Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имеется в виду созвездие Большая Медведица,






Зап. Й. Папай в 1898—1899 гг. в районе Обдорека. Опубл.: 37, с. 17G; 48, с. 50 В русском переводе публ. впервые. Пер. с немецкого Н. Луки-ной. Ср. № 2.

Миф о самом младшем, седьмом сыне бога Торума, известном под разными именами (см. Предисловие). Отец держит его взаперти, а затем за проступок спускает с неба и делает повелителем и охранителем люден. Затем, недовольный поклонением людей его сыну, Торум грозит наслать огненный потоп, но сын предотвращает беду.

Эсхатологическая версия этого мифа была записана В. Кулемзиным: «Давно еще был чек-най, потоп, все потонуло. Чек-най — это такое время — будет огонь идти по земле на один метр, в земле и по воздуху сантиметров на двадцать. Он все сожжет, а йотом пойдет вода и все смоет, и тогда снова начнется вся жизнь. Только лунки в молодых превратятся. Один чек-най уже был, старик остался и показал два пальца. Ждали его два дня — пет, два года — нет, двести лет — нет, потом догадались: через две тысячи лет опять будет чек-най» [7, с. 17].

№ 12

Зап. В. Соловар в 1980 г. (см. коммепт. к № 84). Пер. В. Соловар. Публ. впервые, из личного архива собирателя. Ср. № 111.

1 Здесь, возможно, намек на ритуальную неподвижность Торума, сим-аиволизирующую незыблемость миропорядка.

2 Одежда у хантов и манси не имела пуговиц, полы шубы соединялись завязками. Обувь (кисы) привязывали к поясу, а под коленом или на щиколотках закрепляли подвязками.

№ 13

Зап. В. Кулемзиным (см. коммент. к № 2). Опубл.: 7, с. 18. Ср. 1, 113.

Текст мифа о сотворении человека совмещает две версии: изготовление его из глины и превращение в людей березовых веток (береза считалась у обских угров священным деревом), а также содержит предсказание о том, что люди будут смертны.

1 Тёрас-най, Чарас-най-анки — букв, «море-огопь», «море-огонь-мать». По воззрениям сургутских хантов, это дочь Торума, живущая в том месте моря, где оно становится огненным; она родила первых людей.

2 В другой версии мифа о сотворении человека действуют Торум и его мать: «Мать Торума и Торум подумали, что на земле надо кому-то ягоду собирать. Подумали а решили человека сделать. Они только вечером подумали — утром уже готовы мальчик и девочка. Их на проволочке на землю спустили. Мать Торума и Торум видят, как живут люди, им весело. Они ведь людей на землю спустили, дали им ум» [7, с. 18].

№ 14

Зап. Н. Лукиной в 1971 г. в сел. Забегаловка на р. Васюган от А. Н. Ан-галиной, 68 лет. Опубл.: 7, с. 21. Ср. № 114.

В этом мифе происхождение смерти связывается с действиями Куля, подговорившего собаку нарушить распоряжение Торума.

№ 15

Зап. В. Кулемзиным в 1970 г. в сел. Корлики на р. Вах от И. К. Мычи-ковой, 18 лет. Опубл.: 7, с. 21,

№ 16

Зап. Е. Титаренко в 1972 г. в сел. Варьегаа на р. Аган от Н. Казымки-па, 16 лет. Опубл.: 7, с. 22.

Сюжет о женщине, превратившейся в кукушку из-за непослушных детей, известен у многих народов. Здесь, однако, героиня, обычно безымян-пая, носит имя, совпадающее с названием одного из наиболее широко почитаемых духов, — Казым-ими. Правда, из текста не вполне ясно, имеется ля здесь в виду дух или обыкновенная женщина, живущая на Казыме.

Зап. В. Кулемзиным и Н. Лукиной (см. коммепт. к № 5). Опубл.:

С. 26.

Фрагмент мифа о происхождении перелетных и зимующих птиц здесь трансформирован в этиологический рассказ о красных глазах глухаря.

№ 18

Зап. В. Кулемзиным в 1973 г. в сел. Нов. Васюган на р. Васюгаи от П. Н. Синарбина, 43 лет. Опубл.: 6, с. 27.

Сюжет о рябчике, напугавшем бога, обыгрывает бытовую деталь: неожиданное выпархивание птицы из-под ног.

№ 19

Зап. в 1914 г. в сел. Нангки от Я. М. Куйпина. Опубл.: 8, с. 164.

Этиологический рассказ о превращении летучего рыбозверя за его проступки в обыкновенного налима совмещает сказочную стилистику и мифологический мотив уменьшения гигантской рыбы до обычных размеров. Текст записан у самых северных групп хантов, фольклор которых почти не публиковался, и потому при всей условности его отнесения к мифам он все же включен в сборник. Краткий пересказ мифа со сходным мотивом записан и у хантов р. Васюган: «Раньше ерш был большой рыбой. Он однажды напал в воде, в омуте па водяного духа Йент-лунка, и тот заточил его в темницу, не давал ему есть, потому что Йепт-луик — самый главный в воде. Ерш стал весь худой и маленький» [6, с. 27].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.