Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возраст от третьего до пятого года жизни






Во время второй ступени (можно назвать ее также возрастом фантазии), от третьего до пятого года жизни, в ребенке снова появляются совершенно новые способности. Вся та интенсивность, которая до сих пор использовалась для выпрямления, для того, чтобы принять вертикальное положение, ходить, говорить, начать мыслить - находит теперь новое поле применения. Сначала некоторые примеры:

Четырехлетний ребенок видит, как мать стирает. Он приносит пустую корзину, насыпает на дно желуди я каштаны (вместо стирального порошка), достает несколько кусков ткани и тоже " стирает''. Через некоторое время он собирает желуди и каштаны в одно из полотнищ и закидывает на плечи, как мешок. Тяжелыми шагами, сгорбившись, он подходит к маме и предлагает ей уголь. Его выгружают, а поверх корзины свободно набрасывают полотнище. Получилась " ванна". Теперь можно купать куклу, используя каштан вместо мыла. Потом эта же материя служит полотенцем, а желудь - бутылочкой с молоком.

Другой ребенок 4-х лет находит среди дров для камина сук, расколотый по­полам. Ему кажется, что он похож на утюг. Маленький круглый сучок - увлажнитель для белья. С помощью другого круглого сучка утюг и увлажнитель превращаются в паровой каток. Еще через какое-то время перевернутый каток превращается в лодку со штурманом и капитаном. Теперь это центр, вокруг которого устраивают порт.

Этих примеров наверняка достаточно для того, чтобы покачать, что харак­терно для этой возрастной ступени. Пожалуй, больше всего здесь бросается в глаза та способность ребенка, которая позволяет ему превратить простые незамысловатые вещи в предметы из его житейской сферы: чурка/утюг, каштан/мыло. Его действия или игра есть подражание ежедневным наблюдениям, причем постоянно меняющимся, открывающим что-то новое. Это подражание, не обусловленное какой-либо целью. Речь здесь ни в коем случае не идет о несконцентрированной игре, но о чрезвычайно сокровенном привлечений детской производительности, т.е. творческой фантазии.

Пять-семь лет

Третья ступень примечательна тем, что побуждение к действию исходит те­перь не извне, например, из мира предметов, как это происходит в описанной перед этим фазе, а во все возрастающей степени от самого ребенка. Правда, игра его еще ориентируется на мир деятельности взрослых, но прежде чем ребенок принимается за игровую деятельность, в нем возникает образ, представление о том, что ему хотелось бы делать.

Например, четверо детей пяти с половиной и шести лет собрались поиграть в дочки-матери. Они договариваются, кто будет исполнять ту или иную роль. Когда " мама" хочет накрыть на стол, ей нужны настоящие чашки, блюдца, кофейник и молочник в придачу к уже имеющимся деревянным тарелкам. В корзинке с тонкими деревянными кружочками и маленькими сучками она находит то, что искала. Во время трапезы вдруг возникает новая идея: квартиру нужно переделать в больницу. Об этом у детей явно существует отчетливое воспоминание. После того, как сдвинута мебель, вследствие чего возникает кабинет и комната для ожидающих, переходят к мелочам. Например, шприцы, фонендоскопы, перевязочный материал, пузырьки с лекарствами изготавливаются простейшим способом из палок, лоскутов ткани и тесемок. Одних " больных" осторожно укладывают, а от оставшихся и ожидающих своей очереди отделываются с помощью " иллюстрированных журналов", свернутых ИЗ кусков ткани.

Другая группа детей пяти с половиной - шести лет из сучьев, кусков коры, еловых шишек, гальки и незамысловатых фигурок людей и животных, вырезанных из дерева - строит на полу крестьянский дом с коровниками. колодцами, пастбищами и нолями. Дети уютно обставляют комнаты, ведут пастуха с его овцами на пастбище. Ребята могут продолжать строительство в течение многих дней. Они дополняют здесь, изменяют там, потому что образы, живущие у них в глубине души, постоянно изменяются и уже не соответствуют сделанному вначале.

