Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детские болезни. Том 1. природою согласно будет врачевание болезней, тем больше успехов от врачеб­ной науки и вящей пользы ожидать можно






природою согласно будет врачевание болезней, тем больше успехов от врачеб­ной науки и вящей пользы ожидать можно... Ко врачеванию младенческих бо­лезней едва требуются лекарства. По крайней мере, следует выбирать из них самые легчайшие, да и то только при необходимой нужде». К этим словам нече­го добавить, и в них заложены основы клинической фармакологии.

Любовь к больному — как необходимое условие врачебной профессии.

Гражданственность. А. Ф. Тур (1967) писал о Н. М. Максимовиче-Амбо-дике: «Нельзя не отметить, что этот оригинально мысливший русский ученый и практический врач, горячо любивший свою родину и свой народ, выдержи­вал нелегкую борьбу с иностранцами, стремившимися захватить русскую на­уку в свои руки и насаждавшими спекулятивные принципы во врачебной практике». Он практически создал русскую анатомическую, клиническую и ботаническую терминологию, одним из первых начал преподавать, читать лекции на русском языке и эпиграфом к вышеназванному основному труду своей жизни поставил следующую мысль — «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, прилежном соблюдении новорожден­ных детей, чем населением необработанной земли неизвестными чужеземны­ми пришельцами». Разве в настоящее время эта мысль не актуальна в Рос­сии?

Хотовщтй Степан Фомич (1796-1885), профессор МХА, был избран заве­дующим кафедрой «акушерства и вообще учения о женских и детских болез­нях» в 1836 г. С этого времени он начал впервые в высшей школе России чи­тать систематический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорожденных и детей первого года жизни (как это обычно делали профессо­ра акушерству), а — как полный курс педиатрии, излагая физиологию и патоло­гию детей всех возрастных периодов детства, а также детские инфекции.

Лекционный курс, читаемый С. Ф. Хотовицким, был первым в мире кур­сом педиатрии, который входил в число обязательных для студента МХА дис­циплин (за рубежом эти курсы читались как приватные лишь для врачей, же­лающих совершенствоваться в педиатрии).

Главной заслугой С. Ф. Хотовицкого следует считать то, что его научные труды знаменовали возникновение в России во второй четверти XIX века на­чало подлинно научной педиатрии. С. Ф. Хотовицкий ясно сформулировал право педиатрии на самостоятельное существование (как раздела медицины), а также — цели и задачи педиатрии. Это дает основание считать его первым русским педиатром. Свои научные взгляды С. Ф. Хотовицкий систематизи­ровал в первом оригинальном русском руководстве по педиатрии «Педият-рикаъ (СПб., 1847, 858 с), где он сначала выделил следующие положения, лежащие в основе научной педиатрии:

— Отличие детского организма от организма взрослого заключается не в меньшей величине его органов и меньшей силе отправлений, свойствен­ных человеческому организму, но в особенностях самого состава его ор­ганов и их действий, как в здоровом состоянии, так и в период его бо­лезни.


•»■?, '







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.