Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О третьей заповеди закона Божия 6 страница






 

Пристрастное отношение и пристрастная любовь к одному из детей. В правилах церковных сказано: «Аще кто своя чада... едино ненавидит, другое же любит... яко чадоненавистник, не причастится Святых Таин, пока не исправится» (Требник священника). Если родители оказывают явное предпочтение какому-либо одному ребенку в ущерб другим, то они согрешают. Надо в равной степени любить всех своих чад, не предпочитая одно другому. Мать и отец должны объединять, скреплять любовь в своей семье. Замечаемую между детьми холодность друг к другу, исправлять словом вразумления и примером собственной любви к ним. А не возбуждать в детях зависть и ревность своим пристрастным отношением.

 

Отсутствие заботы о воспитании целомудрия, сохранения девственности и трезвом поведении своих детей. Тяжко согрешают те родители, которые допускают своих детей дойти до потери целомудрия, впасть в нетрезвый образ жизни, растлевать свою жизнь в погоне за так называемыми «удовольствиями». Это часто происходит из-за слабого характера родителей, беспечности и недосмотра. За такой тяжкий родительский недосмотр был строго наказан первосвященник Илия, который сам по себе был человеком добрым. Еще преступней действуют те родители, которые не только не воспрещают, но и поощряют развратный образ жизни детей, часто говоря при этом: «молодой еще, пусть погуляет, а потом остепенится». Такие родители считают разврат детей не более как детской шалостью и увлечением, а не видят в нем смерти души и возможной погибели для Царства Небесного. Родители с младенческого возраста должны прививать своим детям целомудрие и чистоту, оберегать их от возможного растления и саморастления. Не допускать до знакомства с людьми распущенных нравов, оберегать от чтения легкомысленной литературы, просмотра порнографических фильмов. Внушать, что всюду рекламируемый секс - не нормальное и естественное явление, а грязь разврата и рабство духам блуда. Известно, что Богу служат целомудрием и чистотой, а дьяволу - неистовым развратом. Надо следить, чтобы дети не пристрастились к тайному греху рукоблудия, не стесняться выяснить, есть ли это. Если таковой грех присутствует, то необходимо объяснить его греховность и порочность, а также указать на пути борьбы с ним.

 

Полное отсутствие необходимой строгости или, наоборот, частые и жестокие взыскания с детей. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 25). Известно, что характер и основные психологические особенности человека формируются в раннем детстве, так, по некоторым научным данным, до 80% всей усваиваемой в жизни информации ребенок получает в возрасте до трех лет. Очень важно с первых месяцев жизни ребенка проявлять к нему разумную строгость и требовательность, и ни в коем случае в семье не должны царить отношения вседозволенности по отношению к малышу. Необходимо помнить, что первородный грех имеет место и в новорожденном. Он проявляется в чувстве самости, эгоизма, себялюбия, хитрости, жадности и прочем. И это с самого малого возраста. Задача родителей - пресекать подобные страстные проявления, формировать необходимые христианские добродетели и навыки. В малом возрасте часто бывает уместным и физическое наказание. Конечно, это не должно быть запугивание детей и битье их за малейшую провинность, но нашлепать ребенка, поставить его в угол иногда бывает просто необходимо. Ибо в малом возрасте ребенок может просто не понимать другого средства внушения. С возрастанием ребенка методы физического наказания все в большей и большей степени должны заменяться на словесное внушение и лишение каких-то им особо любимых наград и поощрений. После 12-13 лет лучше физически вообще не наказывать ребенка, чтобы не озлобить его и не отстранить от себя. Родителям следует следить за собой, чтобы жестоко не наказывать детей, особенно в моменты вспышек своего гнева. Всегда необходимо объяснить ребенку, в чем конкретно его вина и за что он несет наказание.

