Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опишите сущность и значение Олимпийского воспитания






Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях нашей страны - с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям/ Главная цель олимпийского воспитания состоит в создании условий для формирования у детей и подростков в рамках воспитательной системы " Олимпийская педагогика" целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих их всестороннее, гармоничное развитие.
Основными задачами олимпийского воспитания мы определили следующие:
- формирование у юных спортсменов-олимпийцев мировоззрения, основу которого составляют патриотизм, нравственность, законопослушность, приверженность спортивному, здоровому образу жизни;
- развитие положительной мотивации к учебе и труду, творческого отношения к своим обязанностям в клубе юных олимпийцев, следование принятой клятве юного олимпийца;
- гармоничное, целостно-ориентированное развитие юных спортсменов-олимпийцев на единой основе их возможностей и требований школы и клуба юных олимпийцев;
- овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями Отечества;
- активизация роли олимпийского воспитания в едином и целостном укладе повседневной жизни образовательного учреждения и клуба юных олимпийцев.
Реализация цели и задач олимпийского воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его субъектов: руководителей образования и спорта, образовательных и спортивных органов, педагогов, тренеров, родителей, шефов (попечителей), общественных институтов, семей и др. Центральную роль среди них призваны играть руководители образовательных учреждений.
В процессе достижения цели и задач олимпийского воспитания реализуются возложенные на него функции. К основным функциям олимпийского воспитания относятся следующие:
статусная - обеспечивает понимание и принятие руководителями образования и спорта, педагогами и юными спортсменами-олимпийцами важной социальной роли олимпийского движения как эффективного средства воспитания подрастающего поколения;
формирующая - состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у педагогов образовательных учреждений, их коллективов социально-ценностных характеристик олимпизма, а также продуктивную реализацию его творческого потенциала в процессе олимпийского воспитания;
информационная - обуславливает активное влияние олимпийского воспитания на процесс роста педагогического мастерства педагогов, а также развитие социально-значимых связей и взаимоотношений в коллективах образовательных учреждений;
мотивационная - состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих субъектов процесса олимпийского воспитания к продуктивному выполнению обязанностей и социально-ценностных функций в коллективах образовательных учреждений;
профилактическая - заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных проявлений поведения, педагогическом упреждении отклоняющегося поведения, преодолении и ликвидации негативных качеств и черт характера детей и подростков в интересах формирования и развития социально-ценностных образований в процессе олимпийского воспитания.
Субъектами олимпийского воспитания выступают все члены коллектива образовательного учреждения, на базе которого создан клуб юных олимпийцев, где при решении сложных педагогических задач выстраиваются как субъект - объектные, так и субъект - субъектные отношения.
Все составные части воспитания в клубе юных олимпийцев отражают содержательную сторону единого процесса, построенного на основе гуманистических идей, хартии Международного олимпийского комитета, многовековой практики олимпийского движения. Комплексность воспитания позволяет формировать юного спортсмена-олимпийца как целостный феномен, в котором гармонично развиваются и совершенствуются все его макрохарактеристики - индивид, личность, субъект олимпийского движения, индивидуальность.
Сущность олимпийского воспитания во всем его своеобразии наиболее полно отражают следующие положения:
Олимпийское воспитание - есть процесс, он ведет к определенным изменениям.
Олимпийское воспитание - есть социальный процесс, он осуществляется людьми, наделенными неповторимым своеобразием.

Воспитание спортивно-гуманистической культуры личности предполагает создание условий, которые содействуют формированию ее позитивного отношения к спорту на основе идеалов и ценностей гуманизма, включение в деятельность по усвоению, сохранению, реализации и развитию связанных со спортом гуманистических ценностей.

Достижение этой педагогической цели включает в себя решение комплекса взаимосвязанных (но относительно самостоятельных) задач, каждая из которых ориентирована на воспитание того или иного элемента спортивно-гуманистической культуры личности. Имеются в виду: предпосылочный (исходный) блок знаний, умений, навыков этой культуры; ее оценочные компоненты (рационально-логическая, эмоционально-чувственная, мотивационная и деятельностная оценки); рефлексивно-аналитический и результирующий блоки. На первом плане при этом находятся такие ценности, связанные со спортом, как здоровье и здоровый образ жизни, высоконравственное поведение в спортивном соперничестве, красота и другие эстетические ценности, человеческое общение, гуманное отношение людей друг к другу и к природе и т.п.

