Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление креативностью в коллективе






 

Творческая атмосфера — это в первую очередь доброжелательное окружение, обеспечивающее поддержку и ощущение причастности к команде, принятие и безоценочное отношение, которые создают ту безопасную среду, в которой творческие способности смогут раскрыться. Для создания такой творческой атмосферы необходимы специальные усилия менеджеров по формированию команды и налаживанию коммуникаций.

Главный враг творчества — критика, особенно неконструктивная. Если появившиеся на свет идеи подвергают недоброжелательному анализу, они погибают вместе с заложенным в них потенциалом. Более того, их автор в следующий раз наверняка поостережется выносить на публичное осуждение свое детище. Творческие натуры очень ранимы, все принимают близко к сердцу. Говорят, что к критике своих идей люди относятся даже более болезненно, чем к критике собственных детей.

Нужно иметь в виду и то, что наиболее остро способны разглядеть недостатки и слабые стороны идей как раз те люди, которые креативностью похвастаться не могут. «Бездарные люди — обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного». Одна из самых распространенных ошибок, которую допускают организации, состоит в том, что карьеру в них можно сделать, критикуя чужие идеи.

Боязнь допустить ошибку будет сковывать проявление творчества и в том случае, если в компании царит атмосфера соперничества. Здесь спортивный принцип «если в спину дышит сильный соперник, то бежишь быстрее» не срабатывает.

Максимально раскрыться человек способен в условиях безопасности, когда он чувствует поддержку. Это не значит, что нужно всем скопом работать над одной задачей, многие нуждаются в автономии и лучше проявляют свои способности в индивидуальной работе. Главное — всех должна объединять общая цель и стремление к успеху. Если же каждый будет тянуть одеяло на себя и доказывать, что он лучший, организация только проиграет, ведь бороться сотрудники должны с конкурентами, а не друг с другом. Уродливые формы внутренней конкуренции являются одной из причин, мешающих внедрять хорошие идеи.

Вредоносное влияние на способность сотрудников творчески относиться к работе оказывают и стрессы. Примечательно, что хронические стрессы, так называемая нервотрепка, хотя и не так впечатляющи, как стрессы острые, связанные с крупными неприятностями, оказывают тем не менее наиболее разрушительное действие. Они подрывают физическое и психическое здоровье людей и являются основной причиной постепенного снижения креативности, которое наблюдается у большинства из нас с возрастом. Наиболее опасны в этом плане рабочие стрессы, связанные с плохой организацией и управленческими ошибками. Конфликты, нечестное распределение нагрузки, невнятные или меняющиеся требования, негативная оценка работы, несправедливая оплата труда, постоянная угроза потери рабочего места способны деморализовать человека и полностью выбить его из творческого процесса.

Очень важно иметь в виду и еще один момент. Творческим людям жизненно необходимо признание их заслуг, таланта, незаурядности, поэтому не стоит скупиться на похвалу и слова восхищения.

№ 9 Креативные барьеры это:

1.Недостаточное разнообразие навыков
2. Ограниченные возможности для приобретения новых навыков
3. Незначительное количество трудностей
4. Ослабленное чувство персональной ответственности
5. Ограниченное количество вариантов решения
6. Отсутствие моделей поведения
7. Окружающие готовы принять ограниченное число вариантов
8. Санкции
9. Страхи
10. Личная узость мышления
11. Биполярное (альтернативное) мышление
12. Чрезмерная уверенность в себе
13. Постоянный недостаток времени
14. Процедурные ограничения
15. Бюрократизм
16. Лидеры с ограниченным мировоззрением
17. Ограничения, накладываемые процессами в группе
18. На вас давят, чтобы добиться согласия
19. Перфекционизм
20. Боязнь ошибки
21. Боязнь отказа
22. Боязнь утратить контроль
23. Гордость
24. Личные фильтры
25. Физический дискомфорт
26. Больная спина/позвоночник
27. Слишком конкретное мышление (избыточный практицизм)
28. Узость мышления
29. Приятие существующего положения вещей (конформизм)
30. Низкая самооценка на работе

преодоление.

1. Недостаточное разнообразие навыков. Нужно не упустить возможность приобрести необычные навыки. Смена работы и дополнительное образование очень хорошо сказываются на личных творческих способностях.