Фантазия второй ступени, которая била через край и постоянно побуждала ребенка к новой деятельности, теперь, будучи пронизанной представлениями, все больше проявляется в целенаправленных действиях. Например, теперь дети любят выдумывать маленькие сюжетные истории, которые они разыгрывают для других детей с куклами или сами, переодевшись с помощью кусков ткани. Особенно ярко фантазия детей проявляется при работе с пчелиным воском или глиной, при выполнении простейших работ по рукоделию, при рисовании как жидкими акварельными красками, так и восковыми мелками.

В качестве резюме по трем ступеням можно сказать, что ребенок приблизи­тельно до шестого года жизни покоряет мир посредством деятельной игры. делая это каждый раз по-новому. Эта бурная деятельность открывает ребенку изобилие восприятии, чувственных впечатлений, разумных взаимосвязей и, наконец, представлений, опыта, сведений - Это обучение отмечено универсальностью, которая становится доступной пониманию взрослого с помощью тщательного наблюдения, осуществляемого шаг за шагом. При этом важно, чтобы ребенок йог пройти по каждой из этих ступеней описанным образом, а не тормозился в своем многостороннем развитии слишком ранним обращением к его памяти и абстракциями.

КАК ПОБУДИТЬ ДЕТЕЙ К ИГРЕ?

Для того чтобы начать играть, все больше детей нуждается теперь в соответствующей инструкции. Тот, кто пытается, с одной стороны, познакомиться с той или иной возрастной ступенью, а с другой - стать в душе мобильным и развить свою фантазию, довольно быстро найдет пути, по которым он сможет ввести ребенка в игру.

На первой ступени, примерно до двух с половиной или трех лет при условии здорового развития существуют, собственно говора, лишь такие проблемы, когда взрослые окружают ребенка запретами: нет, оставь это; отойди отсюда и т.п.. Ребенок, в это время делающий первые шаги, подчиняет себе свое ближайшее окружение прикосновением, постукиванием. Все, что " плохо лежит", нужно потянуть к себе. Тот факт, что каждому новому впечатлению немедленно посвящается вес внимание, можно использовать в педагогических целях, отвлекая внимание детей на то, с чем им можно играть. Это требует от взрослого постоянного мысленного и действенного опережения, но зато, при всей своей кропотливости, гарантирует здоровое развитие воли. Отлаженный суточный режим с уравновешенным временем бодрствования и сна всегда имеет большое значение.

На второй ступени, примерно между тремя и пятью годами, сами собой разумеющиеся события повседневной жизни являются хорошим подспорьем для побуждения к игре, если только взрослый умеет замечать их и интерпретировать просто и естественно. Как много и насколько образно можно рассказать о почтальоне, крестьянке с рынка, официанте из кафе, пастухе, увиденном как-то раз, докторе или медсестре, не навязчиво, а между прочим, восторгаясь внутренне и сдержанно внешне. Поэтому нужно стараться привлекать ребенка к участию в своей работе. В конце концов, искорка возгорится, и ребенок начнет играть самостоятельно. Особенно хорошо бывает, когда взрослые в течение дня проявляют равную заботу о своих собственных детях и об их куклах. Через некоторое время достаточно бывает сказать, что может понадобиться кукле, и дети сами возьмут на себя эти хлопоты. Во всяком случае, взрослый никогда не имеет права дать отдых своей мысли.

Другая точка зрения, касающаяся побуждения к игре, проявляется, когда взрослый говорит ребенку о том, что хотят разные игрушки; к примеру, поезд хочет поехать на длинное расстояние; уже ждут люди, которым нужно ехать на нем; у куклы день рождения и нужно упаковывать подарки, печь пирог в накрывать праздничный стол; кораблям нужно море, с ракушками, камнями и эллинг.

На третьей ступени, между пятью и семью годами, можно продолжать пользоваться только что описанным способом, расширив его. Например, на рабочей площадке можно построить " кафе" или " ресторан". Старший официант с удовольствием примет заказы и подаст замечательный блюда. Или с помощью столовой ложки и веревки устанавливают телефонную связь с " доктором". Он приезжает по звонку, перевязывает больную ногу и выписывает " лекарства". Правда, в такой игре взрослый является партнером, но он не оставляет своих занятий, за исключением особых моментов. Таким образом, рядом с ребенком всегда находится взрослый» который выполняет целенаправленную деятельность и которому ребенок может подражать в степени, зависящей от своей возрастной ступени.

