Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность юриста






 

1. Понятие личности юриста. Личность юриста есть, в конечном счете, субъектный источник профессиональной юридической деятельности и функционирования сферы правовых работ и услуг. Проблема личности юриста - это сложный, спорный, деликатный комплекс вопросов о том, какие черты и свойства личности юриста необходимы или желательны, а какие противопоказаны, какие безразличны, и насколько общество вправе корректировать личность юриста. Россия славится математиками, программистами, шахматистами и пр. Это в каждом случае группы людей, обладающих особыми способностями и особой мотивацией. Такие люди в стране либо есть, либо их нет. Желательно, чтобы специалисты такого высокого класса в стране были. Успех без них недостижим. В полной мере это относится и к личности юриста*(86).

Собственно определение личности, ее структура, содержание и другие связанные с личностью проблемы широко обсуждаются в философской, социологической, психологической и правовой литературе. В ней содержатся сотни или тысячи определений личности, сформулированных с самых различных позиций. Эти определения и связанные с ними теории желательно как-то учитывать при исследовании правовых проблем*(87).

Личность юриста здесь, однако, без особых обсуждений в начале предметно определяется как субъект, который, имея для этого соответствующую подготовку, осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные благородные или не всегда благородные цели*(88). Личность юриста затем раскрывается в ее качественной, социальной характеристике. Это присущая субъекту совокупность или система черт характера, качеств и свойств, которые так или иначе отражаются на его деятельности как профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном, профессиональном поведении.

Наконец, в соответствии с традициями, сложившимися в российской (советской) общественной науке, личность юриста рассматривается на трех уровнях: как индивид (прокурор Иванов), как портрет профессиональной группы (личность судьи), как социальный тип (личность юриста в конце XX в. или ранее, например в середине XIX в.).

2. Цели изучения личности юриста. Их следует рассматривать с практических и теоретических позиций*(89). Первый подход позволяет юристу осознать себя и определить свое отношение к тому или иному виду профессиональной карьеры, попытаться усилить и использовать свои лучшие черты, смягчая те стороны своей личности, которые мешают достижению успеха. Второй подход позволяет обществу расширить наличные знания о личности юриста, ее структуре, выявлять и анализировать связи между социальной эффективностью профессиональной деятельности юриста и типом личности, ее мотивацией, установками, мировоззрением, принятыми обычаями и приемами деятельности.

Цели первого подхода, взятые в развитии, могут состоять в: а) выборе наиболее привлекательного для себя вида профессиональной карьеры; б) оценке свойств собственной личности, определяющих успех избранной карьеры; в) уяснении своих реальных стремлений и оценке готовности к затратам времени и труда для их реализации. Цели второго подхода, в частности, состоят в: а) расширении имеющихся знаний о личности юриста, например выявлении системы свойств и качеств, соотносимых с его профессией, которые влияют на нее как позитивно, так и негативно, как слабо, так и сильно; б) описании реально существующей системы свойств и качеств личности, что позволяет уяснить сложившийся в данную эпоху профессиональный социальный тип; в) анализе и оценке полезности, действенности, реальных и мнимых, нормативно-правовых этических требований общества к личности юриста. Говоря самым общим образом, цели изучения личности юриста состоят на индивидуальном уровне - в профессиональном саморазвитии, а на социальном уровне - в определении надежности юристов, их способности решать профессиональные задачи и сохранять уважение и к своей профессии и к людям, интересы которых она затрагивает.

Разумеется, перечень целей изучения личности юриста дан самый общий и примерный. Он может и должен меняться. Ясно одно. Лишь постоянное обсуждение проблематики личности юриста позволит обществу совершенствовать состояние отрасли правовых работ и услуг, удовлетворяя свои разумные интересы.

3. Изменения личности юриста. Пожалуй, следует предположить, что осознать личность юриста, составить представление о ее профессиональном, социальном, политическом, технико-юридическом, рабочем потенциале можно только, наблюдая ее изменения. В те или иные периоды истории нашей страны формировался различный тип юристов, по-разному оценивалось их положение в обществе и их профессиональное поведение. Считается, что проведение судебных реформ в 60-х гг. XIX в. породило группу талантливых, сильных юристов. В то же время многие мыслители указывали на пробелы в правосознании даже профессиональных юристов*(90). Более трезвой становится оценка таких процессов, как дело Веры Засулич и пр. По-видимому, еще подлежит осознанию демонстрация некоторыми юристами собственной зажиточности в нищей дореволюционной России. Необходимо и осмысление того факта, что многие ученые-юристы в 1917 г. спокойно перешли на службу иной правовой, а во многом антиправовой, явно не нравившейся им системе, что заставляет думать о надежности и принципиальности этой группы юристов*(91).

