Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И деонтология педиатра






«Каждый врач должен сам выработать для себя представление о враче­вании, которое в сущности есть умение разместить себя, пациента, на­уку и культуру во времени и пространстве*.

А. Ф. Билибин

Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о добре и зле; а также — философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеоло­гии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни.

Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных крите­риев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.

Медицинская деонтология (от греч. deon, deontos — должное, надлежа­щее; logos — учение) — совокупность этических норм при выполнении меди­цинским работником своих профессиональных обязанностей, а также прин­ципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком. Таким образом, деонтология — составная часть медицинской этики, и если этика — методоло­гическое, то деонтология — методическое понятие. Если медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной специальности, то медицинс­кая деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией, то есть различают деонтологию акушера-гинеко­лога, педиатра, терапевта, эндокринолога, андролога, хирурга, судебного ме­дика, онколога, рентгенолога, венеролога и т. д.

Деонтологические принципы работы врача выработались веками работав­шими до нас поколениями врачей, и знание этих принципов — одно из необ-


■ Глава 1. Медицинская этика и деонтология педиатра 71

ходимых условий успешного врачевания. Эти принципы касаются взаимоот­
ношений: врач и больной, врач и родственники больного, врач и коллеги, врач
и медицинская сестра, врач и общество, врачебная тайна, деонтология меди­
цинской документации, деонтология научных исследований неприменения
новейших научных сведений, деонтрэдр|$ ая^^ де-

яйтология работы медицинских учреждений. Деонтология не столько изуча­ется студентами как отдельная дисциплина, сколько усваивается во время всего хода учебы в институте, общения с учителями, врачами, пациентами и в дальнейшем всей повседневной врачебной жизнью. Опыт предшествующих поколений врачей, заложенный в принципах медицинской этики и деонтоло- щя, должен срабатывать в повседневной практике еще до того, как врач начи­нает рассматривать данный конкретный случай заболевания, что поможет и пдциенту, и врачу, то есть он должен, как бы подсознательно, действовать еще до того, как вступает в действие рассудок.

.Несомненно, что медицинская этика, имея свою специфику, в то же время базируется на принципах общечеловеческой этики как методологии «защиты человека от человека» и осознании человеком целей его жизни.

А. С. Пушкин писал, что умение проявить себя в природном существе есть признак совершенства. Каково же природное существо человека? На этот воп-PQC на протяжении истории человечества ученые и философы не смогли дать общепризнанного ответа. В последние десятилетия особенно популярна пара­дигма — «права человека». При, этом акцент делается прежде всего на правах человека, получаемых от общества... В нашей стране эта парадигма антропо­центризма, эгоцентризма стала доминировать, наряду с парадигмой рыночной экономики, после распада социалистического государства — СССР. Однако Тысячелетняя история христианства в России привела к несколько иной рас­становке акцентов.

Христианская православная этика. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн писал: «Русское общество, всегда стремившееся настроить свое, бытие в унисон, с требованиями христианского мировоззрения, от века Строилось на воспитании в человеке прежде всего осознания своих религиоз-нызс, ! гражданских и семейных обязанностей. Горький опыт междоусобных рас­прей крепко-накрепко выучил наших предков: акцент на " права" неизбежно порождает упреки в их несоблюдении, взаимные претензии, обиды и склоки. Благородная, на первый взгляд, идея абсолютизации " прав" питает гордыню, йысокоумйе и тщеславие, ведет к обособлению, разделению, противопоставле­нию интересов и, в конечном счете, к сословной и классовой вражде, к войне " всех против всех", по живому рассекающей народное тело» («Самодержавие Духа», СПб, 1996, с. 344). Означает ли сказанное игнорирование прав челове­ка? Нет, конечно, нет. В «Евангелии от Матфея» читаем: «Иисус сказал ему: ■ 'Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всем разумением твоим". Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: " Возлюби ближнего твоего, как самого себя". На сих двух запо­ведях утверждается весь закон и пророки» (Мтф. 22: 37-40).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.