Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Можно ли, если очень-очень постараться, все-таки заставить всех соблюдать нелепые ограничения скорости и чем это грозит?






Разумеется, хорошо было бы заставить всех людей по утрам делать зарядку, пить не более 60 г спиртного в сутки в расчете на чистый алкоголь, не есть жареного, соленого, маринованного, копченого, жирного, сладкого, мучного и прочего вредного, быть всегда вежливыми, чисто умытыми и выбритыми. А также ездить по дорогам со скоростью не более 40 км/ч.

Но вот насколько хорошо это было бы? А, главное, кому?

…Действительно, если бы удалось заставить всех делать зарядку, не есть вкусного (читай, вредного) и не пить спиртного, уровень здоровья нации, конечно, неизмеримо возрос бы вместе со средней продолжительностью жизни. Но нужна ли вам такая жизнь?

…Действительно, если бы удалось заставить всех ездить исключительно по правилам (точнее говоря, не по правилам, а в согласии с существующими ныне дикими ограничениям скорости, которые напрямую из правил совершенно не вытекают!), то количество аварий с тяжелым исходом в стране сократилось бы, это верно. Так же верно, как то, что если бы мы вообще запретили владение личным автотранспортом, смертность на дорогах упала бы до мизера. По счастью, это невозможно.

Или все-таки возможно, черт побери? Ведь мечтали же большевики вывести породу сознательных людей! Ну, если очень постараться… Если придумать очень-очень сильные наказания – огромные штрафы, тюрьму или расстрел… Может быть тогда удастся создать идеальное общество?..

Нет. И вот почему…

Что заставляет людей соблюдать закон? Три вещи:

а) согласие с законом,

б) страх перед наказанием за нарушение закона и

в) выполнимость этого закона.

Начнем с последнего – выполнимости. Если законодательно запретить всем дышать (например, в целях борьбы с глобальным потеплением), то ясно, что закон этот выполняться никем не будет, несмотря на любые репрессии. Схожим образом поступают гаишники, ставя знак «60» там, где дорога требует «120», - они просто-напросто душат водителей. То есть прямо провоцируют невыполнение закона … Пример с запретом дыхания абсолютен и потому предельно понятен. А все остальные запреты имеют не столь ясную степень невозможности их выполнения и потому число «преступников» там поддается небольшой регулировке с помощью наказания. Однако, сила закона не в тяжести наказании как таковой, это давно известно. Сила закона в неотвратимости наказания. На дорогах мы видим это во всей отчетливостью: если вам дважды моргнул фарами встречный, вы тут же на время «затаиваете дыхание» - сбрасываете скорость с «сотни» до разрешенных «шестидесяти» и вновь набираете ее уже после того, как проползете на цыпочках мимо затаившихся в кустах гаишников. Потому как точно знаете – наказание будет неотвратимым. Перетерпеть эту пытку шестьюдесятью километрами в час на хорошей дороге можно, но очень недолго. А представьте, что гаишники сидели бы за каждым кустом! Ездить стало бы практически невозможно, невыразимо мучительно!

Особенность Правил дорожного движения (ПДД) состоит в том, что они относятся к так называемым тотальным, всеобъемлющим, всеохватным законам, то есть таким, которые регламентируют каждый шаг человека. Это не преувеличение – каждый (!) метр дороги обременен скоростными ограничениями – либо частными (знак) либо общими (60-90-110). Теперь представьте себе на секундочку, что аналогичными тотальными законами регламентирована ходьба по улице. Вы должны ставить ноги только под определенным углом, шаги делать не длиннее и не короче определенной величины в сантиметрах, причем, величина эта меняется в зависимости от участков дороги… Понятно, что правила эти ни соблюсти, ни проконтролировать невозможно в силу их и бессмысленности, и тотальности. По тем же причинам не соблюдаются правила скоростного режима. Их просто невозможно соблюдать! Едут ведь люди не по правилам, а по дороге! А дорога гораздо разнообразнее любых придуманных правил и повешенных знаков. Порой она сама себя регулирует, причем регулирует и корректирует не только скоростной режим, но способы перестроения, правила разъезда...

