Спуск с перевала Теплофизиков

Когда мы спустились с перевала, предстояло еще не малую часть пути пройти в связке по леднику вниз по ущелью, прежде чем дойти до Мореного озера, где была наша очередная ночевка. Немного правее нас, вдоль ледника протекала речка, и вскоре нам необходимо было спускаться вдоль нее, чтобы дойти до озера. Ребята посчитали, что удобнее будет пройти по морене, т.к. лед возле речки может быть тонким, и мы можем провалиться. Но оказалось, что по морене идти еще хуже. Идти необходимо было траверсом, а камни все были живые. Вскоре один за другим начали падать, сильнее всех упал Арман, кубарем скатившись вниз, как я тогда в Левом Талгаре. Поэтому мы, долго не думая, снова пошли вниз по леднику, но на этот раз без связки. Прошли мы достаточно быстро и без происшествий. Лагерь мы разбили, прям у побережья Мореного озера, хотя прекрасно понимали, что ночевка будет, скорее всего, холодной из-за близкого расположения от воды. Зато вокруг было красиво и после предыдущей холодной ночевки нам уже было ничего не страшно.

Т.к. обед был совместно с ужином, в готовке были задействованы 2 группы дежурных. Только мы с Яшей били баклуши и спокойно играли в карты, т.к. уже свое отдежурили в предыдущие дни, а снова дежурить нам предстояло со следующего ужина. Получился прекрасный и сытный ужин, совмещенный с обедом. Учитывая, что на ужин были макароны, обед спас положение. Вечером люди в нашей палатке раскрепостились, и всех потянуло на душевное общение. Всё-таки уже 8 дней вместе, привыкли друг к другу. Яша снова начал скучать по родному Шымкенту и ему безумно хотелось домой. Я наоборот домой не рвался, мне комфортно было и в походе. Я прекрасно понимал, что в городе мне будет скучно, т.к. я не любитель пассивного отдыха где-нибудь в парке или во дворе, а еще хуже дома перед телевизором или компьютером. Ходить сотню километров по горам и ночевать в палатке – вот истинная романтика. Ради таких ощущений и хочется жить. Тем более, после такого сытного ужина боевой настрой увеличился. После ужина мы дружно легли спать, т.к. утром снова предстоял подъем в 5.00. Так и подошел к концу 8 день похода. День был очень насыщенным, а главное продуктивным. Все, что мы запланировали на этот день, было выполнено. По тем препятствиям, через которые мы прошли в этот день, можно было с уверенностью сказать, что именно с 8 дня начался настоящий маршрут 2 категории сложности. Ночевка, как я и предполагал, была снова холодной. Перед сном я оделся так же тепло, как и в предыдущую ночь и всё равно замерзал. Из-за холода я периодически просыпался ночью, но в принципе выспался нормально.

Мореное озеро в ущелье Правый Аксай (место ночевки)

День 9

Утро 9 дня было очень холодное, но ясное. Ночью по совету Дениса я оставил свои ботинки снаружи. Денис сказал, что на улице они сохнут быстрее, чем в палатке. Ох, как я жалел утром, что послушал его! Ботинки сверху покрылись льдом и были словно деревянные. Когда я рискнул надеть их, ноги мои были в шоке от холода. Уже через несколько минут я почувствовал, что пальцы отморозил, от чего ощущалась неприятная боль. Запасных ботинок у меня не было, менять носки тоже было бессмысленно, поэтому пришлось действовать старым проверенным способом. Вначале я сделал себе массаж пальцев для того, чтобы хоть как-то их согреть, затем на голые ноги надел полиэтиленовые пакеты, сверху носки, а поверх носок еще полиэтиленовые пакеты. Это был проверенный уже мною способ, ведь проблема мокрой обуви для меня всегда была актуальна из-за отсутствия хороших горных ботинок. Постепенно мои ноги начинали согреваться. Когда я начал собираться, из моей зимней куртки неожиданно выпала батарейка от фотоаппарата Sony, которая еще и к тому же не была севшей. Моей радости не было предела, я снова мог фотографировать красивые места вокруг. Из лагеря я вышел последний, поэтому пришлось догонять ребят. Вокруг открывался прекрасный вид на Мореные озера, которых в ущелье Правый Аксай было не мало.