 

Чрезмерное отдаление от себя детей или же, напротив, слишком вольное отношение с ними, которое лишает детей страха говорить и делать худое даже в присутствии родителей. Чрезмерное отдаление означает, что чувство господствования над детьми, преобладает над чувством любви к ним. Но в этом случае оскудевает любовь и доверие детей к родителям. Настоящую любовь детей к себе надо еще заслужить, здесь нельзя рассчитывать только на одну естественную привязанность их к себе. А для этого отец, например, не должен обходиться со своими чадами столь холодно и высокомерно, что они бегут от него, лишь только он появляется домой, что они не смеют подойти к нему с какой-либо просьбой, с каким-либо занимающим их вопросом и скорее доверяют свои тайны посторонним людям, чем слишком строгому отцу. В притче о блудном сыне мы читаем, что отец сам вышел навстречу своему сыну и обласкал его, сын же стремился к отцу с полной надеждой, что отец поймет его, как нежный и чадолюбивый родитель. С другой стороны, когда родители обращаются с детьми по-братски или как равные им, пошло шутят с ними или дозволяют подобным образом шутить с собой, играют в карты, поют светские песни, танцуют, - в таком случае, уже ничто не может удержать чад от падения. При таком воспитании дети даже не осознают худого худым и часто становятся крайне легкомысленными и ветреными.

 

Оставление долга моления о детях в независимости от их возраста. «Чадо моих молитв» (Еккл. 31, 2). Иов после того, как дети его со своими семьями собирались для пиршества, каждый раз приносил за них очистительную жертву (Иов. 1, 4-5). Так как от Бога «всяко даяние благо», то верующие и богобоязненные родители должны приносить непрестанную молитву о том, чтобы Сам Господь Бог, благословивший их детьми, помог им воспитать детей «в трезвенности и целомудрии». За взрослых детей молятся, чтобы Господь сохранил их от всякого зла, укрепил бы их веру, избавил от скорбей и многих болезней. Известно, что молитва матери со дна морского подымает, а благословением отца созидаются дома (Сир. 3, 9). Церковь установила особые чины молитв «при начатии учения отроков» и о малоуспешных в учении детях. Нередко одной лишь только молитвой и можно подействовать на детей, особенно, если они живут далеко от родителей или, будучи уже взрослыми, не слушаются родителей и не хотят отставать от пагубных пороков. Ошибочно надеяться только на свои - чисто человеческие средства и силы в деле воспитания малолетних, также неразумно полагаться на них в общении со взрослыми людьми. Всегда нужно помнить, что только Господь -всесилен, и нашими молитвами может устроить счастье наших детей.

 

Действия, направленные на отведение детей от веры в Бога и хождения в церковь - являются тягчайшим родительским грехом, способствующим гибели души ребенка. Довольно часто родители, сами воспитанные в атеистическом духе, когда их чадо приходит к вере и начинает жить по церковным канонам, восстают на него со всею силою родительского гнева. Они считают, что их ребенок гибнет, сходит с ума, пропадает как полезный член общества. Такие родители пытаются любыми средствами отвести новоначального христианина от Церкви. Они убеждают его, что если он не бросит Церковь, то они заболеют от горя и умрут и он будет виновен в этом; устраивают скандалы, дикие сцены и тому подобное. Руководителем таких нечестивых родителей является бес. Именно через них он пытается вернуть человеческую душу на прежний, гибельный путь жизни. Выступая против веры детей, родители защищают свой образ жизни, свои уже давно сложившиеся стереотипы мышления и поведения. Ведь, если дети правы, то жизнь родителей неправильно прожита и все их идеалы ложны. Пережить подобное очень нелегко. Лучше обвинить детей в «безумстве» веры, отлучить их от церкви и вернуть все «на круги своя». Родители уверовавших детей! Имейте мужество признать свои ошибки и последовать благому примеру своих чад!

 

Лишение детей родительского благословения без уважительной причины. Если «благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3, 9), то отказывать детям в благословении лишь потому, что они обличают недостатки своих родителей или не хотят услужить суетности матери или отца, - значит злоупотреблять правом, данным свыше, и обнаруживать предосудительную злобу по отношению к родным детям. Даже в минуты сильного гнева не следует угрожать детям лишением родительского благословения. Есть вещи, к которым нельзя относиться, даже с малейшим элементом легкомыслия, ибо это может повлечь за собой роковые последствия.