В условиях длительной социальной трансформации, содержанием которой объективно является переход к иной политической и иной экономической системе, тенденции развития личности юриста, изменения содержания этой личности привлекают к себе особое внимание. Иллюстрировать это можно двумя примерами. Первый - мотивация труда. Руководители правоохранительных органов в середине 90-х гг. XX в. обоснованно жаловались на недостаток кадров, объясняя его оттоком профессионалов из государственных структур в частные. В начале ХХI в. скорее можно жаловаться на нежелание талантливых выпускников юридических вузов идти в науку или на некоторые должности в публичных экономических структурах. В своей массе эти явления объясняются во всяком случае общественным мнением, а равно желанием уже в начале карьеры добиваться высокого заработка. Для начинающего юриста как будто бы меньшее значение имеет возможность быть полезным обществу, получить в начале необходимый опыт профессиональной работы. Сами по себе изменения такого рода осуждать трудно. Хуже, если общество считает, что в этом проявляется коррумпированность юристов. Второй пример - возникшая и укрепившаяся в течение многих лет неподготовленность части юристов к переменам, их неприспособленность к принятию действительно значимых самостоятельных решений. Ранее юристы вынуждены были зачастую лишь оформлять чужие решения. И для многих из них это положение было более удобным, чем профессиональная деятельность в условиях высокой ответственности. Но теперь, когда в самых разных ситуациях слово юриста становится делом, когда оно сказывается на экономике, на правопорядке, за это приходится расплачиваться. Повторяем, это лишь примеры, и необходимой задачей являются выявление происходивших изменений в личности юриста и их мониторинг.

4. Структура личности юриста. Ее анализ осуществляется по традиции с биологических, психологических либо социологических позиций, что особенно наглядно разработано в криминологии. Он должен выявить значимые для юридической профессии элементы личности юриста и соотносимые с ней элементы. Это необходимо для того, чтобы обеспечить изучение и оценку личности юриста на всех трех уровнях, а соответственно и способствовать проведению определенной политики использования и развития свойств и черт личности, обеспечивающих качественное исполнение профессии юриста.

Здесь опять-таки уделяется минимальное внимание спорам о структуре личности и делается лишь попытка выявить некоторые ее черты, преимущественно основываясь на здравом смысле. Подходящим для этого признается развитый в литературе подход, по которому " под внутренней структурой личности следует понимать свойства, интегрированные в ее сознании: это прежде всего психические элементы отражения внешних, объективных условий жизни личности (определяемые потребностями интересы, мотивы, цели, воля); психические свойства личности (способности, характер); " идеологические" свойства сознания (установка, направленность, ценностно-нормативная ориентация); биологически обусловленные особенности (темперамент, инстинкты и т.д.)" *(92).

Этот подход позволяет дать релевантную для личности юриста классификацию ее элементов по нескольким критериям.

На этой основе в структуре личности юриста по критерию содержания выделяют четыре группы свойств:

1) мировоззренческие, к которым относятся отношение к общепризнанным социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства;

2) интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, как типовых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и пр.;

3) психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества как готовность противостоять реальным или мнимым угрозам и пр.;

4) физические, к которым относятся: возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.).

Структурно эта характеристика может быть изменена. Но главным при анализе свойств личности юриста является оценка их соотносимости с профессией юриста, их реального состояния, содержания и интенсивности.

