Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности контакта с больным в стоматологической клинике






Стоматология исторически изначально тяготеет к мануальным и техническим аспектам лечения. Однако и она совершала развитие, приведшее ее к все более тесной связи с общей медициной. Возрастающее значение психологии для современной профессиональной деятельности, удовлетворяющее не только техническим, но прежде всего этическим и социальным требованиям, особенно заметно на примере профилактической стоматологии (Fisch M., 1996).

Зона рта и губ относится к интимной зоне. Она непосредственно связана с чувствами и загружена положительным и отрицательным аффектом. Вмешательство здесь воспринимается весьма личностно близким и находится под решающим влиянием личности стоматолога.

Психологические исследования показывают, что зубы имеют ценность силы, потенции в широком смысле, украшения и красоты, выходящую за пределы свой анатомической структуры и организации. Их символическая ценность, сравнимая с таковой по поводу волос на голове, оказывает в качестве признака здоровья и совершенства влияние на эстетическое восприятие собственной ценности и связанное с этим психофизическое самочувствие. Особенно важную роль в этом плане играют передние зубы, при этом не менее важная жевательная функция, локализующаяся в менее видных зонах, получает меньшее внимание, чем передние зубы.

Психологической проблемой является и то, что, несмотря на относительно высокую ценность зубов и широкую санитарно-просве-тительную работу, проводимую средствами массовой информации в этом отношении, приходится все еще стимулировать волю к самодисциплине и простым мерам профилактики для сохранения здоровья полости рта у большинства больных.

Приход к зубному врачу часто является стрессом для больного, связанным со страхом ожидания, напряженностью и вегетативной дистонией, а стоматологическая терапия, несмотря на столь широкие сегодняшние возможности аналгезии, все еще воспринимается некоторыми пациентами как болезненная и даже агрессивная.

Следует учесть также, что больные часто собираются к стоматологу с некоторым чувством вины, предполагая, что сами во многом виноваты в появлении своих страданий. Страх и чувство вины является, вероятно, важнейшими факторами, ведущими к пренебрежению регулярными контрольными осмотрами у врача.

Инструментально обусловленные трудности вербальной коммуникации и физическая близость к врачу также вызывают чувство беззащитности и беспомощности. Этот страх может выражаться в разных реакциях, например, бегстве от лечения или откладывании консультации, агрессии, физическом сопротивлении, кусании.

Первый контакт и первый разговор между стоматологом и больным могут оказаться решающими для дальнейшего поведения больного и хода терапии. При этом врач должен знать, что стоящий на переднем плане страх в современной психологии уже не воспринимается больше как патологическое отклонение функции, а как нормальная, здоровая реакция предупредительной системы. Поэтому его задачей является побудить больного признать свой страх, жить с ним и справляться с ним. Стоматолог должен знать, что пациент сегодня хочет восприниматься как партнер, поскольку часто не является медицински или стоматологически безграмотным. Пациент невольно ожидает при входе в кабинет эмоционального отклика врача, который предложит ему помощь и поддержку.

Работа в полости рта означает вмешательство в психологически особенно чувствительной зоне. Близкий контакт лицом к лицу может вызывать иногда ощущение зондирования совести до самой глубины души или беспощадного раскрытия самых тайных чувств.

Имеются группы больных, предъявляющие повышенные требования к психологической эмпатии врача, — это дети и подростки с их возрастной лабильностью и ранимостью, невротики с их неосознаваемыми страхами и непереработанными конфликтами, а также пожилые больные и инвалиды, возлагающие дополнительные обязанности на стоматолога, благодаря своим социальным и медицинским проблемам.

Стоматологическое обслуживание детей должно начинаться уже во время беременности во время санитарно-просветительной работы с матерями о возможностях предохранения от порчи зубов. Установки родителей по этим вопросам существенно влияют на соответствующее поведение ребенка. Дети особенно склонны к тому, чтобы проецировать в ситуацию лечения у стоматолога свои личные проблемы и страхи. Они в гораздо большей степени воспринимают стоматологическое лечение как конфликтную ситуацию, в которую они вовлечены против своей воли и которой они не могут сопротивляться безнаказанно. Ребенок видит себя перед проблемой, не имеющей удовлетворительного решения.