 

Проклятие, произносимое на детей. «Клятва матери разрушает до основания» (Сир. 3, 9) дома детей. Так известны конкретные жизненные примеры, что проклинаемые матерью дети один за другим быстро умирали. Особенно безумно проклятие, произносимое на детей малолетних (равно ему и называние детей в гневе бесами, чертенками и тому подобным). Такое проклятие на невинных детей не получает своей силы (Притч. 26, 2), но это нисколько не умаляет вины родителей, проклинающих своих чад. Неуместно также проклятие, произносимое и на взрослых детей. Если иной раз взрослые чада своими дерзостями и худыми поступками выводят отца или мать из терпения, провоцируя последних на произнесение проклятия, то родители и в этом случае должны проявить хладнокровие и мудрость. Прежде всего, они должны внимательно всмотреться в самих себя, не скрываются ли их собственные пороки, в пороках их детей. Не сообщили ли они сами своим детям расположенность к данному греху при зачатии, или воспитании? Горькие уроки жизни и преклонный возраст могли исправить родителей, но в молодые годы не те ли же самые злые качества и привычки имели они, какие обнаруживают их дети? Итак лучше всего никогда никого не проклинать и, укорив себя пред Богом, смириться и вознести Ему молитву о своих заблудших чадах.

 

Намеренное унижение на глазах детей матери отцом или отцом матери. В пятой заповеди Господней сказано: «чти отца твоего и матерь твою...» Таким образом, отец, который словами или поступками унижает перед детьми мать их (например, упрекая в нерассудительности или скудоумии), грешит против закона Божия, против своих детей, научая их пренебрежительному отношению к матери. Грешит он и против себя самого, ибо, перестав уважать мать, дети вскоре перестанут относиться с должным почтением и к отцу. Но еще более грешит мать, когда внушает детям не слушаться отца, подрывает его авторитет в глазах детей, пренебрежительно относится к нему. При равенстве прав над детьми, мать, однако же, сама обязана во всем повиноваться их отцу - своему мужу (Еф. 5, 24). С ее стороны будет гораздо благоразумнее внушать детям чувство особого уважения к отцу, как главе семьи, и самой показывать примеры этого уважения. Одним словом, отец и мать должны взаимно поддерживать свои права перед детьми, рука об руку вести дело их христианского воспитания.

 

Явно соблазнительное поведение перед лицом собственных детей. Дети всегда расположены подражать старшим в силу естественной неспособности к самостоятельной, обдуманной деятельности. Но особенно дети склонны подражать родителям, которые являются высоким авторитетом для детей и своеобразным эталоном для подражания. И действительно, чада научаются ходить, есть, пить и совершать первые шаги в своей жизни, под непосредственным руководством своих родителей, отсюда такая безграничная, детская вера в совершенство своих родных. Поэтому, если родители подают худой пример своим детям, они виновны перед Богом, как сознательно развращающие своих чад. Например, отец велит своему сыну сказать нежелательному гостю, что его нет дома; сын, увидев ложь, также начинает прибегать к обману, как естественному и нормальному образу поведения; или родители в разговорах поносят своих знакомых, через это дети приучаются к тайным пересудам и осуждению. Особенно губителен для детей развратный пример родителей. Измены, прелюбодеяния или просто явное кокетство. Горе тем родителям, через которых к детям приходит соблазн (Мф. 18, 7). Это не отец и мать, а злобные убийцы своих детей.

 

Ропот по причине многочадия или большого семейства. Женщина «...спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15), - вот что обещается людям, рождающим и богобоязненно воспитывающим своих детей. Итак, грешат родители, которые жалуются на то, что ведет их ко спасению. Забота о детях приучает родителей к самопожертвованию, отказу от развлечений и мирских удовольствий, приучает к молитве и духовным подвигам, совершаемым за детей. В наш эгоистический век самолюбия и поиска удовольствий это особенно актуально. Но люди вместо детей предпочитают заводить собак и кошек, а если и имеется в семье один или максимум два ребенка, то и тем не уделяется должного внимания, ибо родители хотят жить только для себя. Многие оправдывают малое количество детей в семье тезисом «незачем нищету плодить», забывая народную мудрость, что если «Господь даст ребенка, то даст и на ребенка». Малочадие есть результат маловерия и саможаления, а главное боязни, что дети могут лишить возможности страстных удовольствий, которые являются для многих главным стимулом в жизни.