Немецкие авторы Андре Нидостадек и Йорг-Кристиан Лоренц сформулировали следующий набор понятий, отражающих черты личности, подлежащие оценке при выборе профессии юриста: активность, аналитичность мышления, способность к адаптации, решительность, способность переносить нагрузки, дисциплинированность, дипломатичность, способность реализовать поставленные цели, гордость, ответственность, ангажированность и др.*(93)

В свое время С.С. Алексеев и В.Ф. Яковлев, разрабатывая, как и другие ученые, модель юриста, т.е. не что иное, как желательное состояние личности юриста, включали в предложенную ими модель общие требования и показатели модели юриста и специфические (специализированные), относящиеся к тем или иным разновидностям юридической работы, юридическим специальностям. Основными общими показателями, по их мнению, являлись:

1) " марксистско-ленинская идейность, политическая зрелость, принципиальность, правильное понимание своего общественного государственного долга;

2) высокая общая культура, всесторонняя духовная и интеллектуальная развитость;

3) высокий и притом " специализированный" нравственный уровень - подчинение деятельности юриста ряду этических норм, таких как честность, уважительное отношение к людям, внимание к ним и т.д.;

4) надлежащая общая юридическая культура, развитое юридическое мышление;

5) глубокое знание советского законодательства и практики его применения;

6) общеюридические практические навыки - " умения" (навыки исследования фактов, нахождения и толкования нормативных актов, составления юридических документов, устных выступлений по юридическим вопросам и др.);

7) общекоммуникативные и организационные качества, навыки работы с людьми, знание психологии людей;

8) навыки научно-исследовательской работы;

9) качества общественного деятеля, в частности навыки публичных выступлений" *(94).

В принципе, все такого рода черты действительно должны быть присущи юристу; он должен иметь определенное мировоззрение, принципиальность и пр. Но социальные изменения, смена мыслительных парадигм и представлений о социальных ценностях убедительно показывают, что личность юриста неизбежно включает в себя механизм оценки внешнего мира, в идеале на основе разумного и взвешенного отношения к тому, что когда-то именовалось партийностью, актуальностью. Именно этот механизм с различной быстротой и интенсивностью меняет личность юриста либо разрушает ее. Первое происходит в случае эффективной адаптации к переменам. Второе - когда почему-либо такая адаптация полностью или частично оказалась невозможной. Иные классификации элементов личности юриста также возможны. Каждое из свойств личности юриста может быть, в свою очередь, нормативным, т.е. обязательным, и ненормативным. Они могут быть присущи: а) всем юристам; б) группе юристов; в) индивидууму. Далее, свойства по иному критерию могут быть: а) одобряемыми; б) осуждаемыми; в) нейтральными. Наконец, они могут подразделяться по роли в структуре личности на:

а) ведущие;

б) существенные;

в) малозначимые.

При этом в личности юриста как бы преобразуется система свойств, которые могут соответствовать друг другу или находиться в противоречии и представляют собой целостное уникальное явление. Но, так или иначе, каждое из названных свойств и их система должны рассматриваться с позиций задач профессиональной деятельности юриста, а именно необходимости обеспечения правовой безопасности, правовой стабильности, правовой рациональности жизни общества и поведения людей, с позиции соответствия личности юриста потребностям и надеждам общества.

5. Нормативно-правовые формализованные свойства личности юриста как индивида. Ряд свойств личности юриста рассматриваются законодателем как обязательные для осуществления юридической профессии или, по меньшей мере, части юридической профессии. Таким образом, в одних случаях ограничивается доступ к профессии, что естественно вызывает споры как на уровне оценки необходимости тех или иных предписаний, так и на уровне их толкования, в других - формируются такие требования к личности юриста, которые не предъявляются к другим профессионалам.

Профессиональная подготовленность юриста и ее уровень. Здесь есть несколько видов требований и соответственно свидетельств об их выполнении: а) признание лица юристом, которое предполагает в формальном плане наличие соответствующего диплома, а в материальном плане - наличие правовых знаний, навыков; б) допуск к некоторым специальностям, требующий получения дополнительного свидетельства о сдаче квалификационного экзамена (экзаменов); в) наконец, в сфере научной работы получение юристами, как и представителями иных профессий, ученых званий кандидата и доктора юридических наук, а также ученых степеней доцента и профессора.

В настоящее время проблема профессиональной подготовленности как интеллектуального состояния личности актуализировалась по ряду причин. Прежде всего, изменились потребности в круге профессиональных знаний и предмете знаний. Далее, возникла проблема недоверия к некоторым высшим учебным заведениям, ведущим подготовку юристов, поскольку резко расширилось количество обучающихся юристов, причем впервые в истории страны юристов стали готовить частные учебные заведения. Наконец, стала еще более актуальной задача обеспечения допуска к профессиональному юридическому образованию и одновременно возникла проблема повышения качества образования в связи с присоединением к так называемому Болонскому процессу.