Регулирование положения зубов у детей предъявляет к ребенку гораздо большие требования, чем лечение зубов, поскольку в результате бросающихся в глаза положения зубов и аппаратуры он нередко страдает от чувства собственной неполноценности. Кроме того, уже сейчас не вызывают сомнения факты, говорящие о психосоматических аспектах челюстной ортопедии, традиционно предпочитающей технически ориентированное лечение. За дефектами формирования челюсти у ребенка могут стоять факторы, связанные с наследственностью, неразрешенными личностными конфликтами и трудностями социальной адаптации, глубинными ранними нарушениями между матерью и ребенком.

В стоматологической практике встречается категория больных, которые жалуются на боли, неприятные ощущения в зубах, челюстях, языке, губах и других частях лица, причина которых не ясна или объективные изменения не соответствуют жалобам больного. Ряд больных предъявляют стоматологу упорные жалобы на боли в языке (глоссалгия) и различные нарушения типа затруднений движения языка (глоссадиния). Боли, жжение в языке мучают больного — они снимают коронки, просят " спилить острые углы на зубах", просят удалить " мешающие" при разговоре и еде зубы. Значительная часть таких больных может страдать маскированной (ларвированной) депрессией. Собственно психические проявления депрессии (подавленность, " тусклость" настроения, снижение витальных функций) здесь трудно уловимы даже для опытного психиатра, иногда только пробное лечение антидепрессивными препаратами помогает поставить правильный диагноз.

Наряду с нестабильными, всегда мечущимися от одного зубного врача к другому в поисках того, кому они согласны доверять, и претенциозными больными, категорично настаивающими на проведении определенных методов лечения, имеется еще определенный тип трудных больных. Их всех отличает невротический страх, встречающийся в рамках 4 личностных структур. Все это скрыто в ранней биографии больного и не может быть снято простыми уговорами.

Больные с преимущественно истерической структурой представляют источник наиболее острых трудностей. Их страх легко переходит в соматические состояния, например, в обмороки. Повышенная внушаемость делает их доступными психологической помощи. На них хорошо действует спокойная, деловая, благожелательная, но твердая позиция стоматолога, если она принимает характер некоторого балования в сочетании с теплотой, сердечностью и юмором.

Пациенты с обсессивными чертами чаще закрепощены, зажаты, полны сомнений и робости. Их неспособность к принятию решений затягивает визит к зубному врачу. Выраженные симптомы навязчиво-стей, как, например, страх загрязнения, могут затруднить стоматологическую работу, делая ее нередко возможной лишь после психотерапевтического вмешательства. Часто страх больных перемещается в чисто соматическую сферу в виде бледности кожи, тахикардии. У них показан контроль сердечно-сосудистой системы.

Больные с депрессивной структурой с готовностью подчиняются указаниям врача, что, однако, не должно вводить в заблуждение относительно их ограниченных возможностей психической выносливости. Зубы для них имеют повышенное символическое содержание, в связи с чем они трагичнее, чем обычный больной, воспринимают их дефект или потерю, как и всю ситуацию лечения. Решающим здесь должно являться то, что больного необходимо воспринимать как личность, а не случай.

Шизоидные больные, вследствие нарушений раннего психического развития, демонстрируют недостаточный контакт с окружающим миром. Их недостаточное " психологическое питание" в раннем детстве порождает в них базисное недоверие, ведущее к кверулянтс-кой позиции, ипохондричности, враждебности и даже провокациям в адрес зубного врача. Они представляют собой наиболее тяжелую интерперсональную нагрузку в стоматологической практике. Если врач выстоит, проявляя спокойное, доброжелательное, эмпатичес-кое терпение и деловитость, больной вознаградит его психологическое понимание верностью.