В системе понятий, используемых в данной работе для обозначения элемента спортивного воспитания личности, целью которого является воспитание у нее спортивно-гуманистической культуры, будет использоваться термин «спортивно-гуманистическое воспитание». Заметим, что В.И. Столяров, который первый ввел этот термин, применял его в более широком значении - для обозначения педагогической деятельности, целью которой является не только воспитание у детей и молодежи гуманистического отношения к спорту, т.е. спортивно-гуманистической культуры, но также использование спорта как средства общего гуманистического воспитания личности

В структуре спортивно-гуманистического воспитания личности следует различать три взаимосвязанных, но вместе с тем относительно самостоятельных, компонента:

- компонент, ориентированный на формирование знаний, характеризующих спортивно-гуманистическую культуру студента (ее информационного блока);

- компонент, ориентированный на формирование мотивов, интересов, ориен-таций, установок и т. п., характеризующих спортивно-гуманистическую культуру студента (ее мотивационного блока);

- компонент, ориентированный на формирование характеризующих спортивно-гуманистическую культуру студента умений, навыков, способностей, проявляемых в реальном поведении, образе (стиле) жизни в соответствии с идеалами и ценностями гуманизма (операционального и поведенческого блоков этой культуры).

Спортивно-гуманистическое воспитание играет особенно важную роль в структуре воспитания спортивной культуры личности. Оно содействует формированию и совершенствованию у человека знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к этим идеалам и ценностям, стремления их реализовать, таких умений и навыков, которые действительно позволяют это сделать, а в итоге - таких качеств личности и образа (стиля) жизни, правил поведения, социальных ролей, норм и образцов взаимоотношений с другими людьми, которые адекватны идеалам и ценностям гуманизма. Эта педагогическая деятельность воспитывает позитивное отношение ко всему в спорте, что содействует реализации этих идеалов и ценностей, и негативное отношение ко всем антигуманным явлениям в спорте, антигуманным формам и средствам его использования.Формирование гуманистического отношения личности к спорту - важный элемент ее общегуманистического воспитания. Основные положения такого подхода к воспитанию сформулированы и обоснованы в рамках того направления в теории личности, которое обозначают термином «гуманистическая психология» (его называют также психологией «третьей силы» или «развития потенциала человека») А. Маслоу и другие представители этого направления разработали концепцию целостного развития личности, модель здорового, полноценного, самоактуализирующегося человека, которая определяет гуманистическое понимание цели воспитания, а также задает тот идеал, образец, на который должен ориентироваться не только педагог в своей воспитательной деятельности, но и воспитуемый в процессе самовоспитания, саморазвития, самоутверждения/Существенные коррективы в понимание гуманистических задач воспитания вносит концепция культуры мира. Она диктует необходимость воспитания человека, «способного к сопереживанию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли» Важные качества человека-гуманиста нашей эпохи, которые должны формироваться в процессе воспитания, определены в ряде международных документов ЮНЕСКО и Европейского Совета. В них отмечается, что современный человек - это гибкая в своем развитии личность, способная самостоятельно рефлексировать новые социально-экономические запросы и управлять с их учетом своим собственным развитием; это человек думающий, человек делающий, человек адаптирующийся. Это также широко образованный и всесторонне информированный человек, но его образованность основывается не на простом накоплении знаний, а на умении добывать и перерабатывать новую информацию в соответствии с осознаваемыми потребностями; это человек с развитым самостоятельным и творческим мышлением.Среди различных задач гуманистического воспитания подрастающего поколения особенно большое значение имеет формирование в молодежной среде таких идеалов, культурных образцов, эталонов, которые мотивируют на достижения, успех в жизни, в профессиональной карьере, но не любыми средствами, а на основе нравственного, культурного, научного, интеллектуального и физического совершенствования. Существенный вклад в решение этих задач гуманистического воспитания молодежи призвано внести спортивно-гуманистическое воспитание. В Декларации «Молодые люди и спорт» принятой на 8-й Конференции министров спорта европейских стран, подчеркивается, что занятия спортом должны рассматриваться с позиций гуманизма и терпимости. В соответствии с этим специалисты, организующие эти занятия, должны направлять свои усилия на: развитие у молодежи психических и физических качеств; обучение этическим ценностям, справедливости и дисциплинированности; воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе и к группам меньшинства; обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе; воспитание способности самоконтроля и развитие положительных качеств личности; пропаганду здорового образа жизни. В наших размышлениях об олимпийском воспитании главное содержание составляет олимпизм, а основным средством воспитательных воздействий является спорт.