Смотришь на какой-нибудь перекресток и видишь: вопреки знаку здесь люди поворачивают налево из двух крайних левых рядов. Потому что так удобнее! В противном случае, то есть если все будут соблюдать правила, на левой полосе выстроится хвост, тянущийся до предыдущего светофора, и напрочь заблокирует трассу. Дорога сама себя регулирует. И задача гаишников – не штрафовать, а повесить тут знак, разрешающий поворот налево их двух рядов. Умный архитектор прокладывает дорожки так, как ходят люди, а не по своему произволу…

А в другом месте, глядишь, люди взяли и вместо намалеванных на дороге двух рядов, построились в три, а то и в четыре. Значит, так и надо – загрузка дороги в данное время диктует именно такой способ расположения транспортных средств…

Только лаконичный и понятный закон люди могут соблюдать неограниченно долго, а закон мелочный, тотально-всеобъемлющий, регламентирующий каждый шаг, да к тому же еще и неоправданный можно выдерживать только очень короткое время. Солдаты на марше строем не ходят. Они чеканят шаг только перед начальством на плацу. Водители поступают аналогично и по тем же причинам. Если им непонятно, почему здесь висит знак «40», хотя дорога без напряга и без всякой видимой опасности позволяет ехать «80», они знак соблюдать не будут.

 

Если люди в подавляющей массе своей с законом вполне согласны (не убивать, чужого без разрешения не брать), они легко его соблюдают, и обществу нужен относительно небольшой государственный аппарат для подчистки исключений из общего согласия. А вот если общество в большинстве своем с законом не согласно, все попытки принудить его к соблюдению такого закона будут напоминать попытки сжать перегретый пар – до какого-то предела сжимать можно, а дальше – взрыв. Такой, какой произошел в Греции, о чем чуть ниже.

Помню, на сопромате нам рассказывали историю решения одной технической проблемы. Нужно было плотно скрепить две слегка вибрирующие детали. Но из-за вибраций рано или поздно скрепляющий болт лопался. Попытки усилить болт, беря раз за разом все более твердые стали, приводили к обратному результату – чем прочнее был болт, тем быстрее он лопался. И тогда кому-то пришла в голову гениальная идея – поставить не твердый, а напротив, пластичный, мягкий болт, который тянулся и допускал «гуляния». И система заработала без сбоев. Не надо зажимать!..

Поскольку пошагово описать и зарегла мент ировать все многообразие жизни невозможно, жизнь взламывает любой тотальный закон, как сухую корку, и делает это ежеминутно. Точнее, не взламывает, а стихийно заменяет его на более пластичную конструкцию. Иными словами, строгость закона компенсируется его перманентным неисполнением.

Да тотальные законы и невозможно исполнять! Вот пример. Закон (ПДД) требует, чтобы водитель был пристегнут во время движения транспортного средства. Это значит, что выезжая из гаража, нужно пристегнуться, потом отсегнуться, выйти, закрыть ворота... Абсурд! Другим хорошо известным примером того, как тотальный закон не справляется со своей задачей является классический случай разъезда равнозначного перекрестка, к которому подъезжают с четырех сторон машины. Задача в рамках закона вообще не имеет решения!.. Может быть и не нужен столь тоитальный закон?

Может возникнуть резонный вопрос: а почему же на Западе все соблюдают правила дорожного движения? Ведь Правила дорожного движения - международные, то есть тотальны и всеобъемлющи везде, во всем мире… Отвечу: не соблюдают. На Западе творится то же самое (с небольшими отличиями и поправками). Творится, несмотря на всю хваленую законопослушность западных людей. Каждый водитель на Западе имеет «в анамнезе» штрафные квитанции либо за превышение скорости, либо за неправильную парковку.

Вспоминаю эпизод, снятый полицейской камерой в США и показанный потом по ТВ. Полицейский останавливает машину за превышение скорости. За рулем женщина, в машине дети. Нормальная американка, которая после того, как ее остановили, просто впадает в истерику и орет на полицейского. Ее срыв можно понять: все едут, а остановили только ее, причем, вдобавок ей еще жутко не повезло – на этом месте даму останавливают уже не в первый раз!

- Я уже 500 долларов штрафов заплатила в этом месяце! - кричит женщина.

А теперь внимание, вопрос! Если женщина знает, что в этом месте периодически бывают ментовские засады… Если она так расстроена уже выплаченными штрафами, что криком кричит на полицейского… Почему же она превысила скорость?