2. Ограниченные возможности для приобретения новых навыков. Нужно искать возможности для взаимного обмена и параллельного обучения.

3. Незначительное количество трудностей. Не бояться трудностей, заставить себя попробовать что-нибудь новое.

4. Ослабленное чувство персональной ответственности. Начать общаться с людьми, которым нужны результаты вашей работы. Определите их предпочтения.

5. Ограниченное количество вариантов решения. Чтобы справиться с этой проблемой, просто попытайтесь использовать разнообразные методы и инструменты креативного мышления.

6. Отсутствие моделей поведения. Следует сделать два шага. Во-первых, откройте для себя мир творческих людей. Вы можете читать о них книги, смотреть фильмы и т. п. Во-вторых, старайтесь проводить время в компании с творческими людьми. У вас есть знакомые художники, актеры, ученые,

7. Окружающие готовы принять ограниченное число вариантов. Часто на работе и дома к новым идеям относятся критически, найдите людей, которые будут с готовностью и любопытством обсуждать ваши мысли (если вокруг нет никого, кому вы могли бы доверить свои мысли, значит, вы оказались в нездоровой ситуации и в вашу жизнь срочно необходимо внести изменения). Вы также можете вести журнал идей, куда вы будете заносить свои мысли, а затем работать над ними. Диалог с самим собой может стать частичной заменой обсуждения идей с другими людьми.

8. Санкции. Когда другие люди активно противодействуют творческому мышлению, очень сложно быть креативным. Проявляйте креативность так, чтобы не привлекать внимание людей, накладывающих санкции. Но только, пожалуйста, не отказывайтесь от творчества.

9. Страхи. Многие люди опасаются предлагать творческие идеи. Их пугает перспектива показаться странными и несговорчивыми. Они боятся, что их предложения высмеют, раскритикуют или подвергнут цензуре. И такая реакция действительно возможна, а следовательно, креативное поведение не всегда безопасно.

10. Личная узость мышления. Вы принесете себе огромную пользу, если станете чаще общаться с далекими от вас людьми - теми, с кем у вас мало общего и кто не входит в ваш привычный круг.

11. Биполярное (альтернативное) мышление. Сколько возможностей вы обычно рассматриваете, когда ищете решение проблемы? Многие люди ограничивают свою мысль двумя альтернативными вариантами. Они сами ставят себя в положение человека, оказавшегося на развилке двух дорог. При рассмотрении проблемы целесообразно учесть все возможные варианты, а не только два из них.

12. Чрезмерная уверенность в себе.если вы полагаете, что традиционный путь решения проблемы правилен, скажите себе, что традиционный подход ошибочен и. попытайтесь найти доводы в пользу нового - противоположного допущения.

13. Постоянный недостаток времени. Ваша задача: а) определить по одной теме на каждый день и направить на нее всю свою креативность; б) составить расписание, в соответствии с которым вы будете расходовать свое время на творчество. Некоторые рекомендуют каждое утро вставать на полчаса раньше и составлять список своих идей и сомнений - все, что придет вам в голову. Так вы очистите свое мышление для множества проблем и трудных задач, с которыми вам приходится сталкиваться ежедневно. Эта методика позволит вам почувствовать, что у вас больше времени, и вы лучше контролируете свою жизнь, чем прежде. Другой подход предполагает практиковать ускоренную генерацию идей. Вы сможете лучше использовать тот небольшой объем времени, которое в вашем расписании отведено на творчество.

14. Процедурные ограничения. Когда существуют твердо установленные процессы и процедуры, очень сложно рассматривать творческие альтернативы. Регулирование, привычка или традиция диктуют отрицательный ответ на большинство предложений. Подобная ситуация лишает нас смелости даже просто задумываться о возможных вариантах. С этим барьером очень сложно справиться. Часто процедурные ограничения присутствуют в большей степени в нашем восприятии. Когда мы достаточно долго одним и тем же образом что-то делаем, нам начинает казаться, что существуют твердые процедурные требования, в то время как в действительности мы имеем дело лишь с набором своего рода привычек. Поэтому следует подвергать тщательному рассмотрению все действия, за которыми закреплена определенная процедура, - как на работе, так и в жизни. Во многих случаях выясняется, что помимо отсутствия воображения не существует никаких ограничений, препятствующих изменению процедуры.