Реакции больных на повреждения лица. Значительно тяжелее, чем травматическую потерю части тела, больные переживают повреждения лица. В обществе лицо человека играет роль не только в создании впечатления на других людей, но и в создании впечатления о самом себе. Лицо связано с эмоциональной сферой, и разрушение этой связи приводит к тяжелым изменениям эмоций, самосознания. У людей с повреждениями лица (ожоги) нередко возникает отвращение к себе, они становятся чувствительными к высказываниям окружающих, развивается подозрительность, чрезмерная обидчивость. Возможны и длительные расстройства настроения—депрессии, нередки попытки самоубийства. Часто развиваются стойкие изменения характера по типу патологического развития (возбудимость, истеричность, подозрительность с переходом в паранойяльность). Не следует забывать, что после оперативных вмешательств на лице, больного следует специально готовить к " первому взгляду на себя в зеркало".

1.1Общение. Коммуникационный процесс и его составные элементы

 

Общение - это процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия.

К структуре общения можно подойти по-разному, как и к его определению. Г.М.Андреева в своей книге «Социальная психология» предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:

· Интерактивная сторона. Заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

· Перцептивная сторона общения. Означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

· Коммуникационный процесс - это обмен информацией между общающимися индивидами.

Основная цель коммуникационного процесса - это обеспечение понимания посланного сообщения.

В процессе обмена информацией выделяют четыре основных обязательных элемента:

·Коммуникатор - отправитель, лицо, собирающее информацию и передающее ее;

·Сообщение, сама информация, представленная в той или иной форме;

·Канал, или средства передачи информации;

·Реципиент - получатель, или лицо, которому предназначена информация и который интерпретирует ее.

В роли отправителя информации может выступать любой индивид, имеющий намерение что-либо сообщить другому лицу или группе лиц, а также повлиять на них соответствующим образом.

Та или иная информация кодируется ее отправителем на основе системы знаков для передачи адресату коммуникации. Преобразование информации в сигналы производится коммуникатором посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы или технические устройства.

Сигналы коммуникатора поступают к приемнику, который, как и передатчик, представляет собой биологический орган или техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения. Коммуникационную цепь замыкает получатель (адресат) информации - лицо, которое воспринимает и интерпретирует эту информацию.

Весь путь прохождения информации, от ее отправителя до получателя, называется каналом коммуникации.

Роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию (обратная связь).

В процессе передачи информации выделяют вербальные и невербальные средства коммуникации, использующие разные средства, знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

Психологические компоненты вербальной коммуникации - «говорение» и «слушание».

«Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Невербальная коммуникация включает в себя четыре группы невербальных средств общения:

) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки,

придающие общению определенную смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на

расстоянии - жесты, мимика, пантомимика)

) Проксимика (организация пространства и времени коммуникативного процесса) В психологии выделяют четыре дистанции общения: интимная (от 0 до 0, 5 метра), межличностная (от 0, 5 до 1, 2 метра), официально-деловая или социальная (от 1, 2 до 3, 7 метра), публичная (более 3, 7 метров).

) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз.

 

1.2Классификация коммуникационных барьеров

 

Коммуникационный барьер - это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Существует два основных вида барьера - объективные и субъективные. Физический шум, плохая телефонная связь, и т.д. - все это относится к независящим от субъектов общения объективным барьерам.

Субъективные барьеры разнообразнее, я остановлюсь на их характеристики т.к. они являются наиболее актуальными для рассматриваемой проблемы.

Субъективные барьеры делятся:

. Барьер понимания (непонимания), который обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка.

Данный барьер включает в себя:

·Фонетический барьер непонимания, который возникает в следующих случаях:

А) когда говорят на иностранном языке;

Б)используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;

В) когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.

·Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:

А) любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;

Б) «смысловые» поля у разных людей разные;

В) зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры.

·Стилистический барьер, возникает, когда происходит несоответствие между формой и содержанием общения.

