Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Размышления Алексея Плуцера-Сарно над будущим России по следам беседы с мэтром российской журналистики, президентом факультета журналистики МГУ Ясеном Засурским.






Мэтр российской журналистики Ясен Засурский в своей статье «Главное – не хранить секреты, а делать открытия» абсолютно точно указал, что важнейшей ценностью сегодняшнего российского общества является информация. Информационный капитал – это будущее России. Нематериальные активы, бренды, новые технологии, рейтинги, индексы – это и есть капитал знания. Личная мудрость как ресурс снова выходят на первый план. Эпоха «Незнайки и его друзей» уходит в прошлое.

Наступает совершенно новая реальность. Стремительно возрастает роль нематериальных активов компаний, а это тоже знания. В успешных компаниях будущего стоимость нематериальных активов — интеллектуальных ресурсов, брендовых составляющих, хай-тека, управленческих ресурсов, капитала доверия, социальных ресурсов и др., — несомненно, будет превышать 90% (см. в связи с этим, например, последний рейтинг Best Global Brands журнала Businessweek. Обладателю капитала знания в рамках общества знания, будь то ученый или программист, будут делегированы огромные полномочия. Собственник капитала знания будет находиться на вершине любой экономической системы, будь то управление транснациональной корпорацией или разработка новых технологий. Это царь и бог новой эпохи.

В «экономике знания» не будет места принципам организации старого индустриального рынка труда, где компании свободно выбирали себе сотрудников, где не было «незаменимых», где человека можно было легко уволить безо всяких рисков и потерь для компании. В сегодняшнем мире ситуация кардинальным образом изменилась. Уже началась охота за самыми талантливыми и успешными, за программистами, изобретателями, дизайнерами.

Поставщики знания сегодня стали абсолютно «незаменимыми». Эту мысль очень точно сформулировал Геннадий Константинов в своем выступлении на «Форуме профессионалов корпоративного управления» 31 мая 2006 года: «Теперь уже есть свободный рынок корпораций, и есть работники, которые на этом рынке выбирают себе соответствующую корпорацию. Эти изменения действительно носят кардинальный характер, потому что все это меняет понятие частной собственности».

Эра безудержного материального потребления заканчивается. Наступает эра безудержного информационного потребления. На смену «эпохе жадных» приходит «эпоха мудрых». Нас ждет существенное изменение цен, глобальные трансформации в сфере денежных систем, в сфере товарного обмена. Сектор знаний в экономике будет стремительно разрастаться, поскольку знания становятся главным товаром. Главным объектом товарообмена становится, как это ни парадоксально, сам человек, его свободное время, его способность мыслить. Деньги постепенно становятся эквивалентом личностного времени носителя знания.

Старая экономика здесь уже не работает, поскольку знания как товар живут совершенно по иным законам, нежели товар традиционный. При продаже знаний их количество у производителя знаний не уменьшается. Делясь с подчиненными своим опытом и знаниями в ситуации реального управления, выдающийся топ-менеджер не утрачивает знания, а, наоборот, приобретает новый опыт, новые знания. В процессе управления, за которое он получает материальное вознаграждение, этот топ-менеджер наращивает свой капитал знания, поднимает свой статус, укрепляет свой «бренд».

Общество будущего постепенно перестанет потреблять в огромных количествах беспрестанно обновляемые материальные блага. Наиболее престижными будут инвестиции в человеческие, социальные ресурсы, в информационную деятельность, высокие технологии и в экологию.

Стремительно развивающейся России нужны будут прежде всего выдающиеся управленцы, производители уникальной информации и технологий. На втором месте по степени важности будет стоять благоприятная социальная и экологическая среда в пространстве их деятельности. Финансовые результаты деятельности станут производными от функционирования нематериальных активов и отодвинутся на второй план. Лишь тот, кто будет инвестировать финансовые ресурсы в капитал знания, будет преуспевать.