Спорт интересует нас как неотъемлемая часть физической культуры, интегрально связанная с социокультурной реальностью, как важный элемент общественной жизни и деятельности, как побудительный мотив к тому, чтобы быть лучшим, как источник радости и сильных эмоций, как область дружеских контактов.

Таким спорт видел Кубертен, и поэтому связывал развитие спорта с воспитанием молодежи. Этот человек, изображаемый многими как апостол олимпизма, имел в своей жизни еще одну цель, о которой он писал: " Однако олимпизм лишь одна часть моих начинаний, примерно их половина. Моя педагогическая " симфония" складывается из одной части, уже законченной, и другой, где до конца еще очень далеко". И добавлял: "... атлетика, и особенно венчающий ее олимпизм, была с моей стороны объектом гласных и даже можно сказать шумных дел. Это было нужно. Реформа же воспитания стала предметом спокойных, тихих исследований, требующих долгих размышлений. Олимпизм ворвался в мир как блестящий дирижабль; школьная реформа рыла себе дорогу как крот" [P. de Coubertin, 1989, s. 28]. Реформа, по мысли Кубертена, должна была быть синтезом олимпизма с реформой воспитания. Олимпизм он трактовал как инструмент для воспитательных программ. Какие ценности составляют фундамент олимпизма? Те, которые удовлетворяют двум условиям: широко признаются, особенно молодежью, и не утрачивают своего значения с течением времени, т.е. являются вневременными. Если эти условия выполнены, ценности являются универсальными.

Универсализм олимпийской идеи основывается на том, что она опирается на две фундаментальные идеи европейского гуманизма: идею мира и идею fair play. За ними следуют такие ценности, как дружба, справедливость и т.д. Но, как отмечает К. Зухора, спорт - это полнота жизни, и добавляет: " Семантическое пространство между понятиями " спорт" и " полнота жизни" Кубертен в своей " Оде спорту" наполняет радостью, весельем, смехом, эмоциями, чистым бегом мысли и минутой жизни, свободной от забот" [K. Zuchora, 1993]. Кубертен безгранично верил в социокультурную роль спорта.

В 33-летнюю годовщину современных Олимпийских игр, во время открытия в Олимпии его памятника Кубертен обратился по радио к спортивной молодежи мира. Он сказал: " Возрождая Олимпийские игры к новой жизни после двух тысячелетий сна, мы хотели бы, чтобы вы так же отдались религии спорта, как наши великие предки. В современном мире, полном могучих возможностей и одновременно опасностей губительных разрушений, олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как и физической выносливости и силы. Но это произойдет лишь в том случае, если ваше понимание спортивной чести и бескорыстия будет таким же сильным и непоколебимым, как и ваши мускулы". Можно ли эти слова положить в основу современного воспитания? Если к ним добавить определение олимпизма, данное Кубертеном, то, бесспорно, можно. Олимпизм вполне можно считать основой альтернативной концепции воспитания в различных микросистемах, в том числе в школе. " В олимпизме, - писал Кубертен, - словно в пучке солнечных лучей, собраны все те принципы, которые способствуют совершенству человека. Олимпизм является общей ценностью для людей разных рас, религий, культур, политических взглядов. Это тем более важно. что каждый может принять олимпийскую идею естественно и непринужденно, в зависимости от своего темперамента, воспитания и взглядов". " На страже единства и чистоты этих истин, - добавлял Кубертен, - должны стоять все, кто связывает развитие спорта с лучшим будущим мира, а будущее это видят как возможность развития полной и богатой личности, соединяют физическое воспитание с интеллектуальным, моральным и социальным воспитанием молодежи".