·Логический барьер непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2. Барьеры социально-культурных различий - это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности пола и возраста.

. Барьеры отношения - это уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию. Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер - это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

4. Психологический барьер представляет собой устойчивую установку или психический настрой личности, фиксированный уже на достигнутом результате, который тормозит уже дальнейшую мобилизацию и использование духовного потенциала человека.

5. Барьеры восприятия - неоднозначное понимание или интерпретация информации в результате первого впечатления, стереотипов, определенных внутренних установок, конфликтной ситуации, личного неприятия темы или собеседника и т.д. Барьеры восприятия так же включают в себя:

·Барьеры незнания - часто собеседники, услышав незнакомое им слово или понятие, стесняются переспросить или признаться в собственной некомпетентности, поэтому умалчивают. При этом, как не сложно догадаться, понимание общего смысла сообщения теряется или сильно искажается.

·Барьеры интереса возникает в том случае, если тема дискуссии собеседников далека от их круга интересов.

·Эмоциональное состояние собеседника

·Неумение или нежелание слушать - самая распространенная причина неэффективной коммуникации.

6. Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.

7. Барьер «избегание». Суть данного барьера заключается в том, что, человек во время общения избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).

Барьерами коммуникаций может быть незнание основных каналов получения информации и неумение собеседников определять ведущий путь усвоения информации друг другом.

Глава 2. Профессиональное общение врача с пациентом

 

.1 Коммуникационный процесс между врачом и пациентом в медицине

 

Коммуникационный процесс между врачом и пациентом - это социальный обмен информацией.

Предпосылками к началу коммуникации между субъектами взаимодействия является намерение пациента обратиться к врачу. Из этого следует, что вначале коммуникатором является пациент, который излагает свою проблему врачу (реципиенту).

Как известно в коммуникационном процессе существует обратная связь.

В случае, когда коммуникатор - пациент, а реципиент - врач обратная связь - это реакция врача на поведение пациента, которая обычно сопровождается наличием уточняющих вопросов.

Поскольку, во время диалога врач и пациент постоянно меняются коммуникативными ролями коммуникатора и реципиента, пациент также выражает свою реакцию - прямо или косвенно. В таком случае обратная связь - это реакция пациента на поведение врача. Тут обратная связь призвана помочь врачу понять, как предоставляемая им информация воспринимаются и оцениваются пациентом.

Наряду с простой обратной связью существует так же косвенная обратная связь (завуалированная форма передачи партнеру информации). В данном случае информация коммуникатором передаётся, как бы, в переносном смысле.

Реципиенту, в такой ситуации, очень сложно понять, что именно хотел сказать ему коммуникатор, и каковы на самом деле его реакция и отношение.

С такой обратной связью чаще сталкивается врач при возмущении пациента. Пациент, от которого поступает данная обратная связь, может использовать в своей речи какие-либо иронические замечания в адрес врача, критикующие его.

Известно, что спонтанный прием сигналов обратной связи неполон и интерпретируется через собственную систему координат. Система координат врача детерминируется его профессиональной ролью и основывается в большинстве случаев на безоценочном положительном отношении к пациенту. Говоря о большинстве случаев, я имеем в виду, что иногда врач может поведенчески оценивать некорректное, с его точки зрения, поведение пациента, например, несколько фамильярное.

С другой стороны, касаясь феномена обратной связи, нельзя не заметить, что подобное поведение пациента, возможно, является ответом на поведение врача, которое позволило ему вести себя подобным образом.

В процессе общения встает проблема не столько обмена информацией, сколько ее адекватного понимания, как врачом, так и пациентом. От чего оно зависит?

Во-первых: форма и содержание сообщения существенно связаны личными особенностями коммуникатора, его представлениями о реципиенте и отношением к нему и к ситуации, в которой происходит общение.

Во-вторых: всякое сообщение трансформируется под влиянием особенностей личности реципиента, его отношения к автору сообщения, тексту, ситуации. Так, одни и те же слова, услышанные пациентом из уст врача, соседа по палате, родственника, могут вызвать у него разные реакции. Замечание врача, скорее всего, будет выслушано с должным вниманием, а замечание соседа - с раздражением.