Сегодня есть много желающих вырубить все леса и продать древесину, получив миллиардные прибыли. А завтра будет выгодно инвестировать в экологию, посадив парк и назвав его своим именем. Уже сегодня серьезный собственник действует не только исходя из желания получить финансовую выгоду, но и с целью заслужить уважение, доверие, поднять свой личный статус, стать выдающимся социальным деятелем и шире – сформировать себя как выдающуюся личность. И его высокое общественное положение конечно же гарантирует стабильное финансовое будущее. Подобные инвестиции снижают целый ряд рисков, создают успешное будущее.

Понятие «роскошь» приобретет иное значение. Роскошь материальная сменяется роскошью обладания уникальными знаниями, то есть роскошью мудрости. Тайичи Сакайя в своей книге «Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего» писал: «Товаром, которым мы обладаем в изобилии, является мудрость. Отсюда следует, что в складывающемся сегодня обществе наибольшее уважение будет вызывать образ жизни, сопровождающийся бросающимся в глаза потреблением мудрости… а находить наилучший сбыт будет продукция, свидетельствующая о том, что ее покупатель – человек «умудренный». Именно продукция, более чем что-либо иное подтверждающая доступность ее владельцу высших знаний, информации и мудрости, должна обладать тем, что я далее буду называть ценностью (или стоимостью), созданной знанием. Я полагаю, что ныне мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знанием, и именно поэтому я называю этот этап обществом, базирующимся на ценностях, создаваемых знанием».

Переход от индустриального общества к «обществу знания» не будет безболезненным. Все общественные структуры, которые управляются нынешними элитами, владеющими огромными индустриальными ресурсами, будут всячески противоборствовать наступлению этого нового общества. Даже в тех сферах, где знание не является уникальным, где оно должно быть открытым, свободным и общедоступным, уже сегодня разгораются нешуточные страсти, о чем свидетельствует и вся история патентного законодательства и законодательства в сфере интеллектуальной собственности, и непрерывно ведущаяся мейджорами звукозаписи и кинопроизводства и их лоббистскими организациями война с потребителем. Апологеты и собственники индустриального мира неизбежно будут противостоять новым веяниями эры знания, поскольку она неизбежно несет угрозу их финансовому благополучию.

Но свободный рынок уникальной информации и личностного времени неизбежно победит, заставив сильно потесниться держателей стремительно устаревающих патентов, закрытого программного обеспечения и всех прочих информационных продуктов, обновление которых неизбежно. Ценностью будет считаться не патент на устаревающую технологию или продукцию, а личностное время человека, способного производить огромное множество подобных новых технологий и информационных продуктов, при этом стремительно обновляя их.

Как следствие расцвет ожидает рынок образования и рынок знания, потому что стоимость будет создаваться знанием. Спрос на эту стоимость будет удовлетворяться уникальной продукцией, создаваемой носителями знания. Финансисты будут придумывать уникальные финансовые схемы, способные приносить большие доходы, дизайнеры будут создавать продукцию, оказывающуюся вне конкуренции, топ-менеджеры будут изобретать новые эффективные схемы управления корпорациями и государствами.

Уже сегодня цена продукции, выпускаемой под известными брендами, в которые вложили свои знания выдающиеся управленцы и дизайнеры, на сотни процентов отличается от аналогичной продукции, выпускаемой под малоизвестными брендами. Нет ни малейшего сомнения в том, что ценность таких составляющих, как доверие, имидж, бренд, будет расти все быстрее. И все это производные от Знания.

Наступающая эпоха в некоторых деталях возвращается к средневековой практике, когда земледелец сам пахал, сам сеял, сам собирал урожай, сам отвозил в город и сам продавал. Эта система нейтрализует марксовы антагонизмы, в которых средства производства отчуждены от пролетариата. Новым орудием " пролетариата" умственного труда в обществе знания станет мозг, отчуждение которого в принципе невозможно.

Торонто, Школа бизнеса им. Шулиха

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.