Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ефим — муж рассказчицы.






» У некоторых групп хантов медвежья голова считалась ващитппком дома, семьи (ср. № 165) и хранилась в той части жилища, где было место хозяев.

JVs 62

Зап. В. Кулемзиным и Н. Лукиной (см. коммент. к № 61). Опубл.: 7, с. 166.

Сообщение о том, как дух умершего (маячка) взял в жепы девушку, включает рассказ о шаманском сеансе, во время которого дух девушки приходит к живым и рассказывает о своей судьбе.

1 Исчеановепие человека объяснялось хантами тем, что его похитил какой-либо дух или оп сам превратился в духа; в последнем случае место его предполагаемого обитания становилось священным. Ср.: «Из Ларино девка потерялась, искать поехали, видят: она сидит на горе, поги до реки свесила и волосы чешет. Сказал другим: она исчезла. Называется Намэста-ох (Девичья гора). Когда туда приедешь, стреляешь, сколько у тебя людей. Если у тебя осечка, то этот человек, на которого стреляешь, заболеет; если выстрелишь и дробь в дупле останется, он умрет. Денег на той горе вокруг сосны — гора целая. Положишь деньги — каждый сам свою часть — и обойдешь дерево по солнцу. Это когда мимо горы едешь. Если обратно едешь, то можно класть, а можно и не класть» [7, с. 151].

1 По поверьям, маячку, как и злого духа, могла убить только молния, поэтому они прячутся от грозы.

№ 63

Зап. В. Кулемзиным и Н. Лукиной (см. коммент. к № 61). Опубл.: 7, с. 57.

В этом тексте девушку берет в жепы лесной дух; более развернутые рассказы о браках между лесными духами и охотниками см. № 69—71.

1 По обычаю избегания, женщина пе должна показывать лица мужу дочери.

№ 64

Зап. Е. Титаренко (см. коммент. к № 16). Опубл.: 7, с. 171.

1 По воззрениям хантов, умерший (его душа) мог возвратиться к родственникам и забрать их (увести душу) в мир мертвых. Для предотвращения этого принимали различные меры, в том числе переселение на новое меси-о.

2 У хантов пе было принято завязывать волосы в узел. Выполнение этой операции женой говорит о том, что она — из иного мира.

s Волосы считались одним из вместилищ души, и их обрезание приводит героя к смерти.

№ 65

Зап. У. Сирелиусом в 1898 г. в сел. Ларьяк на р. Вах. Опубл.: 128, с. 229. Русский перевод публ. впервые. Пер. с немецкого Н. Лукиной. Ср. № 168.

Распространенный у хантов и манси сюжет о запрете ночевать в заброшенных домах, амбарах.

1 У обских угров считалось, что на кладбище почевать можно, а в заброшенных домах и амбарах пельзя, так как там водятся злые сверхъестественные существа.

№ 66

Зап. В. Кулемзипым и Н. Лукипой в 1974 г. в сел. Каюково на р. Югап от Н. Г. Чалтомова, 23 лет. Опубл.: 7, с. 163.

Рассказ о посещении подземного мира живым человеком и о помощи, которую умерший оказывает своему другу, давая советы, как обмапуть обитающих там духов.

1 Иль-канлах-от —«непроявляющееся, неосязаемое существо».

1 Имеются в виду традиционные музыкальные инструменты хаптов: наркас-юх — щипковый музыкальный инструмент, похожий на финский кантеле, и нин-юх — смычковый музыкальный инструмент, похожий на скрипку, но больший по размеру,

 

ЛГ5 67

Зап. А. Алквистом в 1858 или 1877 г. в Обдорске от А. Сорбииа. Опубл.: 12, с. 3. Русский перевод публ. впервые. Пер. с немецкого Н. Лукиной.

1 Ханты считали, что во время сна глаза человека уходят и бродят по тем местам, которые он видит во сне. Эпизод с вынутыми глазами см. в № 68. № 68

Зап. П. Лукиной в 1983 г. в сел. Каюково па р. Юган от Н. Г. Чалто-мова, 32 лет. Публ. впервые по: 11.

1 Женщины у хантов и манси закрывали лицо платком и соблюдали другие запреты в присутствии мужчин — старших родственников мужа.

2 По обычаю, нельзя было спрашивать у охотника, сколько он добыл. JVs 69

Зап. Н. Лукиной в 1961 г. в сел. Староакасомск на р. Обь от 3. Ф. Калиной, 31 года. Опубл.: 7, с. 168. Ср. № 70, 71.

Из серии рассказов о лесных людях, известных у хантов и манси под разными названиями: Вонт-ку, Унху, Вор-хум, Мис-хум (лесной мужчина), Вор-нэ, Мис-нэ (лесная женщина), Мис-махум (лесной народ) и т. д. В отличие от духов лесные люди не являются объектами почитания, культа, хотя их иногда называют на русском языке «духами».

В данном случае рассказ о том, как человек побывал у лесных людей, привязан к родственникам рассказчика и обрисовывает лишь общую ситуацию их контакта.

1 Очевидно, выдры «посланы» лесными людьми в подарок за пребывание у них человека (ср. № 71). № 70

Зап. Г. Старцевым в 1925 г. от Лоншакова. Опубл.: 94, с. 137. Ср. № 69,

71.

В отличие от предыдущего варианта, представляющего собой быличку, эдесь при всей топографической определенности места встречи текст более развернут: Увху уносит охотника в свое жилище и готов отдать за пего дочь, но человек не хочет оставаться, и его отпускают с подарками.

1 Огонь и свет мира лесных духов губителен для человека. После посещения их мира опасен и свет человеческого жилья, поэтому лесные люди предупреждают попавшего к ним, что ему следует находиться в том поте (см. финал рассказа; ср. также № 167).

2 Лесные люди по отчуждению от бересты сближаются с мопквами (см. коммент. к № 171).

№ 71

Зап. Г, Старцевым в 1925 г. от Вогулькина. Опубл.: 94, с 141. Ср.

Л«69. 70

Еще один рассказ о пребывании человека в доме лесных людей; здесь лесная женщина в наказание ва то, что охотник отвергает ее, проклинает и его, и его потомство.

1 «Все жилище было обложено мехом».— Обычное описание жилища

лесных людей.

2 Передняя часть жилища (дальняя от двери) предназначалась для гостей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.