Одну и ту же информацию разные люди могут воспринимать совершенно по-разному в зависимости от воспитания, особенностей личности и даже политических пристрастий. Одно и то же высказывание врача один пациент воспримет как справедливое замечание, а другой - как вечную придирку.

И собственно, адекватное восприятие информации зависит также от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

В данном случае можно говорить как о существовании у пациентов психологической защиты от информации о состоянии здоровья и о прогнозах в этом отношении, так и о возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у врача.

Таким образом: Общение врача и пациента - это не простая передача информации, а выработка общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения по поводу лечения.

 

.2 Психологические основы коммуникационных барьеров в профессиональном общении между врача и пациента

 

Коммуникационный барьер в профессиональном общении врача с пациентом - это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации в общении врача и пациента.

Чаще всего коммуникационные барьеры в профессиональном общении врача с пациентом могут возникать из-за неумения или нежелания врача почувствовать пациента, проникнуться его потребностями, заботами, или болью иным словом - из-за его безразличия к пациенту. А так же из-за искажения информации или ее недостатка; из-за наличия у пациента психологической защиты от информации о состоянии здоровья.

Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции. Врачу преодолеть его можно в том случае, если он будет стараться говорить внятно, разборчиво и достаточно громко, без скороговорки; если он будет учитывать индивидуальные особенности своих пациентов (чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе - медленнее, на юге - быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.). Так же врач воизбежании рассматриваемого барьера должен обеспечивать наличие обратной связи с пациентом.

Семантический барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т.д.). Снятие такого барьера - актуальная проблема для представителей медицинской профессии, поскольку от его преодоления зависит успешность терапевтического контакта. Поэтому у врача должны быть навыки усвоения чужих семантических систем. Особенно важно это для врача скорой медицинской помощи. Специфика работы в службе экстренной помощи обязывает врача владеть в полной мере всеми приемами психологии общения и уметь быстро ориентироваться и налаживать контакт с пациентами, а также с родственниками, очевидцами происшествий, работниками милиции и т.д. В экстренных ситуациях правильно собранный анамнез, быстрый контакт с пациентом часто стоит человеку жизни. С другой стороны, бывает, что медработник сам провоцирует возникновение смыслового барьера у пациента, без надобности используя профессиональные термины. В дальнейшем это может привести к развитию патологических реакций вследствие неблагоприятного воздействия на психику пациента.

Возникновение стилистического барьера возможно при несоответствии речи врача ситуации общения, например при его фамильярном поведении, когда он всех пациентов старше определенного возраста называет бабуля идедуля, не учитывает психологических особенностей людей и их психологического состояния (изменение сознания вследствие заболевания или приема лекарственных препаратов). В данном случае пациент не понимает или отказывается, не хочет понимать сообщаемое врачом. Так же следует отметить, что стилистический барьер может возникнуть из-за неверного структурирования информации (его несоответствие ожиданиям собеседника). Для преодоления данного барьера целесообразно вначале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора - подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей. Так необходимо структурировать содержание общения, чтобы оно не было просто бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь, «перечислено».

Когда врач проводит психопрофилактические беседы с пациентами перед всевозможными вмешательствами, обучает их навыкам приема лекарственных препаратов, использованию аппаратуры, знакомит с различными методиками здорового образа жизни, может возникнуть барьер логического непонимания, т.е. логика рассуждений врача может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Существуют разные логики: женская, детская, возрастная и т.д. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, врач должен учитывать это, соотносить свою логику и логику пациента, иметь ясное представления о его логике, если же врач не придерживается всего этого, то и возникает барьер логического непонимания. При преодолении данного барьера так же необходима правильная аргументация врачом своих взглядов и решений по поводу болезни пациента.

Причиной возникновения социально-культурных барьеров может выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса. Врач должен быть готов к возникновению этого барьера, к тому, что для определенной части больных его авторитет недостаточен.

