Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстернализация: из неформализованного знания в формализованное






Экстернализация — процесс оформления неформализованного знания в формализованные концепции. Это квинтэссенция про­цесса создания знания, в результате которого неформализован­ное знание становится формализованным в виде метафор, ана­логий, концепций, гипотез и моделей. Когда мы пытаемся концептуализировать образ, его суть мы выражаем, как прави­ло, словами. Процесс письма — это акт преобразования нефор­мализованного знания в знание, которое может быть выражено словами. Но при выражении мыслей их смысл час­то передается недостаточно адекватно, он искажается или частично не доносится до читателя. Такие расхождения и неувязки между образами и их выражением способствуют, тем не менее, распро­странению плодов «раздумий» и взаимодействию людей.

Способ трансформации знания посредством экстернализации наблюдается, как правило, в процессе создания концептуальной модели, он инициируется диалогом или коллективными разду­мьями. Часто для создания концепции используется сочетание дедукции и индукции. Компания Mazda, например, применила сочетание этих методов при разработке концептуальной модели RX-7, которую можно описать как «настоящий спортивный ав­томобиль, управлять которым — восхитительно и удобно». Кон­цепция была выведена из лозунга компании «смотрите на вещи по-новому, создайте мечту водителя», а кроме того, новая маши­на определялась как «стратегический автомобиль для рынка США, символ инновации». В то же время концепция была индуцирова­на на основании опыта пробных поездок по дорогам США и при сборе мнений покупателей и специалистов. Когда мы, используя аналитические методы дедукции и индукции, не в состоянии подобрать адекватное выражение для образа, это значит, что нам следует воспользоваться методом неаналитическим. Экстер нализация, таким образом, зачастую сводится к метафоре и/или аналогии. Использование подходящей метафоры и/или анало­гии высокоэффективно при стимулировании созидательного про­цесса. Вернемся еще раз к примеру «Honda City». При разра­ботке машины Хироо Ватанабе и его команда использовали метафору «эволюция автомобиля». Команда рассматривала машину как живой организм и пыталась создать совершенную форму. Ватанабе спрашивал: «Во что, в конце концов, эволюци­онирует автомобиль?».

Я настоял на том, чтобы механизмам отвели места как мож­но меньше, а пассажирам — как можно больше. Мне показа­лось, что именно таким должен быть идеальный автомобиль, именно к таким параметрам должен стремиться автомобиль реальный,.. Первым шагом на пути к этой цели стало преодо­ление «детройтского мышления», ставившего на первое место внешний вид. Нашим выбором стала короткая и высокая ма­шина... благодаря кузову сферической формы более легкая, дешевая, удобная и надежная.

Концепция высокой и короткой машины («верзила») родилась благодаря аналогии между концепцией «максимум человеку, ми­нимум железякам» и образом сферы, обладающей максималь­ным объемом при минимальной площади поверхности, а в итоге это привело к созданию «Honda City».

История создания мини-копировального аппарата «Canon» — хороший пример эффективного использования аналогии для раз­работки новой продукции. Одной из наиболее сложных проблем, возникших перед разработчиками, стало производство недоро­гого одноразового картриджа, появление которого сделало бы ненужным обычное техническое обслуживание, а в случае не­удачи пришлось бы открывать сервисные центры по всей стране. Поскольку аппарат был предназначен для семейного и индивидуального пользования, т. е. не очень частого, то стоимость обслу­живания составила бы весьма значительный процент от стоимо­сти аппарата. Множество покупателей предполагали использо­вать аппарат лишь эпизодически, т. е. новый продукт должен быть надежен и обслуживания не требовать или почти не требо­вать. Исследования показали, что примерно 90% проблем возни­кало вокруг барабана и системы, обеспечивающей его функцио­нирование. Команда разработчиков поставила перед собой цель максимально снизить затраты на обслуживание при сохранении высокой надежности. Так появилась концепция одноразового ба­рабана, т. е. в этом случае барабан, тонер и проявочное устрой­ство объединялись и заменялись после определенного числа копий. Следующей проблемой стало создание картриджа достаточно дешевого, чтобы быть сопоставимым по цене с базовой низкой ценой аппарата. Группа, получившая задание решить проблему стоимости, долго и горячо спорила о возможности производства обычного светочувствительного барабана с цилиндрами, выполненными на основе дешевого алюминия. И вот однажды Хироши Танака, руководитель этой группы, посмотрев на пивную банку, спросил: «А сколько стоит сделать такую банку?». Команда ис­следовала возможность применения технологического процесса производства пивных банок для изготовления цилиндров бараба­на из того же материала. Выясняя сходство и различия, они раз­работали технологию низкозатратного процесса производства алю­миниевых барабанов. Так появились одноразовые барабаны.