Именно поэтому осуществляется совершенствование стандартов и соответственно содержания юридического образования, а на этой основе программирование того, каким в профессиональном плане должен быть юрист. Эти стандарты (как делается сейчас) устанавливаются на основе тщательных исследований и разработок самими юристами, но утверждаются органами, специально на то управомоченными обществом. Другими словами, они являются единой нормативной основой содержания и качества профессиональной подготовленности юриста. В то же время сообщество юристов стремится предупредить возможную бюрократизацию учебного процесса и особенно инфляцию диплома о высшем профессиональном юридическом образовании.

В этой связи актуализируется проблема проверки качества профессиональной подготовленности юристов, включая периодический контроль за ней. Можно полагать, что актуальная профессиональная подготовленность должна быть постоянным, а не временным свойством личности юриста.

Существенное внимание общества привлекает и проблема сдачи квалификационных экзаменов, что обязательно для осуществления некоторых юридических профессий. В целом как будто бы нет каких-либо данных о недостатках в проведении такого рода экзаменов. Однако применительно и к высшему юридическому образованию, и к квалификационным экзаменам подготовка кадров для себя, внутри своего ведомства не должна рассматриваться как наилучший вариант.

Нормативно по ст. 4 Закона РФ " О статусе судей в Российской Федерации", опирающейся на ст. 119 Конституции РФ, судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами. Кроме того, требуется стаж работы не менее пяти лет, несовершение им порочащих его поступков и сдача квалификационного экзамена*(95). При этом ст. 5 этого же Закона жестко регламентирует порядок приема квалификационного экзамена на должность судьи. А подзаконные акты определяют, кто сдает квалификационный экзамен, кто входит в экзаменационную комиссию, регулируют организацию работы экзаменационной комиссии, содержание и порядок приема квалификационного экзамена*(96).

Требование высшего юридического образования к лицам, назначаемым на должность прокуроров и следователей, установлено также ст. 37 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 " О прокуратуре Российской Федерации" *(97). В свою очередь, и адвокаты обязаны сдавать квалификационный экзамен.

Все такого рода квалификационные экзамены по существу конкретизируют требование профессиональной подготовленности и одновременно являются механизмом оценки высшего юридического образования.

По-видимому, целесообразно законодательно установить перечень должностей, требующих наличия высшего юридического образования, включив в него и оказание правовых услуг населению.

Возраст. Это свойство личности юриста закон учитывает только применительно к некоторым категориям. Определенный возраст требуется для занятия должности судьи. По ст. 119 Конституции РФ он составляет 25 лет, а по Закону РФ " О статусе судей в Российской Федерации" он повышается до 30 лет для судей вышестоящих судов и до 35 лет для судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Статья 40.1 Федерального закона " О прокуратуре Российской Федерации", в свою очередь, устанавливает минимальный возраст в 25 лет только для занятия должностей городского, районного и приравненного к ним прокуроров и не моложе 30 лет - для занятия должностей прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров. В принципе проблема возраста, включая верхний его предел, имеет принципиальный характер. Было бы целесообразно, по-видимому, дать возможность молодым юристам обязательно поpaботать в должности стажера с тем, чтобы принятие важнейших юридических решений и совершение юридически значимых действий опиралось на достаточный опыт, а затем не деформировалось жизненной усталостью.

Состояние здоровья. Во время подготовки первого издания книги этот вопрос казался только теоретическим и вызывал недоумение. Теперь ситуация изменилась. Вокруг этого вопроса возникла острая полемика.

Сейчас о требованиях к здоровью упоминается в ст. 37 Федерального закона " О прокуратуре Российской Федерации". В ней говорится, что прокурорами и следователями могут быть назначены граждане Российской Федерации, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности. В ст. 4.1 Закона РФ " О статусе судей в Российской Федерации" установлена обязательность прохождения медицинского освидетельствования претендента на должность судьи. По-видимому, было бы целесообразно вообще в законе сформулировать понятие здоровья, без дискриминации отдельных граждан, но с учетом реальных интересов выполнения обязанностей, вытекающих из юридической профессии. Во всяком случае, необходимо установить, когда недостатки здоровья вообще не могут препятствовать допуску лица к юридической профессии. Сейчас Совет судей разработал перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи*(98).