 

Безутешная печаль об умершем ребенке. При любых жизненных обстоятельствах мы должны всегда помнить главную цель нашей жизни. Это - стяжание Духа Святого, формирование себя по образу Божию и подобию. И если Господь забирает, по Своему неисповедимому промыслу, из этой жизни младенца, то, значит, так для младенца лучше. Будучи безгрешным, ребенок сразу попадает в Царство Небесное, избегая всех печалей и скорбей, уготованных ему в этой земной юдоли. «Не мешайте детям приходить ко Мне», - сказано Господом в святом Евангелии; и мы всегда должны помнить, что Бог любит детей больше нас с вами. Безутешная печаль наступает только потому, что мы живем земным, а не небесным и желаем для наших детей только бренного, земного счастья. Лучше заботиться о грядущей вечной жизни наших потомков, и из этого уже, строить отношение к происходящим событиям.

 

Лишение взрослых и отделившихся детей всякой поддержки и наследства. Родители должны помогать также и взрослым детям: если есть нужда, то материально, если нет, то духовно. В частности, молитвой за детей и благочестивым советом. Если неразумные дети, в свое время подобно блудному сыну оставившие родительский дом и впадшие в различные грехи, покаявшись, желают вернуться под отчий кров, то их следует принять с любовью, как принял Отец из евангельской притчи. Особенно должны поддерживать родители своих взрослых детей в нравственном отношении: не бросать их на произвол страстей; если они пали, то с болезнью отцовского сердца отыскивать их на распутиях порока; предостерегать от ошибок в жизни и по службе; чаще посещать их дома и тому подобное. Наличие детей от второго или третьего брака является неизвинительной причиной для лишения наследства или помощи детям от первого брака, ибо все они природная часть своих родителей, «кость от костей их».

 

Постоянное, настырное вмешательство в дела взрослых детей. Мать царя Соломона пошла с ходатайством к своему сыну за брата его, Адонию; но этим лишь ускорила казнь Адонии, который прибегнул к ее ходатайству (3 Цар. 2, 13-26). Если сын или дочь, занимающие высокие места, почтительны к своим родителям и богобоязненны, то неуместно вмешательство отца или матери в их дела. Это стесняет совесть детей, которые и отказать родителям в исполнении просьбы не хотят, и само исполнение не сулит ничего хорошего и полезного для дела.

 

Притеснение своих пасынков, падчериц, усыновленных детей и приемышей. «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня» (Мк. 10, 37). Так отчим или мачеха принимают с брачным венцом пасынков и падчериц. Решившись на брак из-за сильной любви, они должны были еще до брака принять решение - сделать все возможное для детей любимого человека. Они обязаны для этих детей заменить родного отца или мать, проявлять к этим детям родительские чувства, хотя бы при этом имели уже и своих чад. Виновны, таким образом, тот отчим или мачеха, которые оставляют «приведенных» детей без должного внимания, сквозь пальцы смотрят на поступки своих пасынков, не удерживают в руках богодарованной власти над этими детьми. Но тем более грешат они, если злоупотребляют своею властью, если, например, обделяют во всем перед своими детьми пасынка или падчерицу, худо или насмешливо отзываются о родных отце или матери этих сирот и совершают другие недостойные дела.

 

Оставление без всякой помощи незаконнорожденных детей. Хотя рождение незаконно и незаконные дети остаются самым тяжелым воспоминанием для совести родителей, а перед людьми постоянным, постыдным упреком их безнравственного поведения, естественные родители должны сделать все возможное для духовного и физического благоденствия своих чад. Дитя не виновато в том, что родилось зачатым в беззаконной страсти, оно так же беспомощно, как и другие дети. Родители, не желающие знать своих незаконных чад, - грешат. Особенно в этом случае бывают несправедливы и бесчеловечны отцы, которые предоставляют одной матери пить всю горькую чашу ее нецеломудренной жизни. Необходимо и незаконных детей поставить на добрую дорогу жизни. Одного только должны беречься незаконные родители, особенно, при сближении между собой для воспитания незаконнорожденных, - чтобы снова не впасть в блудную связь, плодом которой и явился незаконнорожденный ребенок.

