Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автономия






Второе условие развертывания спирали знания — самостоятель­ность, или автономия. На индивидуальном уровне следует раз­решить всем сотрудникам организации действовать самостоятель­но соответственно обстоятельствам. Результатом этого может стать открытие неожиданных возможностей. Кроме того, автономия усиливает потребность индивидуумов в создании нового знания. В автономных условиях индивидуумы действуют как составные части объемной структуры, обладающие одной и той же инфор­мацией. Оригинальные идеи, возникающие у самостоятельных индивидуумов, распространяются среди членов команды, а впо­следствии становятся идеями организационными. В этом плане самостоятельно организующий свою деятельность сотрудник на­поминает матрешку. С точки зрения создания знания наиболее вероятно, что организация, устроенная по такому принципу, продемонстрирует большую гибкость в восприятии, интерпрета­ции и использовании информации. Эта система обладает «мини­мальной критической спецификацией» и рассматривается как предпосылка системы самоорганизующейся, т.е. следует стре­миться к максимальной степени автономности. Создающая знание организация, которая придерживается прин­ципа независимости, может быть определена как самовоспроизво­дящаяся система, что поясняется следующей аналогией: живые органические системы состоят из различных органов, состоящих, в свою очередь, из множества клеток. Взаимоотношения систем и органов и органов и клеток не могут быть охарактеризованы ни как строящиеся по принципу суборди­нации, ни как строящиеся по принципу «часть —целое». Каждая структурная единица, например автономная клетка, контролиру­ет все непрерывно происходящие в ней изменения и определяет свою величину посредством самовоспроизведения. Этот принцип саморегуляции — суть системы самовоспроизведения.

Точно так же, как и самовоспроизводящиеся системы, авто­номные индивидуумы и группы, которые входят в создающие знание организации, устанавливают для себя задачи, стремясь к своей цели, являющейся частью цели организационной. В организациях, занимающихся бизнесом (бизнес-организациях), са­моорганизующаяся команда — мощное средство создания усло­вий для автономной деятельности индивидуумов. Обязанности ее членов могут дублироваться, в команду могут привлекаться сотрудники различных структур организации. Проектная груп­па с дублирующимися обязанностями часто используется япон­скими фирмами на всех стадиях инновации. Как показано в таб­лице 3.3, большинство этих групп состоят из 10 —30 человек — специалистов в таких областях, как НИОКР, планирование, производство, контроль качества, продажи и маркетинг, обслу­живание потребителей. Как правило, в компаниях в таких группах работают четыре-пять ведущих сотрудников, каждый из ко­торых в фирме выполняет различные функции. Сотрудники ком­пании Fuji Xerox, разработавшие FX-3500, например, еще до достижения 40 лет меняли свои профессиональные функции не меньше трех раз (см. табл. 3.4).

Таблица 3.3.

Сферы компетенции членов команды разработки продукта

 

 

Компания (продукт) Сфера компетенции
НИОКР Произ-вод-ство Прода-жи и мар-кетинг Плани-рова-ние Услу-ги Конт-роль каче-ства Про-чее Всего
Fuji Xerox (FX-3500)                
Honda (City)            
NEC (PC-8000)          
Epson (EP-101)        
Canon (AE-1)          
Canon (мини-аппа- рат)            
Mazda (новый RX-7)              
Matsushita Electric (авто- матическая хлебопечка)              

 

Автономная команда способна выполнять множество функций, усиливая и переводя тем самым перспективы индивидуумов на более высокий уровень. Компания Honda, например, для разра­ботки модели «City» организовала команду с частично дублиру­ющимися функциями, в которую вошли сотрудники отделов про­даж, проектирования и производства. Система получила название SED, по первым буквам английских слов «sales» («продажи»), «engineering» («производство») и «development» («проектирова­ние»). Ее первоначальной целью стала систематизация деятель­ности разработчиков посредством интеграции знания и опыта «обычных людей», а не эксплуатации горстки героев. Деятель­ность разворачивалась применительно к обстановке. Формально три сферы деятельности были разделены, но параллельно велся процесс обучения, при этом поощрялся интерес к другим сфе­рам. Члены команды совместно занимались следующим:

- обеспечением проекта персоналом, условиями для работы и финансированием;

- анализом состояния автомобильного рынка и конкуренции;

- рыночным планированием;

- определением цены и объема производства.

Таблица 3.4.

Места работы и образование ведущих сотрудников команды, разработавшей FX-3500

Имя Места работы в Fuji Xero Университетская специализация
Хироши Иошино Техническое обслуживание ® отдел кадров ® отдел производственного планирования ® управление производством Образование
Кенихиро Фуджита Отдел маркетинга ® отдел производственного планирования ® управление производством Торговля
Macao Сузуки Конструктор -> исследователь -»конструктор Инженер- механик
Мицутоши Китаджима Техническое обслуживание —> ОТК -> производство Инженер- электрик

 

Условия деятельности требовали от членов команды сотруд­ничества с коллегами. Хироо Ватанабе, руководитель проекта, вспоминает:

Я всегда говорил сотрудникам, что наша работа не должна напоминать этапы эстафеты: «от сих до сих». Каждый из нас должен пробежать весь путь от начала и до конца. Как в регби, мы должны бежать вперед вместе, перекидывая мяч друг другу, и достичь цели все как один.

Схему взаимодействия игроков в регби иллюстрирует тип С на рисунке 3.7. Тип Л показывает эстафетный подход, при кото­ром все фазы процесса разработки отделены друг от друга и эстафетная палочка передается от одной группы к другой. Тип В соответствует «системе сасими·», принятой в Fuji Xerox.

Рис. 3.7. Последовательные (А) и перекрывающиеся (В и С) фазы разработки

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.