Живущая или только еще зарождающаяся в ребенке радость, которую он испытывает, играя, окрылит фантазию взрослого при всей его сдержанности. И тогда он понимает, что быть мамой или папой - это самая трудная* но и самая прекрасная профессия.

КАК ВЛИЯЮТ НА РЕБЕНКА ЧУВСТВЕННЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ?

В первые шесть-семь лет жизни существо ребенка отдается всему происходящему в его окружении с величайшей открытостью. Все впечатления проникают глубоко в организм и оказывают влияние на формирующиеся в это время функции и структуры органов. Все происходящее ребенок принимает и " прибирает к рукам", в то время как он еще не способен различать хорошее и плохое, полезное и вредное Ребенок пока не может осознать что-либо, потому что его мозг, носитель сознания, находится еще в процессе развития. Это значит, что внутри ребенка происходит оформление органов при определяющем влиянии происходящего вокруг него.

Чтобы это могло происходить максимально спокойно и интенсивно, необходимо соблюдать большую тщательность во всем, особенно это касается красок, звуков, игрушек, ближайшего человеческого окружения. Мысль о том, что современный ребенок должен лишь своевременно привыкать ко всему, противна фактическим законам развития подрастающего ребенка.

Сдержанные, без " детского узорчика" цвета на стенах и тканях; в детской позволяют глазу спокойно задержаться на них и ощутить качество цвета. Нетрудно представить себе, какое влияние может оказать голос матери, ее речь или пение, нежное звучание струнного инструмента, например, детской арфы или лиры. Нужно только достаточно энергично почувствовать это, сравнивая с шумами технических звуковоспроизводящих приборов (радио, пластинка, магнитофон), чтобы понять, что может способствовать тонкому развитию умения слушать и петь, а что может повредить ему.

Точно так же необходимо сознавать величайшую важность качества материала, из которого изготавливаются игрушки. Принимая во внимание то, что у ребенка намечаются формы органов, наиболее подойдут, наверное, предметы из органического мира. Ничто не может тягаться с многообразием форм, структур поверхностей, естественной тяжести и т.д. Это - благодать для невероятно тонкой чувствительности маленького ребенка. Простые предметы предоставляют также возможность для разнообразной внутренней работы ребенка, в которой принимает участие его фантазия. Примеры из предыдущих глав могут подтвердить это.

К игрушкам, которые можно найти в природе, относятся те, что оформляет потом своей рукой человек, неважно, приходится их шить иди вырезать. Понимая важность развития детской фантазии, изготовлять их следует настолько просто п. в то же время, настолько красиво, насколько это возможно.

КАКИЕ ИГРУШКИ В КАКОМ ВОЗРАСТЕ?

Описания игр уже показали, насколько простой, с одной стороны, может быть игрушка, и какие высокие требования нужно предъявлял» к качеству мате­риала, с другой. Сейчас труднее всего достать как раз упомянутые простые вещи, потому что их нельзя приобрести в магазинах игрушек. Значит, во время прогулок, в отпуске, мы должны научиться видеть предметы, которые могут пригодиться. Приложив немного усилий, можно найти и магазины, в которых продаются однотонные ткани и шерсть для вязания без синтетических примесей.

1-3 года:

Нужно учитывать то, что дети в этом возрасте особенно много времени проводят с матерью и с величайшим наслаждением возятся с ее поварешками, кастрюлями и т.д. Так что в игровом уголке достаточно небольшого количества предметов:

· Большая узелковая кукла (полотнище 70 х. 70 см), голова диаметром 12 см

· Простая плетеная кукольная коляска

· Мягкий матерчатый мяч

· Корзина с деревянным " стройматериалом''

· Корзина с каштанами

· Деревянная лопатка

· Деревянные Человеческие фигурки

· Л ошадка-качалка.

С игрушками, изображающими животных, вполне можно подождать до следующей возрастной ступени.

3 -5 лет:

В этом возрасте подойдут все предметы, перечисленные в этой книжке в главах: " Строим на полу и на столах", " Магазин".