6. Нормативно-правовые оценочные свойства личности юриста. Ряд законов о юридической деятельности требует наличия у юриста таких оценочных свойств личности, как " необходимые моральные качества" (ст. 37 Федерального закона " О прокуратуре Российской Федерации"), " недопущение порочащих поступков" (ст. 4 Закона РФ " О статусе судей в Российской Федерации"), а для принятия на службу в милицию является препятствием наличие в прошлом или настоящем судимости (ст. 19 Закона РФ " О милиции").

Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г., также выдвинул требования к поведению судьи, включающие требования, предъявляемые к званию судьи. Кроме того, здесь сформулированы правила поведения судьи во внеслужебной деятельности. Они включают общие требования, а также особенности поведения судьи при реализации права на объединение, свободу мысли и слова, при осуществлении научной, преподавательской и иной творческой деятельности*(99).

Такие требования отражают свойства личности юриста как бы в позитивно-негативном плане: указывается, что должно быть и что должно отсутствовать. При этом возникают две существенные задачи: первая - общество, а от его имени государство, должно конкретизировать, не допуская нарушения прав человека, какие свойства личности юриста оно вправе считать препятствующими занятию профессией, и вторая - как описать эти признаки, исключая возможность их произвольного толкования и, главное, произвольного применения.

Пока же трудно сказать, какие моральные качества закон считает обязательными для прокурорских работников или других юристов. К сожалению, практика также не дает ответа на этот вопрос. Вероятно, следовало бы отправлять в отставку прокуроров, дающих ложную информацию в прессе, имеющих сомнительные связи, не расследующих качественно дела, находящиеся в производстве, и пр. Можно полагать, что становление такого подхода - дело ближайшего будущего.

7. Современное состояние знаний о личности юриста. Общественное сознание отражает или пытается отразить реальные свойства личности на индивидуальном, групповом и социальном уровнях. Но понятно, что задача эта чрезвычайно сложна. Можно выделить следующие источники данных о личности юриста: средства массовой информации; художественная литература; научные работы; методическая литература, принадлежащая нередко перу практических работников. Смысл выделения и раздельной оценки этих источников состоит в том, что информация, содержащаяся в них, имеет различную степень достоверности и истинности. Она отражает разные свойства личности юристов, предназначена для различных групп адресатов.

Во всяком случае необходимо учитывать, что информация о личности юриста в средствах массовой информации и литературе чаще всего дается в связи с обсуждением отдельных фактов профессиональной деятельности юриста, обычно негативных, и так или иначе отражает требования, предъявляемые к личности юриста, т.е. эта информация является значимой, но не систематизированной и недостаточно достоверной. Это именно сигнальная информация. Здесь нужно считаться с возможностью популистской оценки профессиональной подготовленности юристов. Сомнению подвергается справедливость юристов, их уважение к закону, а нередко и политические позиции.

В научной литературе дается более взвешенная картина личности юриста. Однако условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность юриста продолжают быстро изменяться, серьезные сдвиги происходят и в личности юриста, поэтому в настоящее время многие проведенные исследования устарели, а новые данные нуждаются в проверке. Это касается результатов тестирования прокурорских работников, некоторых данных о судьях.

Но, по-видимому, на основе анализа различных источников, а главное - собственно профессиональной юридической деятельности можно считать, что в правовой литературе должны обсуждаться как важнейшие направления совершенствования личности юриста дальнейшая переориентация их правосознания на реальную помощь населению, на укрепление стабильности в стране, т.е. на оптимизацию социальных отношений. Необходимо исследование возможностей стимуляции инновационного потенциала юристов, их адаптации к новым условиям, характеризующимся высокой степенью неопределенности, готовности к повышенной затрате сил на выполнение своих обязанностей.

При этом законодательство о социальной защите юристов, установление уголовной ответственности за посягательства на законное отправление их обязанностей, на личность должны сочетаться с развитием позитивных черт личности юриста.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.