Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы управления санацией






Основные этапы управления санацией

 

Основные этапы управления санацией

1.Определение целесообразности и возможности проведения санации. На этом первоначальном этапе управления на основе результатов диагностики банкротства и мониторинга осуществления мероприятий по внутренней финансовой стабилизации предприятия принимается принципиальное решение о проведении санации.

Целесообразность проведения санации обуславливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия не достигло своих целей и кризисное финансовое состояние продолжает углубляться.

Возможность осуществления санации определяется перспективами выхода из кризисного финансового состояния и успешного развития предприятия при оказании ему существенной внешней помощи на современном этапе. Если по результатам объективной оценки такая перспектива имеется, то инициируемая предприятием санация имеет шансы на успех.

2. Основа концепции санации. Такая концепция отражает идеологию осуществления предполагаемой санации, определяя ее предстоящие направления и формы. В зависимости от принципиального подхода различают оборонительную и наступательную концепции

3. Определение направления осуществления санации В зависимости от масштабов кризисного состояния предприятия, идентифицированных в процессе диагностики банкротства, и принятой концепции санации различают два основных направления ее осуществления: санация предприятия, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию). Как правило, этот вид санации связан с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия.

4. Выбор формы санации. Форма санации непосредственно характеризует тот механизм, с помощью которого достигаются ее основные цели. Эти формы определяются в рамках конкретного направления санации, избранного предприятием, с учетом особенностей его кризисной ситуации.

5. Подбор санатора. Такой подбор осуществляется исходя из выбранных форм санации и предшествует разработке бизнес-плана санации предприятия, в которой санатор должен принимать обязательное участие. В реальной практике разработка бизнес плана санации часто осуществляется до выбора санатора и лишь представляется ему на рассмотрение.

При формах санации, направленных на рефинансирование долга предприятия, основными санаторами могут выступать:

– собственники предприятия (в том числе и государственные органы – по предприятиям государственной формы собственности);

– предприятия – кредиторы;

– сторонние хозяйствующие субъекты – юридические лица;

– трудовой коллектив санируемого предприятия.

6. Подготовка бизнес-плана санации. Он представляет собой основной документ, определяющий цели и процесс осуществления санации предприятия-должника. Бизнес-план санации разрабатывается обычно представителями санатора, предприятия-должника и независимой аудиторской фирмы.

7. Расчет эффективности санации. Этот расчет позволяет определить целесообразность всего процесса санации, оценить различные альтернативные ее формы. Эффективность санации определяется путем соотнесения результатов (эффекта) и затрат на ее осуществление в предложенной форме.

Результаты санации (хотя и направлены на устранение неплатежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятия) в конечном итоге могут быть оценены размером дополнительной прибыли (разницей между ее суммой после и до осуществления санации). Дополнительная прибыль в этом случае получается за счет нормализации хозяйственной деятельности предприятия при соответствующей финансовой поддержке (в сравнении с суммой прибыли, получаемой в условиях кризисного его развития). В процессе расчета эффективности санации сумма дополнительной прибыли предприятия приводится к настоящей стоимости. Затраты на осуществление санации определяются путем разработки специального бюджета (бюджета санации). Принципиально эти затраты могут рассматриваться как инвестиции санатора в санируемое предприятие с целью получения прибыли (в прямой или косвенной форме) в предстоящем периоде.

Такой подход позволяет применять для оценки эффективности санации те же методы, которые используются при оценке эффективности реальных инвестиций. Сравнение эффективности различных форм санации позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант ее осуществления.

8. Утверждение бизнес-плана санации. После рассмотрения проекта бизнес-плана санации с расчетом ее эффективности всеми заинтересованными сторонами (предприятием-должником, его кредиторами и санаторами) он утверждается их представителями и принимается к исполнению.

9. Мониторинг реализации мероприятий бизнес-плана санации. Такой мониторинг включается в систему текущего и оперативного финансового контроллинга и обеспечивается финансовой службой предприятия. Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизационных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность и избежать объявления предприятия-должника банкротом с последующей его ликвидацией.

 

Содержание плана санации и этапы его разработки

 

План санации предприятия составляется в случае, если на предприятие был подан иск о банкротстве и Комитетом кредиторов большинством голосов было принято решение о начале процедуры санации и восстановления платежеспособности предприятия.

План санации предприятия представляет собой план процесса восстановления платежеспособности предприятия. План санации предприятия регламентирует финансовую, хозяйственную и управленческую деятельность предприятия на весь период прохождения процедуры санации.

План санации предприятия - это документ, который содержит информацию о меющемся у предприятия имуществе, кредиторской и дебиторской задолженности, источниках и порядке очередности погашения накопленной задолженности.

План санации предприятия, по сути, очень похож на бизнес-план, но имеет ориентацию на то, каким именно образом будут погашаться долги и дает оценку реальности этого. Что касается структуры плана санации предприятия, то здесь в отличие от бизнес-плана добавляется реестр кредиторов, содержащий наименования кредиторов, сумму задолженности и срок ее образования.

 

Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»

При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.

В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства.

В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника– юридического лица либо план прекращения деятельности должника– индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее– план ликвидации) в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.

Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.

В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.

