Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Два аспекта создания знания






Хотя о роли знания в менедж­менте написано немало, вопросам создания знания и управления его созданием внимания почти не уделялось. В настоящем разде­ле мы предложим схему, в которой как традиционные, так и нетрадиционные взгляды на знание включены в теорию созда­ния организационного знания. Как говорилось ранее, наш ос­новной подход содержит два аспекта — эпистемологический и онтологический (см. рис.3.1).

Начнем с онтологического аспекта. Строго говоря, знание со­здается только отдельными людьми. Без индивидуумов органи­зация знание создать не может. Организация всего лишь поддер­живает создателей и обеспечивает им необходимые для создания знания условия. Таким образом, процесс создания организаци­онного знания подразумевает развитие организационными мето­дами знания, созданного индивидуумами, и выделение его в ка­честве части системы организационного знания. Этот процесс происходит в рамках «сообщества взаимодействия», которое пе­ресекает внутри- и межорганизационные уровни и границы.

При анализе эпистемологического аспекта мы используем работу Майкла Полани, описавшего различия, существующие между знанием неформализованным (tacit know­ledge) и формализованным (explicit knowledge). Неформализо­ванное знание (или «неявное») — личное и зависящее от ситуа­ции и поэтому с трудом поддающееся формализации и распрос­транению. Формализованное, или кодифицируемое, знание может быть передано средствами формального, систематическо­го языка. Полани придавал большое значение роли неформали­зованного знания в процессе познания. Это, возможно, соответ­ствует аргументу гештальт-психологии: восприятие определяет­ся способом интеграции в общую схему или гештальт. Тем не менее, хотя приверженцы гештальт-психологии считают интег­рированными все образы, Полани уверен, что люди получают знание посредством активного создания и систематизации их собственного опыта. Таким образом, знание, поддающееся вы­ражению словами и числами, — всего лишь верхушка айсберга всего знания. По словам Полани, «мы знаем больше, чем можем сказать».

В традиционной эпистемологии знание выводится из разделе­ния субъекта и объекта восприятия: люди как субъекты воспри­ятия получают знания посредством анализа внешних объектов. Полани же, напротив, считает, что люди получают знания, буду­чи причастными к объекту. Именно этот процесс, включающий установление связей с объектом и возникновение убежденности, Полани назвал «вживание». Узнать что-либо значит создать об­раз или схему на основе неформализованных интегрированных деталей. Таким образом, вживание опровергает традиционную дихотомию между сознанием и телом, разумом и эмоциями, субъектом и объектом, знанием и его носителем. Другими слова­ми, научная объективность не единственный источник знания, большая его часть — продукт наших целенаправленных усилий в окружающем мире.

Хотя Полани рассматривает неформализованное знание ско­рее в философском контексте, его мыслям легко найти и практи­ческое применение. Неформализованное знание включает ког­нитивные и технические элементы. Когнитивные сосредоточены в том, что Джонсон-Лейрд называл «интеллектуальными моде­лями», в рамках которых люди, создавая аналогии в сознании и манипулируя ими, получают рабочие модели мира. Интеллектуальные модели, например схемы, парадигмы, подходы, убеждения и точки зрения, помогают индивидуумам в постижении мира. Технические же элементы неформализован­ного знания — это ноу-хау, умения и навыки. Важно не забы­вать, что когнитивные элементы неформализованного знания связаны с индивидуальными образами реальности и прогнозами на будущее, т. е. «что есть» и «что должно быть». Как мы пояс­ним ниже, выражение неформализованных интеллектуальных моделей заключается в «мобилизационном» процессе, ключевом факторе создания нового знания.

Некоторые черты неформализованного и формализованного знания приведены в таблице 3.1. Например, знание опыта — скорее неформализованное, физическое и субъективное, а зна­ние рациональное — формализованное, метафизическое и объек­тивное. Неформализованное знание создается «здесь и сейчас» в специфичном, практическом контексте и обладает свойствами, названными Бейтсоном аналоговыми. Распространение нефор­мализованного знания среди индивидуумов посредством обще­ния — процесс аналоговый, требующий определенной «одновре­менной обработки» сложностей, содержащихся в предмете обмена. Формализованное же знание относится к событиям прошлого или объектам («там и тогда») и не зависит от контекста. Его свойства названы Бейтсоном цифровыми.

Таблица 3.1. Два типа знания

Неформализованное знание (Субъективное) Формализованное знание (Объективное)
Полученное из опыта (тело) Одновременное (здесь и сейчас) Аналоговое (практика) Полученное из рассуждения (душа) Последовательное (там и тогда) Цифровое (теория)





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.