Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Донецкая катакомбная культура.






Территория: Северский Донец – Приазовье – Нижний Дон.

Офттоп: «Культурно образовательный процесс»

 

Погребений – больше 2 тысяч. Поселения – только поздние, материал невнятный, КС перемешанный (Серебрянское, Сердюково, Черниково Озеро, Левенцовка-1).

 

Погребения – катакомбы в основном, но есть (редко) и ямные.

Катакомбы сооружались в курганах предшествующих эпох, прежде всего – в ямных. После совершения погребений – досыпка. Число впускных погребений – от 2 до 10. Но бывает и больше – до 30 штук.

Преобладают одиночные, но известны и коллективные. Есть кенотафы. Циновки и шкуры. Посыпка погрбенных охрой. Инвентарь – почти в каждом исследованном захоронении: части туш, ритуальная посуда из дерева и глины, иногда с остатками погрбальной пищи. Предметы из металла, камня, рога кости. Известны погребения с отдельными инструментами и даже комплексами: литейно-кузнечный инвентарь (с соплами и наковальнями), плотничий инструмент, камнеобрабатывающий.

 

Кроме кавказской меди, могли использоваться и Бахмутские медно-песчаные выработки.

 

В донецкой культуре – три этапа.

 

Ранний обряд. Т-образные катакомбы, длинный лаз между шахтой и катакомбой, часто лаз со ступеньками. Между лазом и шахтой – каменные плиты на боку. Погребенные – скорченники на правом боку, в ранний период – слегка развернуты на спину. Одна рука – на колене, другая – на животе или тазу. Превалирует южная ориентация.

 

Банкообразные сосыды с округлым или плоским дном со слегка суженым горлом. Иногда вся поверхность, иногда только верхняя часть – в орнаменте. Шнур, гребенчатый штамп, какой-то округлый штамп. Характерен орнамент из дуговидных фигур, свисающих с венчика.

Есть крупные сосуды – жаровни.

 

Металл. Листовидные кинжалы с выступающим черенком. Много шильев. Желобчатые долота, плоские клиновидные тесла. Проушные топоры неизвестны, но известны формы для отливки. Много украшений – молоточковидные булавки, шнуровые подвески (как у северокавказцев). Дисковидные медальоны. Металлические бусы, подвески, кругропроволочные или спиральные подвиски.

Кость и рог. Молоточковидные булавки. Бусы, пронизки.

Бусы из фаянса.

Кремень – концевые скребки на отщепах, наконечники стрел и дротиков.

 

На среднем этапе донецкой культуры – уже нет признаков ямников. Сосуществование Т-образных и Н-образных катакомб. Унификация обряда. Скорченники на правом боку, ориентация – на Ю или З.

Кубкообразные формы – плоское дно, расширение в средней части, четкое цилиндрическое горло. Все тулово – в отпечатках шнура или тесьми. Сложные концентрические круги, спирали, от горловины свисают треугольники, вписанные друг в друга, дуги. Характерны горизонтальные полосы-отпечатки и елочки между ними.

Редко – большие округлые высокие горшки. Культовые корчаги и курильницы.

 

Металла – еще больше. Характерны ножи с пятиугольным клинком.

Клиновидные тесла. Стержнеобразные стамески, шилья, резцы. Масса украшений: мелкие литые подвески северокавказского облика. Дискообразные подвески, в виде ушка, образ птичек. Посоховидные булавки, округлые медальончики-подвески.

 

Спиральные височные кольца.

 

Наконечники булав, втульчатые топоры, наконечники копий, стрелы, дротики. Крупные ступки-дробильные инструменты.

 

Кость. Бусы, пронизки, сердцеобразные подвески.

 

 

Поздний этап – смешанные культурные признаки – связь с пришлыми соседними культурами. Н-образные катакомбы доминируют. Шахта – круглая или овальная форма в плане. Устья камер закрыты плахами. Туши животных – в камерах. Поза и ориентировка сохраняется. Самая характерная форма – плавно профилированные, приземистые сосуды. Вся поверхность – с отпечатками шнура, прямоугольного штампа, прочерчивание. Самый характерный мотив – ленты, отпечатанные шнуром сверху вниз. Треугольные фигуры, свисающие сверху, заштрикованные внутри. Иногда между треугольниками – елочки.

Есть еще и кувшинчики с округлым горлом.

Огромное количество курильниц.

 

Ножи с рельефно-раскованным лезвием. Топоры колонтаевского типа (укороченный клин, верхняя часть спинки и брюшка имеет граненные очертания).

 

Наборы украшений обедняются. Сохраняются лишь височные спиральные и круглопроволочные кольца. Становятся овальными.

 

В камне преобладает оружие – топоры, булавы, наконечники.

Костяные фишки.

Фаянсовые украшения.

 

Манычские традиции на ЮВ Донецкой. В З-Манычскоей доминирует правоскорченное с С ориентировкой, а в В-Манычской – левобочное с Ю (???) ориентировкой.

Повозки и их глиняные модели.

 

Приплюснатые, пузатые сосуды, почти без шейки. Почти лишены орнамента – только иногда – однорядные или двурядные зигзаги. Есть круглые горшки с петельчатой ручкой. Много воронок.

 

Очень много курильниц. Округлые полусферические чаши на полом поддоне. Внутри боковое деление.

 

Металл – маленькие ножи – дротикообразные (=ширококлинковые). Шилья, булавки, иголки, зубильца. Втульчатых клинков мало: плоских тесел и др. Втульчатых топоров нет, но в Веселой роще погребение литейщика с формой для отливки топоров.

 

Украшения: дуговидные булавки, подвески в виде букраниев.

 

Многокомпонентные сплавы: сурьма, цинк, свинец, мышьяк. Много изделий из латуни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.