Эти примеры из практики японских фирм со всей очевидно­стью доказывают эффективность использования метафор и ана­логий в процессе создания и разработки концепции (см. табл. 3.2). Как сказал Ватанабе (компания Honda), «создать концепцию означает сделать больше чем полдела». С этой точки зрения бо­гатство языка образов и символов руководителя — первостепен­ный фактор в деле получения неформализованного знания от сотрудников проекта.

 

Таблица 3.2. Метафоры и/или аналогии в создании концепции при разработке продукта

Продукт (Компания) Метафора/аналогия Роль в создании концепции
City (Honda) «Эволюция автомобиля» (метафора)   Сфера (аналогия) Возникло стремление максимально увеличить салон автомобиля Создана концепция «максимум человеку, минимум железякам» Возникло стремление максимально увеличить салон автомобиля, минимизировав площадь салона Создана концепция «высокая и короткая машина (верзила)»
Миникопировальный аппарат (Canon) Алюминиевая пивная банка (аналогия) Стремление выявить сходство технологических процессов производства дешевой пивной банки и светочувствительного барабана Создана концепция «малозатратного производственного процесса»
Хлебопечка (Matsushita) Хлеб из отеля (метафора) Пекарь отеля Osaka International (аналогия) Начало выпечки превосходного хлеба Создана концепция «скручивания теста»

 

Среди всех четырех способов трансформации знания экстер-нализация — ключ к его созданию. Каким образом мы можем быстро и эффективно преобразовать неформализованное зна­ние в формализованное? Последовательным использованием ме­тафор, аналогий и моделей. Как отмечал Нисбет, «то, что Майкл Полани называл „неявным знанием" может быть выражено при помощи метафор». Метафора — способ ин­туитивного понимания одного посредством создания символи­ческого образа другого. Наиболее часто она используется в сил­логизмах, малые посылки которых являются лишь вероятными, или в неаналитических методах создания принципиально но­вых концепций. Метафора — это ни анализ, ни синтез общих признаков взаимосвязанных понятий. Донеллон, Грей и Бугон считают, что «метафоры создают новые интерпре­тации опыта, заставляя слушателя представить одну вещь, опи­санную терминами, присущими другой», и «создают новые пути познания реальности». Таким образом, «метафора — это коммуникативный механизм, наце­ленный на примирение расхождений в значениях»].

Более того, метафора — важный инструмент создания сети но­вых концепций. Поскольку метафора — «две мысли о различных вещах... выраженных одинаковым словом или фразой, значение которых — результат их взаимодействия», то мы можем беспрепятственно связывать различные концепции, нашим сознанием не связываемые, вплоть до связи абстрактных концепций с конкретными. Этот созидательный процесс познания продолжается до тех пор, пока мы думаем о сходных чертах концепций и чувствуем несбалансированность, несостоятельность или противоречивость их связи, и часто приводит к обнаружению нового смысла или даже к созданию новой парадигмы.

Скрытые в метафоре противоречия уравновешиваются анало­гиями, сужающими область неизвестного выявлением общих черт двух различных вещей. Метафоры и аналогии часто путают. Связь между двумя предметами, образованная метафорой, часто воз­никает интуитивно и не нацелена на выявление существующих различий между ними. В то же время ассоциация посредством аналогии постижима рациональным мышлением и подчеркивает структурное или функциональное сходство, и отсюда их разли­чия. Так аналогия позволяет понять неизвестное при помощи известного, перекидывая мосты через пропасть между образом и логической моделью.

Формализованная концепция может быть моделирована. Ло­гическая модель должна быть непротиворечивой, все ее концеп­ции и предложения выражаются систематическим языком при помощи последовательной логики. Но модели часто представля­ют собой всего лишь схематичные описания или рисунки, дале­кие от детализирования. В сфере бизнеса модели часто возника­ют из метафор при создании новых концепций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.