В процессе общения врача и пациента могут возникать и барьеры отношений. Речь идет об отрицательных эмоциях, которые вызывает человек, причем причину этого часто трудно осознать. Отрицательное отношение формируется на передаваемую одним из партнеров информацию. Например: врач прописал пациенту таблетки, но пациент отказывается их принимать и аргументирует он свой отказ тем, что сосед сказал ему, что эти таблетки вредные, на этот аргумент и возникает у врача барьер отношения. В этом смысле коммуникативный барьер - это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками. Так же, рассматриваемый, барьер может формироваться и у пациента из-за некомпетентности профессионального общения врача.

Рассматривая сущность психологического барьера, нельзя не заметить, что любой из них - это, прежде всего защита, которую выстраивает пациент на пути предлагаемой ему информации. Например, если представить заядлого курильщика, почувствовавшего себя плохо и обратившегося за советом к своему другу - профессиональному медику. Друг, оценив состояние его здоровья, заявляет о необходимости бросить курить, приводя следующий аргумент: У тебя становится жестким дыхание, и сердце пошаливает. Если человек не хочет затрачивать усилия и расставаться с устойчивой привычкой, то он может защититься от столь неприятной и травмирующей информации с помощью следующих психологических барьеров:

·искажение информации, повышенное внимание ко всем противоречащим ей фактам (Сегодня я чувствую себя значительно лучше, сердце спокойно - это было временное явление или: В этой заметке говорится о том, что курение помогает справиться со стрессом).

·снижение авторитетности источника информации (Конечно, он врач, но уже много лет как занимается гастроэнтерологией. Много он понимает в сердечных болезнях!)

·защита через непонимание (Знал бы он, что такое действительно плохое дыхание! Вот у моего соседа, например! И ничего, курит).

Барьер восприятия может возникнуть в том случае, если на врача влияет неприятный предыдущий опыт профессионального общения. Так же данный барьер может возникнуть и у пациента из-за неудачной встречи с другим врачом ранее или же из-за, услышанных от знакомых рассказов о негативных случаев с мед. работниками, т.е. у пациента возникает определённый стереотип на врача; из-за неправильной интерпретации или понимания информации; из-за влияния определенного эмоционального состояния пациента или врача на ход общения. Несомненно, чаще всего, рассматриваемый, барьер возникает из-за неумения или нежелание слушать врача слушать. Не использование врачом техник активного или рефлексивного слушания, невнимание к пациенту мешают правильному, целостному и адекватному восприятию информации. Соответственно дабы избежать данный барьер врач должен владеть техниками активного и рефлексивного слушания, должен учитывать состояние пациента во время общения с ним и, в первую очередь, он должен быть максимально компетентным с пациентом и стараться не использовать в беседе профессиональных терминов (они могут быть непонятны пациенту).

Барьер «авторитет» в общении врача с пациентом может возникнуть в том случае, если пациент недооценивает авторитет врача (например, пожилые пациенты мало доверяют молодым специалистам); если врач по каким-то причинам не подтверждает своего статуса (например, его несоответствующий внешний вид). Для его преодоления врачу необходимо соответствующе выглядеть, быть в полной мере компетентным и доброжелательным в разговоре с пациентом.

Барьер «избегание» в общении врача с пациентом может возникнуть, если пациент во время общения избегает информации о своем здоровье, не согласен с ней, он в таком случае уклоняется от контакта с врачом. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Чаще всего данный барьер сопровождается той или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием пациента, можно преодолеть этот барьер. Так для избежания данного барьера врач может использовать приём «акцентировки» - подчёркивать важность рассматриваемой проблемы («Прошу обратить внимание на то, что если вы перестанете принимать данное лекарство, ваше состояние крайне ухудшится» и др.). Так же для преодоления данного барьера врачом может использоваться прием «завлечения». Врач произносит нечто, что трудно воспринимается пациентом, например, говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, пациенту при таком условии приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате, врач как бы «завлекает» слушающего в свои «сети». Другими словами, врач провоцирует пациента самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует.