15. Бюрократизм. Когда оценка новой идеи состоит из множества шагов и в нее вовлечено слишком много людей, мы лишаемся уверенности в себе и у нас исчезает желание проявлять креативность. В такой ситуации нужны почти партизанские методы: разрабатывайте креативные подходы к своей работе в тех областях, которые не входят в зону ничьей ответственности, и просто применяйте такие идеи самостоятельно.

16. Лидеры с ограниченным мировоззрением. Некоторые люди чувствуют угрозу, когда сталкиваются с чем-то креативным. Их взгляд на вещи ограничен, и они не хотят знать, что вы думаете, если у вас иная точка зрения. Вместе с тем, если в жизни или на работе такой человек занимает более высокую позицию, чем вы, то необходимо обойти его ограниченность, чтобы развить и применить свои идеи. Вы можете попытаться справиться с этой проблемой, экспериментируя с различными каналами общения. Большинство людей предпочитает какой-то один канал, через который они лучше воспринимают новые идеи. Экспериментируйте, пока не найдете канал, который работает лучше всего. Пробуйте различное время и условия передачи креативных идей. Отнеситесь к этому процессу как к творческому заданию на ближайшие шесть месяцев, и посмотрите, чего можно достичь, не подвергая себя риску быть уволенным.

17. Ограничения, накладываемые процессами в группе. Строгий регламент собраний, прописанные до мелочей групповые проекты и повестки дня, формальные сверхструктурированные подходы к обсуждению вопросов - все это встает на пути креативного мышления. У того, кто потерялся в групповых процедурных ограничениях, едва ли могут возникнуть творческие идеи. Поэтому старайтесь отстраненно относиться к групповым процедурам. Вы сможете избежать ограничений, а затем обойти их, если выделите время и место, где вместе с одним или двумя сочувствующими вам сотрудниками сможете заново обдумать вопрос в неформальной атмосфере. Затем, если вам придет в голову дельная мысль, вы можете сообщить ее руководителю в записке вместе с предложением обсудить эту идею на следующем плановом собрании. Кроме того, пытайтесь как можно чаще пользоваться творческим мышлением за пределами ограничений, накладываемых групповыми процессами. Если эта цель недостижима на работе, найдите занятие для свободного времени, которое поможет вам поддерживать свои творческие силы.

18. На вас давят, чтобы добиться согласия. В организации или субкультуре вас могут заставлять действовать, одеваться, думать или быть как другие, такое давление препятствует творческому мышлению. В таких организациях и субкультурах отличаться от других - табу, действующее как внутри, так и вовне нас, в то время как креативность вносит именно различия. Соответственно вам не дают действовать и думать творчески. Насколько силен пресс конформизма в организации, которой вы принадлежите? Задайте себе этот вопрос, если вы сталкиваетесь с подобным давлением. Чаще всего конформизм не несет в себе угрозы - почему бы не одеваться подобно другим людям в офисе или на производстве? Но вы неизбежно столкнетесь с некоторыми типами воздействия, поддаваться которым нет никаких оснований. Различия являются скрытым источником силы.

19. Перфекционизм. Если у вас есть тяга к совершенству, то вам не понравятся креативные идеи, поскольку они часто беспорядочны и плохо оформлены. Старый подход обычно кажется более четким и совершенным, так как был продуман и выверен. Перфекционизм ведет к преждевременному отрицанию творческих идей. Он не дает им шанса развиться до такой степени, чтобы они, образно говоря, могли расправить крылья. Что, если сконцентрировать свое внимание на креативном процессе, а не на его результате? Суета вокруг улучшения творческого процесса - включая то, как думаете, вы или ваша группа, и как это выражено в документах, - направит перфекционистский зуд в более продуктивное и полезное русло. Нет ничего плохого в стремлении к совершенству. Просто в некоторых случаях вашперфекционизм лучше применить к вещам, а в других - к процессам.