Далее:

 

· узелковая кукла или кукла из платка, с головой, набитой шерстью

· пеленки для кукол

· колыбелька

· корзины разных размеров и деревянные чашечки •пастух и овечки

· деревянная лошадка с тележкой или каретой -

· деревянный волчок.

· так называемые " подвижные" игрушки, как, например, укрепленные на двух движущихся друг относительно друга планках пилящие или стучащие фигуры иди расположенные в круг клюющие зерно куры, которые нитками, протянутыми вниз, связаны с колеблющимся шариком.

5 - 7 лет:

К перечисленным ранее можно добавить еще некоторые вещи:

· узелковая кукла (если ребенок хочет, из двух оставшихся кончиков можно сделать ноги);

· тряпичная кукла.

 

К седьмому году:

 

· марионетка

· одежда для кукол

· простые марионетки

· вязаные зверюшки;

· для особых ситуаций - несколько хороших книжек с картинками " корзинка для рукоделия с ножницами набор иголок, наперсток, катушка ниток

· красивые кусочки ткани и фетра.

 

Нужно помнить о том, что игрушки типа предлагаемых в этой книжке растут вместе с ребенком, это означает, что на каждой ступени дети относятся к ним по-новому. На пятом году пробуждается радость открытий. В соответствии с возникающим в сознании ребенка образом маленькая круглая деревяшка становится, например, " фонендоскопом", после того, как се привязывают на середину шнура. Точные копии вещей из " взрослого" мира, напротив, препятствуют появлению радости первооткрывателя и опустошают силы фантазии (см- также гл.: " Игра означает процесс"). То же самое касается и технических игрушек - таких, как автомобили, корабли с дистанционным управлением, электрические железные дороги - если, уж давать их детям, то лишь на более поздней возрастной ступени.

Намного легче сохранять неизменным такой набор игрушек в вальдорфском детском саду. Лучшее, что могут сделать родители, чтобы избежать недоразумений с родственниками - своевременно сообщать им о своих желаниях. Если они возьмут на себя труд рассказать о ступенях развития ребенка, о радости, с которой он ждет появления игрушек из желаемого материала (например, марионеток из шелковых платков) и об игре с новыми вещами - этот труд в конечном итоге окупится.

Взаимопонимание, возникающее в результате этого, поможет тем, кто делает подарок, научиться уважать строгость и последовательность родителей.

КУКЛА, ОДНА ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ ИГРУШЕК

Если от игрушки требуется, главным образом, чтобы она воздействовала на силы фантазии и, кроме того, она должна сообщать живые органичные впечатления (поэтому, мы рекомендуем сучья, а не геометрически оформленные кубики), это в особой мере касается куклы. Кукла - это образ человека, и поэтому для каждого развивающегося человеческого существа она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет в его фантазии представление о его собственном строении.

Это позволяет сделать два необычайно важных вывода. Во-первых, было бы неразумно по причине неправильного понимания " материнской деятельности" навязывать девочкам эту игрушку и не давать ее мальчикам. Такое разделение полов не имеет педагогического значения и не замечает того, что важно в этом возрасте. Во-вторых, самое неправильное, с этой точки зрения, что можно сделать, - это снабдить такую куклу всеми анатомическими деталями, технически усовершенствовать ее так, чтобы она могла открывать глаза, мочить пеленки, чтобы ее можно было кормить, и т.д.

В таком случае ребенку не удается выразить силы своей фантазии как раз в обращении с этой самой важной игрушкой. Но эти силы хотят трудиться и ослабевают зачастую лишь потому, что им не хватает работы, которая могла бы их подкрепить. С силами фантазии дело обстоит так же, как и с человеческими мышцами, которые укрепляются путем многократного их напряжения. Неудивительно, что дети становятся все более взыскательными по отношению к куклам, и без того напичканным всякими необычными " штучками".

Прелесть новизны нередко очень быстро улетучивается, так как однообраз­ная и поэтому такая убогая деятельность, к которой вынуждает техническое устройство (например, у " говорящей" куклы), становится скучной. А лишенная всякого художественного вкуса слащавая улыбка, маской застывшая на кукольных лицах или нелепо растопыренные пальцы " красивой" ярмарочной куклы?