Воспитательную концепцию, опирающуюся на олимпизм, Кубертен выражал в аксиологических категориях. Выступая против сведения спорта к инструментам (пусть и высоко профессиональным) функциям, он указывал на те ценности, носителем которых является спорт.

Нет ничего удивительного в том, что в основе олимпийского воспитания, если обратиться к родословной неолимпизма, лежит олимпизм Кубертена, а именно его педагогика, элементом которой является олимпийская идея. Свою трилогию " Воспитание молодежи в XX веке" Кубертен начинает с рассмотрения физического и интеллектуального воспитания, а завершает анализом нравственного воспитания, воспитания взаимного уважения, останавливается на таких сферах человеческой экзистенции, как уважение веры, общественного строя, индивидуальности, культуры совести [см. G. Mlodzikowski, 1989].

Б. Билиньски называет Пьера де Кубертена - и в общем правильно - настоящим апостолом спорта и теологом олимпийской идеи. По мнению Билиньского, он был " прежде всего педагогом и реформатором воспитания" [B. Bilinski, 1989]. " В поисках инструментов, пригодных для новой реформы воспитания и образования французской молодежи, Кубертен сначала открыл колоссальную роль спорта и физической культуры в практике Томаса Арнольда, а потом усмотрел в идее древних Олимпийских игр и в греческой агонистике образец для своих взглядов" [B. Bilinski, 1989].

" Олимпизм Кубертена - это не единая монолитная целостность, а некий процесс, который подвержен влияниям и модификациям в изменяющихся политических и социальных условиях Европы..."; "...термин олимпизм придумал сам Кубертен, но уже в 1920 г. модифицировал его, переосмыслил и назвал неоолимпизм" [B. Bilinski, 1989].

Такая интерпретация олимпизма Кубертена делает олимпийскую идею вечно живой, придает ей универсальную ценность. Развитие олимпизма однозначно сопряжено с реформой образования. Спорт обеспечивает контакт между поколениями и позволяет человеку познать самого себя. " Сила спортсмена не только в его мышцах, а преградой на пути к успеху является не только несовершенство его органов. Первостепенное место в его самооценке занимают психические особенности, характер которых существенно влияет на достижения спортсмена" [P. de Coubertin, 1989].Хотя многие считают концепцию Кубертена устаревшей, не соответствующей современности, в области олимпийского воспитания она сохраняет свое значение и, к этой традиции мы должны обращаться.

3 РАЗДЕЛ

1) Пути развития своего вида спорта.

Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее - в Европе.
В нашей стране волейбол стал развиваться после Великого Октября. Получив большую популярность в Москве, он распространяется в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Закавказье.С 1933 г. проводятся первенства СССР среди сборных команд городов, а несколько позже - чемпионаты страны среди сильнейших команд добровольных спортивных обществ. Большое значение для развития детского волейбола имело состоявшееся в августе 1935 г. Всесоюзное первенство пионеров и школьников по волейболу.
В 1947 г. была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ), и волейбол получает официальное международное признание.
В программу Олимпийских игр волейбол включили только в 1964 г. в Токио. Первым в истории Олимпийских игр чемпионом по волейболу среди мужчин стала советская сборная.
Один раз в два года проводятся чемпионаты Европы, Спартакиады школьников (до 18 лет), чемпионаты Европы среди молодежных команд (до 19 лет). Ежегодно проводятся Кубки европейских чемпионов и обладателей кубков.
Большое внимание в нашей стране уделяется детскому и юношескому волейболу.
В СССР насчитывается 30 специализированных спортивных школ олимпийского резерва и более 1200 отделений волейбола в ДЮСШ.

2)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.