Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Теория создания организационного знания






Характерный для западной философии подход к знанию в значительной степени обусловил понимание знания исследова­телями, изучающими организации. Картезианский дуализм меж­ду субъектом и объектом, знанием и его носителем сформировал взгляд на организацию как на механизм «обработки информа­ции», в соответствии с которым организация обрабатывает по­ступающую из внешних источников информацию, для того что­бы приспособиться к новым обстоятельствам. Хотя такой взгляд и доказал свою эффективность в объяснении процесса функцио­нирования организации, в нем кроются весьма существенные недостатки. С нашей точки зрения, он не в состоянии должным образом объяснить инновационный процесс, ведь когда органи­зации вводят новшества, они не просто обрабатывают информа­цию, поступившую из внешних источников, с целью решения су­ществующих проблем и приспособления к меняющемуся окру­жению; организации своими силами создают новое знание и информацию, необходимые для выработки нового подхода как к проблемам, так и к их решению и в результате — изменению орга­низационного окружения.

Для того чтобы объяснить процесс инновации, нам нужна но­вая теория создания знания организацией. Как и любой подход к знанию, наш будет обладать собственной эпистемологией (тео­рией знания), следует заметить, весьма отличающейся от тради­ционного западного подхода. Краеугольный камень нашей эпи­стемологии — различие между неформализованным и формали­зованным знанием. Главное в создании знания — мобилизация и трансформация знания неформализо­ванного, и, так как объект нашего исследования — создание зна­ния организацией, а не индивидуумом, в рамках нашей теории предусмотрена собственная онтология, относящаяся к уровням создания знания (индивидуальному, групповому, организацион­ному и межорганизационому). В настоящей главе мы пред ста вим нашу теорию создания знания в двух аспектах — эпистемо­логическом и онтологическом. На рисунке 3.1 приведены два ас­пекта, в которых разворачивается спираль создания знания, на­чиная новый виток, когда взаимодействие формализованного и неформализованного знания переходит с низкого онтологического уровня на более высокий.

Рис. 3.1. Два аспекта создания знания

 

Суть нашей теории — описание этого спирального развития. Мы представили четыре вида трансформации знания, которые возникают при взаимодействии знания формализованного и не­формализованного. Эти модели — социализация, экстернализация, комбинация и интернализация — представляют собой дви­гатель всего процесса создания знания. В соответствии с ними получает опыт отдельно взятый человек, индивидуальное знание выражается словами и «тиражируется» в рамках организации с использованием ее ресурсов. После описания четырех способов и пояснения их на примерах мы изложим пять условий созда­ния знания организацией. И наконец, будет представлен пятифазный процесс создания организационного знания с течением времени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.