Ответ: потому что не превышать ее невозможно. Ехать в соответствии со знаком просто мучительно. Мука – это пытка, по-другому говоря. А пытки запрещены международным законодательством. Но, несмотря на это, во всем мире скорость, как правило, занижена и ежедневные пытки продолжаются. Почему? Потому что во всем мире полицейские рассуждают по принципу «лучше перебдеть, чем недобдеть»: поставим знак с запасом, знаем мы этих водителей, поставь им «100» - поедут «120», поставь «80» - поедут «100», так уж лучше мы поставим «80»… И ставят! Но люди пыток не любят. Поэтому предпочитают от них откупаться – штрафами. Получается парадоксальная картина - граждан делают виновными в том, что они не хотят быть пытаемыми… Получается, что полицейские осознанно занижают скорость в расчете на нарушителей. А потом штрафуют всех, кого таким образом превратили в нарушителей!

И никакими штрафами «ненарушения» добиться невозможно по той простой причине, что нельзя достичь неотвратимости наказания, так как водителей (читай, нарушителей) - десятки миллионов, и для того, чтобы обеспечить абсолютную неотвратимость наказания, необходимо завести аналогичное количество контролеров. Сие нереально, как вы понимаете… А в условиях, когда люди знают, что их шанс попасть под раздачу много менее сотой доли процента (именно столько «нарушителей» из их общего числа едущих по дороге физически успевают «обработать» гаишники»), никакое повышение штрафов не заставит людей соблюдать то, что соблюдать практически невозможно, ибо мучительно. Если же штрафы повысятся слишком сильно, их просто перестанут платить, как не платят слишком высокие налоги. Именно так и произошло в Греции, до которой мы наконец-то добрались.

…Почему здесь так часто упоминается именно Греция? Да потому что там в этом году был поставлен уникальный эксперимент на людях, наглядно продемонстрировавший всю дефективность прежней системы организации дорожного движения в мире, когда полицейские намеренно занижают разрешенную скорость.

С июня месяца 2007 года в Греции сильно (на порядок) повысили штрафы. Стремления у властей как всегда были благие – сократить смертность на дорогах. Однако, греческое общество не согласилось снижать смертность! Поскольку страна небогатая, а штрафы выросли до неприличных пределов, общество взорвалось. Действительно: соблюдать идиотские ограничения невозможно, но за несоблюдение штрафуют! Пока штрафы были низкими, общество мирилось с этой несправедливостью. А когда они выросли до размеров зарплаты, их просто перестали платить, а «гаишников» стали попросту бить. Как сказал мне водитель, осуществлявший индивидуальный трансфер моего семейства от аэропорта до апартаментов,

- Штрафы такие ужасные, что нескольких полицейских уже избили, а об голову одного сломали радар.

А вот что пишут об этом в СМИ:

«Вступление со 2-го июня в силу нового Дорожного кодекса в Греции вызывает все большее недовольство как граждан, так и исполнительной, и даже судебной власти. Самые высокие штрафы остаются неоплаченными и, по установленной процедуре, передаются на рассмотрение в суд, вызывая завалы в работе судебных органов. Ассоциация адвокатов Афин заявляет, что закон, предусматривающий денежные взыскания, равные месячной зарплате или пенсии, не имеет будущего. Ожидается, что Дорожный кодекс будет отправлен в Конституционный суд на тщательное изучение…»

Что будет дальше? А дальше, чтобы не менять в корне порочную систему организации дорожного движения, штрафы просто снизят, до уровня общественной терпимости. То есть до уровня: «да, несправедливо, но терпеть можно». И вместо закона на дорогах опять воцарится негласный договор: мы, водители, делаем вид, что эти дикие ограничения нужно соблюдать, а вы не будете слишком часто и круто наказывать нас за несоблюдения…

В общем, греческое правительство решило больно позаботиться о народе. Но греческое общество отреагировало на такую заботу резко негативно. И это произошло, несмотря на то, что:

а) перед введением драконовских штрафов в Греции подняли разрешенный скоростной предел, доведя его с прежних максимальных 110 км/ч до общеевропейских 135 км/ч,

б) штрафуют в Европе на порядок меньше, чем у нас.

Вот вам небольшой отрывочек из впечатлений российского путешественника, который за месяц объехал всю Европу. Мужик въехал на своей машине в Турцию (добрался до нее на пароме из Сочи), потом была Греция, а далее – по большому кругу через все европейские страны – Италия, Франция, Бельгия, Германия… Затем паромом в Скандинавию. И въезд в России через Финляндию. Что его поразило в этом путешествии?