 

СОДЕРЖАНИЕ    
I. Резюме (главная стратегическая цель, достоинства предприятия, слабые стороны, причины ухудшения финансового положения, задачи стратегического развития и его основные направления, краткое описание плана санации)  
II. Характеристика предприятия  
2.1. Краткая характеристика отрасли  
2.2. Краткая история создания предприятия и его развития  
2.3. Роль и место предприятия в отраслевой иерархии, в народном хозяйстве в целом  
2.4. Место расположения предприятия  
2.5. Выпускаемая продукция и основные потребители  
2.6. Общие данные по предприятию  
2.7. Достижения и неудачи  
2.8. Достоинства и недостатки производственно-хозяйственной деятельности  
2.9. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности  
2.10. Доля социальной сферы в инфраструктуре предприятия  
III. Стратегия развития предприятия  
3.1. Главные цели и задачи стратегического развития предприятия  
3.2. Стратегия - интенсификация роста  
3.3. Последовательность реализации стратегии  
IV. Описание продукции  
4.1. Основные характеристики продукции  
4.2. Назначение и область применения выпускаемой продукции  
4.3. Соответствие международным и национальным стандартам качества  
4.4. Контроль качества выпускаемой продукции  
4.5. Наличие патентов, лицензий, сертификатов  
4.6. Новизна технических и технологических решений, потребительских свойств  
4.7. Меры по усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности  
V. Анализ рынков сбыта  
5.1. Особенности рынка _____________ продукции  
5.2. Анализ зарубежных рынков сбыта _____________продукции  
5.3. Анализ внутреннего рынка ___________________ продукции  
5.3.1. Общая рыночная ситуация  
5.3.2. Сегментация рынка  
5.3.3. Внутренний рынок _____________  
5.3.4. Рынок ______________  
5.3.5. Рынок ______________  
5.4. Конкуренция в _____________ отрасли  
5.5. Характеристика конкурентов  
VI. Стратегия маркетинга  
6.1. Определение целей маркетинга  
6.2. Служба маркетинга, совершенствование маркетинговой деятельности  
6.3. Компьютеризация маркетинговой деятельности  
6.4. Проведение маркетинговых исследований  
6.5 Ценовая стратегия  
6.6. Выбор стратегии сбыта  
6.7 Стимулирование продаж  
6.8. Обоснование мероприятий и затрат на маркетинг и рекламу  
6.9. Использование почты  
6.10. Выставочная деятельность  
6.11. Информирование клиентов  
VII. Производственный план  
7.1. Анализ производственных мощностей  
7.2. Характеристика основных производственных фондов и технологий  
7.3. Характеристика вспомогательного производства  
7.4. Характеристика объектов инженерной инфраструктуры  
7.5. Анализ уровня бухгалтерского учета и финансового менеджмента  
7.6 Анализ компьютеризации процессов управления  
7.7. Состояние охраны труда и техники безопасности  
7.8. Земельный участок  
7.9. Экологическая оценка действующего производства, защита окружающей среды  
7.10. Материально-техническое обеспечение производства  
7.11. Обеспечение сырьем  
7.12. Программа производства и реализации продукции  
7.13. Стоимость (издержки) производства и сбыта продукции  
VIII. Организационный план  
8.1. Комплексное обоснование организационных мер и мероприятий  
8.2. Внешние ресурсы связи  
8.3. Совершенствование управления и организации, организационной структуры  
8.4. Реструктуризация и инкорпорирование  
8.5. Организация финансового менеджмента  
8.6. Персонал предприятия  
8.7. Социальная программа  
8.8. Обучение персонала  
8.9. Профсоюзы  
IX. Анализ финансового состояния предприятия  
X. План перевооружения производства и выбытия фондов  
10.1. Состав плана перевооружения  
XI. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности  
11.1. Расчет потребности предприятия в ресурсах.  
11.2. Смета расходов на произведенную продукцию  
11.3. Смета расходов на реализованную продукцию  
11.4. Расчет потребности в персонале на производственную программу  
11.5. Денежные потоки в ходе процедуры санации  
11.6. Обобщенная форма прогнозного баланса  

 

Перечень приложений к разделам плана санации:

№ 1 - " Характеристика предприятия"

№ 2 - " Описание продукции"

№ 3 - " Производственный план "

В зависимости от выбранной стратегии предприятие подбирает тот или другой каталог внутрихозяйственных санационных мероприятий. Использование внутренних финансовых резервов дает возможность не только преодолеть внутренние причины несостоятельности предприятий, а и значительно уменьшает зависимость эффективности проведения санации от привлечения внешних финансовых источников. Вместе с тем, на предприятиях, которые находятся в финансовом кризисе, полностью исчерпаны такие классические источники самофинансирования, как прибыль и амортизация.

Мобилизация внутренних резервов финансовой стабилизации направлена прежде всего на улучшение (восстановление) платежеспособности и ликвидности предприятия. Как правило, ее осуществляют по такими основными направлениями:

1 Реструктуризация активов.

2 Уменьшение (замораживание) затрат.

3 Увеличение выручки от реализации.

 

Рассмотрение плана санации и (или) плана ликвидации

План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.

Собрание кредиторов вправе принять решение об:

– утверждении плана санации;

– утверждении плана ликвидации при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;

– отклонении плана санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;

– отклонении плана санации и (или) плана ликвидации, отстранении управляющего, утверждении кандидатуры нового управляющего и заявлении соответствующего ходатайства в хозяйственный суд. Такое решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана санации и (или) плана ликвидации, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать одного месяца со дня вынесения решения собранием кредиторов.

Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.

В случае, если в хозяйственный суд в течение четырех месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства не представлены документы, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, хозяйственный суд вправе принять решение об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения.

Управляющему запрещается до принятия решения собранием кредиторов приступать к ликвидации или продолжать ликвидацию, начатую до возбуждения конкурсного производства. Управляющий может начать санацию сразу же после открытия конкурсного производства.

Продление срока санации или ликвидации

В случае, когда собранием кредиторов принято решение об утверждении плана санации или плана ликвидации, в котором предусмотрен срок санации или ликвидации, превышающий первоначально установленный, хозяйственный суд продлевает срок санации или ликвидации, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока санации или ликвидации приведет соответственно к восстановлению платежеспособности должника либо увеличению общей суммы удовлетворенных требований кредиторов.

3 Реструктурирование в процессе санации






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.