, позволяющими технически правильно выполнить передачи, ловлю, ведение мяча и финты, броски в ворота или корзину, нападающие удары в волейболе, разными способами и из разных положений. Юные спортсмены получают необходимые знания и умения в области тактики игры: системы защиты и нападения, основные тактические построения и взаимодействия в защите и в нападении.

Учебно-тренировочные занятия должны предусматривать развитие основных и специфических для избранной игры физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гиб­кости, общей, скоростной и специальной выносливости, а также скоростно-силовых: прыгучести, «взрывной» силы мышц плечевого пояса и туловища и др.

Расширение объема и проверка специальных умений и навыков, а также дальнейшее повышение уровня физического развития школьников осуществляют на внутришкольных, районных, городских и областных соревнованиях.

Тренировочное занятие состоит из трех частей:

I. подготовительной, включающей первоначальную организацию (при любой форме занятий) занимающихся и общую подготовку к решению задач основной части;

II. основной, в которой решаются специально-подготовительные, главные и вспомогательные задачи учебно-воспитательной работы;

III. заключительную, направленную на завершение учебного процесса и подготовку к последующей деятельности.

На занятиях по спортивным играм решаются в единстве три группы задач: воспитательные, образовательные и оздоровительные.

Воспитательные задачи.

Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств должно пронизывать весь педагогический процесс. Поэтому в конспекте занятия воспитательные задачи записывают лишь в том случае, если это необходимо для решения образовательных и оздоровительных задач. Например:

ü «Содействовать развитию смелости и решительности, необходимых для выполнения двигательного действия (бросок мяча в ворота в нападении согнутой рукой сверху)»;

ü «Способствовать формированию чувства товарищеской поддержки, взаимовыручки, коллективизма в процессе подвижных игр или двусторонней учебной игры».

 

Образовательные задачи.

Направлены на овладение техникой двигательного действия при определенном уровне требований к его условиям, на умение применять усвоенные навыки в различных ситуациях игровой деятельности, т. е. на вооружение занимающихся определенными знаниями, двигательными навыками и умениями.

 

Оздоровительные задачи.

Результаты решения трудно определить конкретно. Поэтому задачи на развитие двигательных качеств (гибкости, быстроты, силы, выносливости) записывают, дополняя словами «содействовать», «способствовать» и обязательно указывая вид деятельности (формы движения), в процессе которой это качество развивают. Например:

ü «Содействовать развитию силы мышц сгибателей рук (подтягивание на перекладине)»

Формулируя образовательные задачи, необходимо указывать:

· фазу обучения;

· звено или деталь техники изучаемого приема игры;

· уровень физических и психологических требований.

Фазы обучения:

· ознакомить;

· научить тому-то, добиться (достигнуть) того-то;

· закрепить (проверить, принять контрольные нормативы и др.).

Формулировка фаз обучения определяет направленность обучения и характерные методы.

 

Подготовка в игровых видах спорта от новичка до зрелого спортсмена представляет собой единую систему, все составные части которой взаимосвязаны и обусловлены достижением важных целей, которые заключаются в оздоровлении и успешной социально-трудовой адаптации детей и подростков, подготовке резерва для спорта высших достижений.

Эффективность реализации намеченных задач зависит от:

§ оптимального уровня исходных данных отобранных школьников в группы для занятий спортивными играми;

§ уровня профессиональной подготовленности учителей-тренеров;

§ наличия материально-технической базы;

§ качества организации всего педагогического процесса.

При системном подходе процесс подготовки рассматривается в многолетнем аспекте с учетом единства тренировки, соревнований и усиливающих их эффект восстановительных воздействий.

Комплектование групп.

Подготовка юных спортсменов в спортивных играх проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности (табл.1).

 

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.