Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценность знаний для управления предприятием






Любая организованная социальная структура, в том числе и предприятие, представляет собой уникальную и весьма сложную систему взаимодействия и связей субъектов этой структуры для достижения определенной цели или результата. Для существования и развития самоокупаемого предприятия необходимо обеспечить его конкурентную способность как на рынке произ­водства, так и на рынке реализации выпускаемых товаров.

Следовательно, система управления предприятием должна поддерживать и реализовывать решение этих задач. Так как управленческие и исполни­тельные структуры этой системы включают в себя сотрудников определен­ных подразделений предприятия (интеллектуальные объединения), то систе­ма управления предприятием всегда является интеллектуальной. Это означа­ет, что управленческие решения и их реализация основываются на знаниях сотрудников предприятия.

Следовательно, эффективность управления и, соответственно, конкурен­тная способность предприятия непосредственно зависят от интеллекта и уровня знаний сотрудников. Поэтому использование сетевых информацион­ных технологий на предприятии должно обеспечивать поддержку оператив­ного получения необходимых знаний для его управления.

Необходимо понимать, что без управления, т.е. специально организован­ного процесса для реализации определенной цели, предприятие существо­вать и развиваться не может, а знания — это интеллектуальная основа управления и функционирования предприятия.

Специалисты, которые интересуются задачами, проблемами и технологи­ями управления предприятием часто встречаются с термином knowledge management или управление знаниями. Не совсем обычное сочетание слов в этом термине часто приводит логически и системно мыслящего человека к непониманию основной сути или значения этого термина. Тем более что он часто используется для обозначения специализированных информационных технологий, которые предназначены для поддержки системы управления предприятием на основе заполнения, обработки и анализа баз данных и структурированной информации, используемых на предприятии.

Функциональное назначение и внутреннюю суть этих баз будем анализи­ровать после обсуждения важного с нашей точки зрения вопроса, который сформулируем следующим образом: можно ли управлять знаниями участни­ков производственного процесса, а полученные результаты использовать для развития и управления предприятием?

В статье Леонида Черняка «Управление знаниями и информационные технологии», опубликованной 16.10.2000г. на Web-сайте издательства «От­крытые системы», приводится цитата специалиста по технологиям управле­ния знаниями Ларри Прусака, который считает, что «управлять знаниями невозможно, можно управлять лишь той средой, в которой создаются и используются знания».

С нашей точки зрения, знаниями участников производственного процес­са (субъектов) управлять можно, если управление рассматривать как целе­направленное изменение состояния объекта или субъекта, т.е. сотрудника предприятия. Знания субъекта являются определенной характеристикой его состояния, точно так же как температура в системе отопления дома характе­ризует определенное текущее состояние этой системы. Знания субъекта можно расширять и углублять, т.е. управлять ими, например, с помощью целенаправленного обучения с преподавателями или целенаправленного са­мообучения, в том числе и на основе метода «проб и ошибок».

Такие процессы управления знаниями можно наблюдать, например, ког­да предприятие переходит на новые технологии производства или управле­ния, которые необходимы ему для поддержания или развития конкурентной способности. Для реализации этих задач сотрудников предприятия целенап­равленно обучают применению соответствующих технологий.

Для поддержания конкурентной способности конкретного работника очень важен процесс целенаправленного самообучения, который дает ему возможность получать новые знания, умения и навыки для более качествен­ного выполнения служебных обязанностей.

Следовательно, конкуренция на рынке труда является важным мотивом для целенаправленного самообучения специалиста. При этом полученные знания могут быть уникальными, которые невозможно получить с помощью преподавателей. Ценность таких знаний может быть огромной не только для специалиста, если их использование существенно повышает конкурентную способность предприятия. Для предприятия использование уникальных зна­ний по существу является «ноу-хау» и интеллектуальной основой в конку­рентной борьбе. Поэтому знания и эффективность их использования во многом определяют экономическое и финансовое состояние предприятия.