 

Сознательно наносимый вред своим собственным детям. «Предаст же... отец сына» (Мф. 10, 21). Бывает, что родители предают своих детей на распутство (будучи пьяницами или наркоманами), принуждают к противному для них браку (из-за корыстной цели), продают своих младенцев состоятельным и бездетным людям. Или же не удерживают молодой дочери от замужества с престарелым, чего она желает, будучи неразумной и нерассудительной; удерживают ее от замужества по любви с порядочным, но бедным человеком, из-за его материального недостатка; по жестокосердию и нетерпимости желают смерти детям, хронически больным или калекам; калечат духовно и физически свое дитя, заставляя его попрошайничать. Также сознательно наносят вред своим детям родители, вовлекающие своих чад в секты и принуждающие жить их по правилам этих сект.

 

Холодное отношение и незаботливость о своих внуках. «Поцеловал (Иаков внуков своих) и обнял их...и сказал:... Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих...» (Быт. 48, 10, 16). Здесь мы видим и нежную любовь, и заботливость в отношении к внукам. Достойно внимания, что эти чувства в ветхозаветном патриархе выразились как естественные природные чувства заложенные в человеке и как плод страха Божия. Внуки - продолжение рода - большей частью носят они фамилии или имена своих дедов. Следовательно, деды должны, естественно, любить их и заботиться о них. С духовной стороны этого вопроса, деды во внуках своих могут видеть благословение Божие на себе: «...и узриши сыны сынов твоих» (Пс. 127, 7). Получается, что если деды холодно относятся к своим внукам, то не ценят Божьего благословения. Нравственный долг дедушек и бабушек - принимать живое участие в воспитании малолетних внучат, особенно в религиозно-нравственном направлении. При этом, не ослабляя власти самих родителей над ними, не вмешиваясь и не противореча системе воспитания родителей. Ибо, зачастую, сами родители из-за рабочей занятости, уделяют мало внимания духовным нуждам своих детей.

 

Притеснение своей невестки или зятя. «Какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня?» (Быт. 31, 36), - говорил некто своему тестю. Иногда бывает, что сильный связями или занимающий важную должность тесть теснит своего зятя, обыкновенно, из-за жалоб на него жены. Между тем, причина жалоб скрывается в недостатках самой жены, а не зятя. Часто притесняется и невестка своей свекровью, из-за ревности не по разуму матери сына к его жене. Часто, особенно на первых порах, восстанавливает мать своего сына против его молодой жены, забывая о духовном законе: «...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей...»(Быт. 2, 24). Не разрушать, а созидать новую семью должна мудрая мать, всячески помогая и наставляя к любви и терпению сына и молодую невестку.

 

Чрезмерная любовь к своей семье и полное равнодушие к крайним нуждам других людей. «Не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе» (Лк. 11, 7). Такова бывает пристрастная любовь к собственным детям и своей семье, которую человек оберегает, защищает в правде и без правды. А к вопиющим нуждам других семей относится равнодушно и даже враждебно. Очевидно, что подобная любовь падшего естества противна истинной христианской любви к ближнему и неприемлема в общественной жизни.

 

В случае собственного неплодства - полное равнодушие и даже неприязнь к чужим детям. «Каждого из вас, как отец детей своих мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога» (1 Фес. 2, 11-12), - говорит о себе апостол Павел. Кому не суждено быть отцом, тот должен смотреть на малолетних отроков, а при старости и на юношей, как на своих детей. При таком христианском взгляде на чужое потомство бездетный человек, встречаясь с теми или иными детьми, должен прежде всего заботиться о добром влиянии со своей стороны на молодежь. Всячески беречься от всего соблазнительного, недостойного в словах и делах. С любовью относиться к ним, говорить ласковые, назидательные слова, по силе материально помогать им. Словом, христианин должен питать в своей душе сладостное чувство отеческой любви и носить его в себе всегда, проявляя его, прежде всего, к детям и юношам, а также ко всем, кто имеет в этом нужду.