По многогранности ощущений, возникающих благодаря фантазии, ничто не сможет сравниться с совершенно незамысловатой узелковой куклой, сделанной из обычного платка. Ведь, в общем-то, в куклу - живое отображение человека, его превращает только лишь фантазия. С помощью этой способности ребенок сможет представлять себе человека по-разному; это представление ни в коем случае не должно быть раз навсегда установленным, основанном на кукле. У многих нынешних детей фантазия атрофирована настолько, что они не представляют себе, как можно играть с подобной куклой из узлов, и понимающая мать должна помочь им в этом. Часто удивляет, с какой быстротой можно нагнать упущенное, если дать ребенку необходимые игрушки. После пятого года жизни вероятность удачи намного меньше. Если мать, осознавая необходимость этого, сама сумеет относиться к кукле как следует, ребенок перенимает такое отношение. Если это не удастся, что тоже возможно по вполне понятным причинам, то лучше ей сшить обыкновенную куклу-марионетку, набитую овечьей шерстью, и платьица для нее, чем дать своему ребенку готовую куклу из магазина игрушек.

 

 

 

 
 

 

 
 

 

 

ИГРУШКИ В САДУ

 

Для игр в саду важнее всего песочница. Поэтому ее нельзя делать слишком маленькой и мелкой. Песок является идеальным материалом для детской руки который все время хочется формировать и переделывать. В него можно добавить твердых ракушек и интересных камней. Маленькие ивовые корзины для просеивания песка, деревянные лопатки и чурки разной формы дают идеи для множества игр. Вместо цинковых ведерок, которые уже не продаются, южно дать детям ведерко для меда.

Желательно, чтобы кроме песочницы был еще уголок для игр, особенно если в нем будет бревно, несколько пней разной длины и толщины и несколько падко оструганных досок. С помощью всего этого дети в зависимости от их возраста могут обставлять квартиры " столами", " табуретками", " скамейками"; могут построить качели, асфальтовый каток и многое другое. Эти предметы дают возможность " поиграть" в полном смысле слова. (См. также гл.: Игра означает процесс").

Садовый домик, в котором, например, могут храниться доски, представляет собой нечто особенное, так же, как и качели. От строительства типовых игровых лошадок с готовыми " железными дорогами", приспособлениями для лазания, арками можно сознательно отказаться по той причине, что их ведь нельзя изменять, т.е. они не подходят для настоящей игры. От всего этого дети не получают радости преобразования и собственного творчества. Готовое, законченное, отрада для взрослых, может лишь пассивно обслуживаться ими.

Настоятельно рекомендуем, чтобы кроме песочницы и уголка для игр был еще луг с деревьями и кустами и, по возможности, площадка, выложенная каменными плитами. Здесь можно положить деревянные чурбаки, тоже дающие детям импульсы для творчества. Здесь можно и попрыгать со скакалкой, и поиграть в мяч, покрутить волчок. Дети школьного возраста будут рисовать тут мелом свои " классы". Под зонтом от солнца могут развернуть свои владения куклы-мамы.

Наряду со всеми этими вариантами важно, разумеется, и то, чтобы в парках и во время прогулок по лесу дети могли поиграть в подвижные игры: салки, горелки, прятки и т.п.

 

ИГРА И УБОРКА

Игра и уборка связаны друг с другом как вдох и выдох, как сон и бодрствование. Поэтому имеет смысл запланировать специальное время для уборки по окончании игр или, в семье, в конце дня, в течение которого взрослый, а со временем сами дети приводят все в порядок и относят каждую вещь на свое место. Когда это занятие приобретает такое же значение, как приготовление пищи, еда или прогулка, оно перестает быть бременем, а входит в привычку и становится само собой разумеющимся, и тогда возникнет чувство радости и удовлетворения. Детей ведут укладываться спать или заниматься какими-то другими делами только после того, как все тщательно убрано.