20. Боязнь ошибки. " Ничего не делаешь, ничем не рискуешь", - эти слова хорошо характеризуют творческий подход. Лучший способ преодолеть страх неудачи - попробовать и добиться успеха.

21. Боязнь отказа. Одним из поводов для беспокойства может быть перспектива того, что вашу идею откажутся принять. Мы идентифицируем себя со своими идеями, и у нас возникает чувство того, что, отрицая наши идеи, отрицают нас самих. Если ваши сослуживцы, руководители, супруг или супруга по привычке говорят: " Это глупая идея", - вы должны отдавать себе отчет в том, что они просто не понимают, что их ответ построен некорректно. Правила мозгового штурма дают отличное противоядие от боязни отказа.

22. Боязнь утратить контроль. Многие люди считают, что слишком большое количество креативности несет опасность, так как творчеством трудно управлять. Для многих из нас желание держать все под контролем - одно из самых сильных. Сама мысль о радикально новом и нетрадиционном подходе, кажется, несет угрозу существующему порядку. Чтобы справиться с боязнью утратить контроль, вам следует признать, что наличие выбора является источником подлинного контроля. Чем больше у вас возможностей, тем лучше вы управляете ситуацией, поскольку вы не ограничены одним путем или одним выбором. Когда человек понимает это, он открывается для творчества, воспринимая креативность как источник, а не угрозу для контроля.

23. Гордость. Гордость часто не дает человеку серьезно отнестись к идеям других людей. Еще никому не удавалось самостоятельно создать великую идею. Мысли окружающих и данные о мире жизненно важны для здоровой креативности. Поэтому вам следует обуздать собственную гордыню и научиться слушать других людей.

24. Личные фильтры. Они есть у каждого из нас. Фильтры экранируют идеи и не дают нам думать о них серьезно. Обычно фильтры не позволяют нам признать новый класс идей или подходов, даже если мы рассматриваем новые мысли внутри устоявшегося класса или группы. Самый простой способ преодолеть фильтр - задать себе вопрос: почему я не принимаю ту или иную идею всерьез? Для этого есть хорошая, тщательно продуманная причина, или я неосознанно подвергаюсь действию внутреннего фильтра? Отдавая себе отчет в собственных фильтрах, вы получите больший контроль над процессом мышления и не пропустите множество отличных идей.

25. Физический дискомфорт. Любой физический дискомфорт или боль отвлекает от познавательных задач и особенно разрушительно действует на творческую способность. Например, человек, испытывающий головную боль, никогда не сможет прийти к интеллектуальному прорыву. Поэтому, прежде чем пытаться творчески мыслить или решать сложную проблему, займитесь состоянием своего тела. Оно должно испытывать максимальный возможный комфорт. Одним из наиболее распространенных барьеров корпоративной креативности являются неудобные комнаты для собраний. Если в кабинете некомфортные кресла, душно и мало света, попробуйте провести собрание в другой комнате или предложите всем принять участие в небольшой прогулке, которая способствует развитию чувства комфортности и стимулирует творческое мышление.

26. Больная спина/позвоночник. Если вас беспокоит спина, то вы чувствуете дискомфорт и вам трудно сконцентрироваться. Кроме того, энергия в позвоночнике циркулирует неправильно, что снижает качество мышления. Единственный способ справиться с этой проблемой - держать голову прямо, работать над осанкой, силой и гибкостью спины. Для оздоровления своего позвоночника можно использовать растяжку, плаванье, прогулки, йогу и медицинские процедуры.

27. Слишком конкретное мышление (избыточный практицизм). Абстрактное мышление позволяет обобщить вопрос, благодаря чему можно увидеть связь с другими проблемами. Вы можете заимствовать решения, разработанные для сходных проблем, и попробовать применить их к своей ситуации. Чтобы научиться думать менее конкретно, заставьте себя рассматривать вопрос в сравнениях и метафорах. После этого подумайте, что общего и что отличает вашу проблему или область интересов от сходных случаев.

28. Узость мышления. Если вы привыкли мыслить линейно, попробуйте целенаправленно разрушить эту схему. Например, возьмите несколько карточек, выпишите на них шаги, составляющие ваш текущий подход к процессу или проблеме, а затем перемешайте эти карточки. Теперь попытайтесь переписать свой подход так, чтобы придать смысл тому порядку, в котором вы разложили карточки после перетасовки.