Таким образом, следует заключить о том, что появление каждого из этих барьеров не является результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации. Их действие противоречиво. Для достижения конструктивного общения в системе «врач-пациент» врачу нужно стараться преодолевать эти барьеры.

 

.3 Эмпирическое исследование коммуникационных барьеров

 

Для исследования коммуникативных барьеров в профессиональном общении врача с пациентом мною было проведено интервьюирование.

Мною было опрошено 10 мед. работников (фельдшер скорой помощи, зубной врач, окулист, акушерка, две мед. сестры, терапевт, участковый терапевт, фельдшер ФАПа, детская мед. сестра) от 30 лет до 50 лет, не имеющих дефектов речи и дикции, и 10 пациентов (учитель, двое мед. работников, водитель, две студентов, пенсионер, продавец, домохозяйка, учащийся школы) в возрасте от 15 до 60 лет.

Результаты интервью с мед. работниками:

Все мед. работники в самом начале интервью подчеркнули, что всегда стараются быть в полной мере компетентными в общении со своими пациентами, и их общение всегда сконструировано. Однако они так же подчеркнули, что порой на полноценное общение с каждым пациентом им не хватает времени.

Восемь из десяти, опрошенных мною, мед. работников имели большой стаж работы (от 10 до 23 лет), остальные двое имели опыт работы от 2 до 3 лет, все они отозвались о своей работе, как о очень трудной и очень ответственной.

Все опрошенные мед. работники, имеющие наибольший опыт работы ответили, что они уже устали от своей работы(из-за этого им становится труднее общаться со своими пациентами), однако детская мед. сестра, проработавшая 20 лет, ответила, что ей нравится работать с детьми, и ей очень нравится общаться с ними. Мед. работники, начавшие работать сравнительно недавно (терапевт работает 2 года, мед. сестра - 3 года) ответили, что им очень нравится работать в сфере медицины, и так же нравится общаться с пациентами.

Медицинские работники жалуются на низкую заработную плату и ужасные, по их словам, условия работы, однако они отмечают, что это никак не влияет на общение с пациентами.

На вопрос: «Что Вы можете предпринять, если пациент не понимает Вашу речь или же не понимает её смысла?» большинство, опрашиваемых, ответили, что спрашивают пациента, что именно ему непонятно, далее более понятно разъясняют ему сказанное, стараются говорить внятно, без скороговорки. Зубной врач и фельдшер скорой помощи ответили, что помимо этого, в некоторых случаях, могли бы прибегнуть к помощи родственников, что бы те разъяснили им суть сказанного.

Все мед. работники утверждали, что обязательно учитывают психологические особенности своих пациентов и их психологического состояния, учитывают их возраст и пол, во время профессионального общения, т.к. по их мнению, это имеет большую значимость при даче рекомендаций, реабилитации и т.д.

Мед. работники стараются убедиться в том понял ли их пациент путём наводящих вопросов.

Все мед. работники ответили, что понимают жаргонные слова всех возрастных групп, а в случае каких-то затруднений пытаются добиться от собеседника таких ответов как «да» или «нет».

Все мед. работники кроме детской мед. сестры ответили, что в разговоре с пациентом оперируют медицинскими терминами. Терапевт и фельдшер ФАПа подчеркнули, что сразу же поясняют своему пациенту значение того или иного термина, однако остальные опрошенные поясняют значение терминов только после того, как пациент их переспросит.