Уникальные знания специалистов являются одной из важнейшей характеристикой для оценки стоимости действующего предприятия. Стоимость таких знаний может существенно превышать стоимость основных фондов предприятия. В этом легко убедиться, если представить себе, что в компании Microsoft или в центре управления космическими полетами (или железнодорожными перевозками) уволились все специалисты, а остались только помещения и компьютеры. Этот пример демонстрирует, каким мощным экономическим по­тенциалом могут обладать уникальные знания, если они находят применение. Совершенно естественно, что эффективное управление предприятием возможно только на основе сбора, обработки и анализа соответствующей достоверной информации. В результате этих интеллектуальных операций с информацией менеджеры создают знания о текущем состоянии предприятия, которые в виде определенной структурированной информации могут хра­ниться в соответствующих базах, часто называемых базами знаний. Теперь мы понимаем, что это название не совсем удачное. Однако оно весьма часто используется для обозначения баз структурированной информации, которые содержат определенные отношения между данными, выраженные в соответ­ствующей форме, которая удобна для соответствующего пользователя.

Профессиональные знания менеджеров являются их интеллектуальным базисом для принятия управленческих решений на основе знаний о текущем состоя­нии предприятия. Эти управленческие решения в виде определенной струк­турированной информации, также могут храниться в соответствующих ин­формационных базах. Их можно непосредственно использовать в последую­щих аналогичных ситуациях управления или анализировать для принятия соответствующего корректирующего воздействия, если результат управления не достиг поставленной цели.

Таким образом, управление предприятием с целью поддержки и развития его конкурентной способности возможно только на основе использования знаний, и такое управление является интеллектуальным, так как только интеллект может создавать знания и использовать их для управления.

Обсудим важный вопрос, с которым сталкиваются менеджеры и специа­листы при внедрении на предприятии системы управления на основе техно­логий знаний: знания — это индивидуальная интеллектуальная собствен­ность или...?

Ответ на этот вопрос должен иметь каждый руководитель предприятия, который начинает использовать сетевые информационные технологии для управления и организации производства.

Современное производство и управление предприятием на основе приме­нения информационных технологий предполагает создание и использование сетевых баз данных структурированной информации. Как мы уже отмечали, их часто называют базами знаний, так как в них содержится соответственно представленная информация, которая отражает как знания специалистов, так и результаты, полученные в результате использования экспертных сис­тем для анализа и управления предприятием.

Таким образом, базы данных предприятия могут содержать структуриро­ванную информацию, характеризующую:

- уникальные знания специалистов — знания человеческого интеллекта;

- уникальную структурированную информацию, полученную с помощью экспертных систем — «знания искусственного интеллекта» (кавычки можно убрать только в том случае, если экспертная система построена на принципах контекстно-зависимой информационной, т.е. интеллек­туальной машины

Поэтому использование этих баз данных непосредственно связано с юриди­ческими, а также этическими вопросами их авторства и правом пользования.

Актуальность этих вопросов становится очевидной при переходе пред­приятия к использованию информационных технологий управления, когда базы данных структурированной информации в огромной степени определя­ют экономическое и финансовое состояние фирмы.

Несомненно, знания человека являются продуктом его интеллекта, а их ценность определяется возможностью и результатом использования. А кому принадлежат знания и результаты их использования?

Ответы на эти вопросы определены, как законами государств, так и международным законодательством об интеллектуальной собственности и ав­торским правам. Поэтому при внедрении на предприятии системы управле­ния на основе технологий знаний, имеет особое значение юридическая закон­ность, форма и содержание договора между работодателем и работником.

Каждый субъект договора должен понимать, что только законодательство регулирует авторство, право собственности и использования баз данных информационных ресурсов. Выражаясь юридическим сленгом «стоимость решения этого вопроса» как для работника, так и для работодателя опреде­ляется полученной или потерянной прибылью от использования или не использования авторских прав и прав собственности на базы знаний.

Необходимо заметить, что обсуждаемые вопросы относились только к правам собственности и авторским правам, которые возникают в результате интеллектуальной деятельности человека.