Если игрушки хранятся на занавешенных полках, разные корзины и другие предметы не только легко найти, их так же легко и убирать. Не рекомендуем ис­пользовать ящик для игрушек, в который просто складывают все, что разбросано кругом, а потом накрывают. Такой ящик не поможет воспитать в детях аккуратность и старательность, он лишь будет скрывать беспорядок. (См. также гл.: " Как влияют на ребенка чувственные впечатления")

Часто проблемы с уборкой возникают только потому, что от детей, которым нет еще и шести, ожидают слишком многого. Увещевания типа: " Ты ведь уже большой и можешь сам все убрать" ставят перед ребенком задачу, до решения которой он пока не дорос. Когда вместе с ребенком трудится взрослый, он может оживить понятие " уборка" с помощью образов. " Поезд должен отправляться на вокзал, корабли - в порт, носильщик мебели относит стулья к столу". Примерно до третьего года жизни дети будут усердно собирать все вместе со взрослым и складывать в корзины; не каждый раз можно ожидать, что все игрушки попадут в " свои" корзины, но ведь взрослый позаботится потом, чтобы все было так, как нужно. Наблюдая за взрослым в то время, как он собирает игрушки, ребенок начинает подражать ему.

Между 3.5 и 4, 5 годами уборка часто бывает связана с процессом игры. Если нужно, например, отнести строительные чурбачки в большую корзины. Мальчик 4, 5 лет может из куска коры построить приспособление типа кузова самосвала и опрокидывать их в корзину. Или, когда ребенок складывает лоскутки, в голову ему приходит мысль о гладильной машине и он, сложив лоскутки в несколько раз, протягивает их по ребру маленькой табуретки. Все это говорит нам о том, что уборка не должна осуществляться в спешке и в то же время нужно внимательно следить за ребенком, уметь увидеть, когда уборка начинает превращаться в игру и при необходимости напоминать ему о первоначальной задаче. Детям между пятью и шестью годами нужно поручать конкретные дела: привести в порядок кукольный уголок, рассортировать семена в " магазине" и поставить на место корзины и т.п. До достижении детьми школьного возраста уборка должна становиться все более самостоятельной. Но все же дети порой нуждаются в присмотре и совете взрослых.

Не следует прерывать детей во время игры, говоря им, что пора наводить порядок. Иногда детей приучают к тому, что прежде чем достать новую игрушку, они должны убрать старую, но это значит, что все каждый раз приходится начинать заново, что не позволяет сделать игру насыщенной и разнообразной.

Родители и, воспитатели, которые будут с удовольствием заниматься уборкой и очень сдержанно хвалить при этом детей, скоро заметят, что время уборки становится для детей само собой разумеющимся.

" КРУПНОМАСШТАБНОЕ" СТРОИТЕЛЬСТВО

Под этим видом строительства подразумевается то, что дети строят дома, палатки, квартиры, корабли, автомобили и т.п. и применяют для этого деревянные стойки, столы, стулья, табуретки, скамеечку для ног и многое другое. Они начинают заниматься этим примерно в возрасте между четырьмя и пятью годами. (См. также гл.: " Игра означает процесс"). Осуществляя подобную деятельность, дети следуют изначальной потребности, проявление которой можно наблюдать во многих детских играх - создать оболочку, в которую можно забраться.

Важен материал, который мы можем дать детям для строительства таких " произведений архитекторы": деревянные стойки, " строительные" лоскуты больших размеров, лоскуты для ряжений, мешочки с песком, деревянные бельевые прищепки, байковые простынки или старые шерстяные одеяла. головные повязки, шнуры, деревянные чурки.

Деревянные стойки (см. стр.рис 2)

Деревянные стойки относятся к предметам,, которые желательно иметь в комнате каждого ребенка. По причине широкой возможности применения без них почти нельзя обойтись.

Модель

Если занавесить две такие стойки, они образуют уголок для кукол или магазин (см. стр. рис. 1, 2. 3, 16). Если отодвинуть занавески в сторону, можно будет устроить кукольный театр (см. гл.: " Куклы-статуэтки"). Если на доску кладется байковая простынка и подушка для игр и занавески свисают по обеим сторонам стойки (см. " Занавески для стоек, вариант " В"), получится уютная кровать с балдахином. Или на верхней балке с помощью шнуров можно закрепить гамачок или корзинку и покачать в них куклу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.