 

Непопечение о своих крестниках, отсутствие молитвы за них. Восприемники, или «крестные отцы», звание которых существует в Церкви от первых времен христианства, обязаны помогать родителям в добром воспитании своих крестников и крестниц. А кто принимает от купели совершеннолетнего или иноверца, тот и «сугубо отец» для своего крестника, он должен следить за его воцерковлением и духовным развитием, снабжать необходимой православной литературой, следить за частым посещением служб, исповедью и причащением новообращенного. При крещении крестный или крестная становятся духовно близки своему восприемнику, как родные мать или отец. В случае смерти родителей крестные заменяют своему крестнику последних. Восприемники должны ежедневно молиться за своих крестников, служить за них молебны, водить в церковь для причастия, то есть активно участвовать в их духовном воспитании. Сугубо грешат те крестные, которые после крещения не вспоминают о своих крестниках, не молятся за них, не принимают посильного участия в их духовном воспитании.

 

Непочтение но отношению к крестным. «Когда же крестилась она (Лидия) и домашние ее, то просила нас, говоря:... войдите в мой дом и живите у меня» (Деян. 16, 15). Итак, когда крестные нуждаются в приюте, то следует принять их у себя. Во всяком случае, требуется воздавать им, а также крестившему священнику, сыновнее почтение, уважительно относиться и прислушиваться к их советам. В случае смерти крестных необходимо внести их имена в помянник и постоянно молиться за их упокоение. Даже если они и не проявили должной заботы в жизни своего крестника, за одно то, что они были отцами в самые важные минуты жизни человека, следует уважать их и молиться за них.

 

Приглашение знатных и богатых людей в качестве восприемников по корыстным побуждениям. Это грех и родителей, которые крестят свое дитя, и самих восприемников. Первые, то есть родители ищут в восприемниках лицо богатое и полезное в каком-либо отношении для себя, вторые, то есть кумовья идут на это из тщеславия и для утехи своего самолюбия. В любом случае здесь ищется мирское, а не божественное. Следует же подбирать крестных по их духовности и молитвенности, а не по материальному достатку и положению в обществе. Во многом духовное состояние крестного влияет на крестника, и молитвы первого крайне благотворны для новопросвещенного.

 

Грехи воспитанников и воспитателей

 

Неблагодарность и прямая плата за добро злом своим воспитателям, учителям и благодетелям. «Ибо люди будут самолюбивы, горды...неблагодарны...»(2 Тим. 3, 2), «...воздают мне злом за добро» (Пс. 34, 12). После родителей ближайшее место в ряду благодетелей человека, занимают его воспитатели и учителя. От родителей каждый по воле Божией является на свет; а от воспитателей и учителей получает необходимые знания и навыки для жизни в обществе. Поэтому для учеников будет естественным чувство уважения к своим наставникам. Также следует почитать благодетелей и благотворителей наших. Благодеяние же благодетеля дает нам почувствовать милующую нас десницу Самого Бога. Особенные благодетели в жизни, как например, спасшие чью-либо жизнь среди явной опасности, предохранившие кого-либо от неверия или разврата, подавшие иному утешение в горькой печали, не оставившие бедняка своими милостынями в крайних нуждах его, - являются орудиями Божьего промысла о человеке (Иак. 1, 17). Благодарность к ним, это благодарность - к Самому Богу. Итак, оставаться вообще неблагодарным - низкое чувство и несомненный грех пред Богом. Грешно также и не сознавать самих благодеяний, говорить, что воспитатели или учителя обязаны были по должности своей; первые - воспитывать, вторые - учить, благодетель же сделал благодеяние из корыстных мотивов и тщеславных побуждений. Грешно также не изъявлять благодарности и не помогать своим благодетелям. Еще непростительнее платить злом за добро своим воспитателям, наставникам и благодетелям. Так, Иуда предал своего учителя и благодетеля. Да и сам благодетель, будучи обманут один раз, может отказаться от творения милостыни в будущем.