Однако при использовании информационных технологий управления в наполнении баз данных предприятия могут принимать участие интеллекту­альные экспертные системы. Следовательно, результатом деятельности ис­кусственного интеллекта также могут быть знания, которые выражаются в форме определенной структурированной информации. Можно предполо­жить, что с развитием науки и высоких технологий интеллектуальные спо­собности экспертных систем в определенных предметных областях могут быть сопоставимы с интеллектуальными способностями человека или даже их превышать.

Естественно возникает вопрос: кому будут принадлежать знания, создан­ные искусственным интеллектом, а также права собственности и авторские права на базы данных, которые заполнялись в результате интеллектуальной деятельности таких систем?

На этот вопрос мы не имеем юридически точного ответа. У человечества нет закона, который бы признавал или не признавал искусственный интел­лект субъектом права.

Многие могут возразить, что вопрос поставлен не совсем корректно или такого вопроса не может быть, так как экспертные системы разрабатывает, изготовляет и программирует человек, даже если эта программа контекстнозависимая и имеет возможность саморазвития. Кроме этого, человек переда­ет ей свои первичные знания в предметных областях.

В соответствии с международным законом об авторских правах и интел­лектуальной собственности создатели экспертной системы имеют на нее как авторские права, так и право собственности, если эта система разработана на средства авторов. Поэтому знания, которые создаст интеллектуальная система, будут непосредственной собственностью владельца этой эксперт­ной системы.

Однако не так все просто. Попытаемся это доказать с помощью следую­щей аналогии. Создателем ребенка являются его родители. Они же являются его воспитателями, т.е. первыми учителями. Но имеют ли родители право собственности на результаты интеллектуальной деятельности ребенка и в том числе право собственности на его знания? Ответ однозначный — такого права родители не имеют.

С нашей точки зрения, с развитием информационных технологий, науч­ных и практических достижений в области искусственных интеллектуальных систем возникает необходимость определить статус этих интеллектуальных сущностей в обществе человека. Это проблема не только этических взаимо­отношений различных видов интеллектуальных сущностей, но и проблема дальнейшего развития человечества.

Известный британский кибернетик, профессор Кевин Уорвик из универ­ситета Рединга предлагает подписать Всемирную декларацию об ограниче­нии памяти машин, мотивируя это тем, что «кто даст гарантию, что маши­на, воспринимающая мир, в тысячи раз разнообразнее, чем человек, с равным ему уровнем развития, готовая к самообучению, не придумает, как перехитрить хозяина?». Он так же считает, что эта опасность более серьез­ная, чем опасность ядерной войны. Но, может быть человечество найдет другое решение, и не будет ограничивать память интеллектуальным систе­мам? Мы же не ограничиваем память преступникам, а только изолируем их от общества. Но это все проблемы будущего, хотя может быть и не очень далекого, учитывая темпы развития информационных технологий.

На современном этапе использования технологий знаний для управления предприятием важно правильно построить политику создания и использова­ния авторских баз структурированной информации. Теперь нам понятно, что эти базы, как и непосредственные знания специалистов, в основном определяют ценность конкурентноспособного предприятия.

При соответствующей политике руководства предприятия специалистам становится выгодно создавать уникальные знания, которые поддерживают и развивают конкурентную способность предприятия. Авторские права на базы структурированной информации предприятия обеспечивают дополнитель­ную финансовую поддержку его сотрудников, которые своим интеллектом участвовали в создании этих баз.

Все это дает мощный финансовый стимул для развития интеллектуально­го участия работников в сфере производства и управления предприятием. Даже после их увольнения или выхода на пенсию авторские права на базы структурированной информации принадлежат этим специалистам, а это все­гда возможность получения дополнительных финансовых ресурсов.

Руководству предприятия экономически выгодно использовать, как зна­ния специалистов, так и их информационную интерпретацию в виде баз структурированной информации:

- непосредственно в производстве и управлении предприятием;

- в системе управления профессиональными знаниями персонала;

- при продаже «ноу-хау».

Таким образом, мы выяснили основные составляющие, которые опреде­ляют ценность профессиональных знаний, как для сотрудников, так и для предприятия в целом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.