Наслышанный о невероятном законопослушанием европейцев, он был удивлен повальным несоблюдением скоростного режима на трассах. Обрадованный, он послушно влился в поток и двигался с его скоростью, то есть «нарушал», как и вся Европа. За месяц мужик проехал с десяток стран и не только ни разу не был остановлен полицией, но и вообще не видел полиции в кустах. А после того, как он въехал в Россию, за два дня пути от Питера до Москвы его остановили четыре раза. Первый раз под Выборгом, где ночью вместо предписываемых знаком 40 км/час он ехал «80»…

Вот в чем кардинальная разница между Европой и Россией: в Европе человека не остановили ни разу за месяц, а в России - 4 раза за два дня.

Я, намотавший не одну тысячу километров по Европе, могу лишь подтвердить этот рассказ. Всего раз мне попался мент на европейской автостраде. Водители поражались его появлению, спешно сбрасывали скорость, но мент, видя такую их реакцию, сам смущался и чтобы, в свою очередь, не смущать своим появлением на автостраде водителей, махал им рукой: мол, проезжайте, проезжайте. Потому что он торчал у обочины, чтобы остановить вполне конкретный грузовик и явно не за превышение скорости (видимо, по рации ему что-то сказали про эту машину).

 

Если из прочитанного выше у вас сложилось впечатление, что греки – отчаянные хулиганы на дорогах, то оно весьма и весьма ошибочно – греки так же вежливы, как и прочие европейцы. Всегда пропустят пешехода, не подрежут. Да что я все от себя да от себя… Вот вам впечатления четырех разных людей о движении в Греции, если уж именно Эллада у нас сегодня в героях дня:

«В первые минуты пребывания в автомобильном движении в Греции мы поразились «приличности» всех его участников: несмотря на достаточно большое количество машин на дорогах, никто не делал постоянных попыток перестроиться в другой ряд, желая сократить время пути, никто не подрезал и не стартовал на желтый цвет.»

«А вообще греки правила не сильно и соблюдают, даже можно сказать, что вообще не соблюдают. Обгон через две сплошные - всегда пожалуйста. Превышение скорости – поголовно. Часто стоят знаки, предупреждающие о фоторадарах. Ноль внимания! Но зато не подрезают и нет бестолковых перестроений, поэтому легко ездить.»

«Выехав на трассу я обнаружил, что греки откровенно игнорируют знаки ограничения скорости, едут все 110-120 км/ч. Первые часа два я жался к обочине, потом попривык и на трассах двигался со скоростью потока.»

«Пару слов о греках на дорогах. Когда висит знак «50», редко кто сбавляет скорость до «100», на знак «30» все едут не меньше «90». Дорожная разметка в понятии грека – элемент украшения. В частности, двойная сплошная линия не несет в себе никакой информативной нагрузки. Еще, когда грека обгоняют, он подвигается к самому краю дороги и можно обгонять даже, если кто-то едет навстречу – места хватит. Я как-то попытался более-менее соблюдать знаки ограничения скорости, так сзади сразу собрался большой хвост, и все при малейшей возможности пытались обойти.»

То же самое происходит в педантичной Германии. Когда вы въезжаете в Германию из Австрии, то видите транспарант, который предупреждает, что в Германии скорость на дорогах ограничена: 50 км/ч в населенном пункте, «90» - вне населенного пункта и «135» - на автостраде. (При этом, в отличие от России) часто встречаются знаки, повышающие эти пределы – и в населенных пунктах, и на трассе). Но, начав двигаться по Германии, вы быстро убеждаетесь: немцы ничуть не законопослушнее австрийцев - как те носятся по своим автострадам хорошо под «двести», так и эти. И даже вошедшее в легенды стукачество немцев не работает в сфере превышения скорости. На вас могут настучать в полицию, если вы подрежете кого-то, не уступите дорогу, сдадите задним ходом на автостраде, едете неуверенно, будто пьяный… Но никогда не стукнут, если вы превысите скорость. Потому что все превышают, ибо понимают: таковы условия игры, превышение – не нарушение, ибо скоростные пределы безбожно занижены полицией.

 

…Итак, поскольку тотальный, всеобъемлюще-мелочный, зажимающий интересы людей закон в принципе не может массово соблюдаться, система начинает жить не по писаному закону, а по закону джунглей. То есть существовать как в диком лесу – по экологическому равновесию. (Понимаю, что термин «экологическое равновесие» - это «масло масляное», но поскольку сия ошибка уже прижилась в языке, буду использовать ее.)

Именно так - не по закону, а по сложившемуся экологическому равновесию живут транспортно-дорожные системы и на Западе, и в России. Но есть между ними разница…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.