29. Приятие существующего положения вещей (конформизм). Когда человек беспокоится о том, что окружающие с ходу откажутся признать его идеи, он часто скрывает свои мысли, а со временем и вовсе отказывается от креативного подхода. Чтобы справиться с этой проблемой, постарайтесь меньше общаться с людьми, негативно реагирующими на ваши идеи. Ищите позитивную физическую и эмоциональную обстановку.

30. Низкая самооценка на работе. Если у вас есть сомнения в ценности и важности того, чем вы занимаетесь, трудно заставить себя относиться к своей работе креативно. Чтобы справиться с этим негативным чувством, напомните себе о важных характеристиках своей деятельности. Также подумайте о том, что, повысив качество своей работы, вы сможете придать ей большее значение, чем она имеет теперь.

 

№10 Параметры стимула: свойства, функции, символы и процесс.

4D Стимул: много идей с разных сторон

4D Cтимул — это метод создания идей, который позволяет взглянуть на задачу под разными углами и таким образом расширить для себя поле возможностей ее решения. Технически этослучайный стимул, поверх которого наложенасетка из четырех параметров — свойства, функции, символы и процессы.

Лучший способ познакомиться с 4D Стимулом — не читать инструкцию, которая сейчас последует, а сразу опробовать ее на практике. Наверняка перед вами стоит какая-то профессиональная или личная задача, для решения которой не помешали бы свежие идеи. Если сейчас вы потратите на работу с ней несколько лишних минут, вполне возможно, что одной проблемой на земле сегодня станет меньше:)

1. Готовим поле.

o Четко сформулируйте задачу — в виде ключевых слов, если она связана с объектом (например, «дизайн затычки для ванной») или вопроса, если это открытая задача (например, «Как заработать в кризис?»).

o Выберите слово-стимул. Это может быть случайно выбранное слово из словаря или книги или другой объект, соответствующий заранее определенным критериям (например, ближайший красный предмет).

o Нарисуйте на весь лист А4 сетку размером 3 колонки на 4 ряда (плюс шапка). Первую колонку сделайте самой маленькой — на одно слово, вторую побольше, а третью — самой большой. Первую колонку назовите «Параметры», во второй напишите выбранный стимул, в третьей — свою задачу.

2. Свойства

o В колонке параметров в первом ряду таблицы напишите «Какой?». В следующей колонке выпишите как можно больше свойств стимула, по одному на строке. Например, если стимул — «лампа», напишите:
— яркая
— светлая
— уютная
— настольная и т.д.

o Теперь попробуйте поочередно применить эти качества к искомому объекту или решаемой задаче. Через некоторое время вы начнете видеть связи. Записывайте в третьей колонке все возникающие идеи. Например: «Светлая затычка для ванной» — затычка со светодиодами, отображающими температуру воды.

3. Функции

o В следующем ряду таблицы в колонке параметров напишите «Зачем?», в колонке стимула выпишите функции стимула, а в третьей снова записывайте идеи. В случае с лампой в первой колонке будет:
— продлевает день
— дает возможность работать, не мешая другим
— сигнализирует, что человек не спит (лампа в окне) и т.д.

o Затем снова примените эти функции к исходной задаче. Например, затычка для ванной с датчиком движения, которая включает сигнализацию, когда человек засыпает в ванне.

4. Символы

o Следующий ряд посвящен символам и метафорам, связанным со стимулом — в случае лампы это:
— одиночество
— работа допоздна
— поэтический вечер и т.д.

o Затем, как обычно, используйте результаты сопоставления символов с решаемой задачей для генерации идей. Например, вечер «Поэзия своего бизнеса» для потерявших работу в результате кризиса:)

5. Процессы

o В последнем ряду опишите любые процессы, связанные со стимулом (например, как работает электрическая или керосиновая лампа, как покупатель в магазине выбирает лампу и т.д.).

o Затем примените их к задаче, используя метод аналогий, о котором я недавно рассказывал.

6. Собираем урожай

o После перерыва посмотрите свежим взглядом на получившийся список идей, выберите лучшие идеи и доработайте их.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.