 

Забвение добрых наставлений и предостережений со стороны воспитателей, учителей, духовных наставников. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11, 2). Благочестивые, опытные священники и учителя всегда стараются наставить своих воспитанников на путь добродетели и предостеречь их от возможных жизненных искушений. Выходя в мирскую жизнь, юноши и девушки должны принять эти предостережения как отеческий подарок, должны помнить их всегда. Предостережения старших - это плод многолетнего жизненного и духовного опыта, а не результат догадок и измышлений. Руководство опытом благочестивых людей, помогает нам избежать многих падений и жизненных коллизий.

 

Непочтительное отношение к пожилым людям. «Перед лицем седого вставай и почитай лице старца...» (Лев. 19, 32). Необходимо почитать старость, видя в ней своих родителей и предков. Особенно достопочтенна та старость, которая украшается мудростью, многоопытностью и искренней набожностью (Сир. 25, 6, 9). К сожалению, далеко не все пожилые люди обладают вышеприведенными добродетелями. При встрече с таковыми надо учитывать, что престарелому несравненно труднее отстать от своих пороков, чем молодому. Поэтому будет большим успехом для нас, если мы ласковым, умоляющим словом сможем исправить или остановить пребывающего в пороке старика. В любом случае старость достойна уважения или хотя бы сострадательной жалости. Таким образом, грешат те люди, которые не хотят почтить старость, например, уступить пожилому место в общественном транспорте, помолчать, когда говорят старшие, или помочь седой беспомощности. Грешат те, кто дерзит, оскорбляет, поносит бессильных стариков и старух. Лучше претерпеть их старческий маразм, чем впасть в «праведный гнев» и разразиться оскорблениями.

 

Стремление заслужить расположение своих воспитанников путем потворства их шалостям и страстям. «Не было у нас перед вами ни слов ласкательства...» (1 Сол. 2, 5). Долг воспитателя - удерживать своих воспитанников от проявлений свойств «ветхого человека», то есть от действий первородного греха. Разъяснять и показывать им гибельность греховных поступков, учить обуздывать свои страстные стремления. Воспитание не будет воспитанием, если детям дать волю делать все, что им вздумается, все, что заложено в испорченную человеческую природу. Действия учеников надо всегда сообразовывать с волей Божией, выраженной в заповедях и евангельских наставлениях. Необходимо разъяснять подопечным, что также как существуют законы материального мира, и кто нарушает их - погибает, действуют и правила духовного мира, которые безнаказанно нарушить никто не может, даже еще здесь - на земле. Всякое действие непременно влечет за собой последствие и при поступке, противном воле Божией, будет печально для грешника. Поэтому виновны те воспитатели, которые, вместо обличения провинившихся, ласкают и ублажают их, имея цель снискать любовь воспитанников, например, излишне хвалят при успехах, при неспособности или лености к предмету - завышают оценки. Бывает, что ученик или ученица обнаруживают добрые качества, но педагог, вместо того, чтобы втайне порадоваться за этих детей и незаметно поддерживать в них хорошие стороны, начинает шумно превозносить их и выражать удивление их «совершенствами», чем способствует развитию гордости и самомнения у учащихся. Потворствующий воспитанникам учитель держит себя с ними на равных, любит с ними шутить, оказывает всевозможные уступки и снисхождения. Но и такой воспитатель не всегда достигает собственной цели - быть любимым учителем, потому что дети догадливы и на подсознательном уровне ощущают фальшь и лицемерие. В любом случае подобный педагог, занимается не воспитанием, а порчей воспитания ребенка.

 

Пренебрежение здоровьем воспитанников и учеников со стороны учителей, воспитателей и педагогов.

 

В яслях и детском саду это: недосмотр за детьми, оставление их мокрыми, вспотевшими. Непроветривание помещения где они находятся, разрешение играть на сквозняках или плохо одетыми на улице. Неслежение за тем, чтобы они хорошо кушали, спали во время «тихого часа», не занимались всякими непристойностями (встречаются испорченные дети, показывающие свои срамные части тела и заставляющие то же делать других). Необращение внимания на непристойную речь ребенка, ругательства, задиристое или забитое поведение. Получение травм малышей из-за небрежения воспитателя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.