Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение - 29






Пограничные состояния, критические состояния развития — проме­жуточные звенья в континууме (от лат. continuum — непрерывное, сплош­ное) «здоровье — > болезнь», отклонения от средней статистической нормы у детей, сопровождающиеся жалобами родителей и детей, временным наруше­нием качества жизни и обусловленные возрастно-специфическими дисфунк­циями, дискоординациями созревания в той или иной функциональной систе­ме организма. При тесном взаимодействии генетических и средовых факторов функционируют «биологические часы», определяющие временные рамки ак­тивации каскада генов и синтеза белков в тех или иных тканях, органах, а значит и'Их активность. Многие детали возрастной активации или угнетения активнос­ти каскадов генов до сих пор не ясны. Практически в 2000 г. законченная про­грамма «Геном человека» идентифицировала около четырех десятков тысяч генов, но при этом оказалось, что активно функционирует лишь 10% участков хромосом. Вопрос какова функция 90% участков хромосом остается откры­тым. Доказана роль дефицита пищевых микронутриентов (витаминов, микро­элементов, эссенциальных жирных кислот и т. д.) на активность разных генов. Пищевые дефициты, особенно в питании беременной и кормящей женщины, ребенка первых месяцев жизни и приводят к микроальтерациям развития, не позволяющим в дальнейшем ребенку достичь максимального уровня физи­ческого и психического развития.

В учебнике А. В. Мазурина и И. М. Воронцова «Пропедевтика детских бо­лезней» (СПб., 1999) более полно изложены современные представления о здоровье и переходных состояниях к болезни — от краткосрочных реакций дезадаптации, умеренных гетерохронии и адаптирующего развития до крити­ческих состояний, пограничных с болезнью. Примерами критических состо­яний развития могут быть:

— периоды апноэ более 10 с во время парадоксального сна у новорожден­
ных (о пограничных состояниях новорожденных см. наш учебник «Нео-
натология», СПб., 1997);

— аномалии конституции (экссудативно-катаральная, лимфатико-гипо-
пластическая);

— «физиологические» анемия и гипоиммуноглобулинемия у детей перво­
го года жизни;

— рахитоподобные изменения костей у здоровых быстрорастущих детей в
некоторых семьях;

— боли в нижних конечностях (тенезопатии, фибромиалгии) в период ин­
тенсивного вытягивания;

— вегетососудистые дистонии и сердечные аритмии периода интенсивно­
го вытягивания;

— негрубые увеличения щитовидной железы и нарушения толерантности
к глюкозе в пре- и пубертатном возрасте;







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.