Ответ мед. работников на вопрос: «В случае если, Ваш пациент отказывается выполнять Ваши указания, и аргументирует свой отказ тем, что например его знакомый/ая сказал/а ему, что такой метод лечения ни к чему хорошему не приводит, что Вы предпринимаете?» был неоднозначен. Акушерка и детская мед. сестра стараются донести до сознания пациента о необходимости предлагаемого метода лечения, пытаются убедить его в своей правоте, аргументируют своё решение. Фельдшер скорой помощи так же использует в подобных случаях метод убеждения, приводит примеры летальных исходов. Зубной врач использует в таких случаях аргументы об индивидуальности того или иного метода лечения. Остальные, 40% опрошенных, предлагают обратиться к другому специалисту, а другие 20% выразились примерно так: «В этом случае я отправляю пациента лечиться к этому знакомому» - это наиболее яркий пример возникновения барьера отношения, спровоцированного самим пациентом.

Все мед. работники ответили, что используют в общении только технику активного слушания. Неиспользование врачами техник рефлексивного слушания влечет за собой появление барьера восприятия, т.е. пациент начинает думать, что мед. работник безразличен к нему, поскольку плохо слушает.

В случае возникновения барьера «Авторитет» более 50% мед. работников порекомендуют другого специалиста.

Результаты интервью с пациентами:

% опрошенных мною пациентов ответили на вопрос: «В полной ли мере Вам понятна речь мед. работника, её смысл?», что они всегда понимают, что говорит им мед. работник; 30% опрошенных сказали, что мед. работники бывают разные: те которых они понимают с легкостью и те которых они порой совсем не понимают из-за того что те часто употребляют в своей речи профессиональные термины; 20% пациентов утверждают, что мед. работники слишком часто оперируют в беседе с ними профессиональными терминами, и что именно поэтому пациенты совсем не понимают их даже тогда, когда переспрашивают, а 20% пациентов не понимаю мед. работника, опять же из-за использования им профессиональных терминов в речи, но эти пациенты никогда не переспрашивают их, что бы не показаться глупыми в их глазах.

% пациентов при ответе на вопрос: «Старается ли мед. работник убедиться поняли ли Вы суть разговора?» утверждают, что мед. работники, с которыми им пришлось сталкиваться всегда пытаются убедиться в том, что пациент понимает суть разговора; 40% опрошенных, говорят, что мед. работники бывают разные (одни пытаются убедиться в этом, а другие нет), и 40% пациентов жалуются на то что мед. работники никогда не пытаются в этом убедиться.

На вопрос: «Разговаривает ли с вами мед. работник о чем-то другом, кроме болезни, лекарств и т.п.?» 20% опрошенных ответили, что врач с ними разговаривает на отвлеченные темы, например о семье, и общий разговор длится с ним достаточно долго; 30% сказали, что только некоторые мед. работники разговаривают с ними на отвлеченные темы; остальные ответили, что мед. работники никогда не говорят с ними о чем-то другом кроме основной темы общения.

Но вопросы: «Не выказывал ли Вам мед. работник безразличия мимикой или жестами?; С пониманием ли он к Вам относится?; Умеет ли, по Вашему мнению, мед. работник выслушать?» 20% опрошенных пациентов ответили, что мед. работники никогда не выказывали в общении с ними безразличия ни жестами, ни словами, что мед. работники всегда с пониманием относятся к ним и всегда выслушивают их; 50% опрошенных сказали, что им пришлось сталкиваться с разными в этом отношении врачами; и 20% опрошенных утверждают, что буквально все врачи безразличны к ним.

Таким образом, по общим результатам интервью следует заключить, что перед началом профессионального общения мед. работник уже настроен на то что бы пациент его понял: он компетентен, четко структурирует общение, старается показаться авторитетом в глазах пациента и т.п., однако в силу того что ни один врач не владеет психологией общения (владеет ей лишь на безсознательном невысоком уровне) возникновение достаточно большого количества различных коммуникационных барьеров неизбежно.

На продуктивность общения врача с пациентом влияет продолжительность работы мед. работника в сфере медицины: по мере продолжительности работы у мед. работника идёт угасание эмпатии, что способствует усложнению его общения с пациентом.

Так же необходимым условием возникновения коммуникационных барьеров является нехватка времени у мед. работника на общение с пациентом.

Наиболее часто-встречающимся коммуникационным барьером по результатам интервью - это семантический барьер.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.