Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрактная концепция фирмы. Контрактный подход к определению границ (размеров) фирмы






Контрактный подход основан на оптимизации издержек по осуществлению сделок.

Согласно концепции фирма – совокупность внутренних и внешних контрактов.

Внутренние контракты – формальные (трудовые договоры при оформлении на работу, контракты на поставку оборудования и т. д.) и неформальные (сложившиеся правила взаимодействия, нарушение которых вызывает формальные и неформальные санкции для прочих участников: моральное осуждение работника, увольнение и т. д.) отношения внутри фирмы, т. е. соглашения между работниками, управляющими и собственниками.

Внутренние контракты обеспечиваются издержками контроля (расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, потери в результате недолжного выполнения контрактов).

Внешние контракты – связи с поставщиками, потребителями. Выполнение внешних контрактов обеспечивают издержки трансакционные (явные и неявные затраты по совершению деловых операций: денежная оценка времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контрактов, обеспечение выполнения контрактов и т. д.).

Выбор фирмы между внешними и внутренними контрактами зависит от соотношения издержек их использования.

Чем выше издержки трансакционные по сравнению с издержками контроля, тем выше вероятность того, что товар будет производиться фирмой, а не рынком.

Трансакционные издержки особенно высоки по сравнению с издержками контроля (а значит, производство внутри фирмы будет эффективно) в трех главных случаях, когда существуют возможности и стимулы для оппортунистического поведения (поведения, направленного на невыполнение контракта или выполнение заключенного контракта не в соответствии с требованиями):

· Производство уникального товара (редкие детали для турбин, редкие штампы для автолюбителей, специальный транспорт для химических продуктов).

Большой размер трансакционных издержек обусловлен ограниченностью выбора делового партнера; ростом вероятности, что контрагент не выполнит своих обстоятельств по контракту.

· Динамический рынок с неопределенным спросом и непредсказуемым движением цен.

Поведение самой фирмы может стать оппортунистическим.

Пример: рынок компьютеров и программного обеспечения в период своего становления.

Фирмы, производящие компьютеры, стремятся производить и программное обеспечение, так как в условиях неопределенности спроса, непредсказуемости движения цен производители комплектующих и дополняющих товаров могли начать диктовать свои условия в ходе самого процесса производства путем изменения цен на комплектующие, объемов поставок, качества комплектующих.

· Рынки с ассиметричной информацией (на таком рынке один из агентов сделки обладает большей информацией, чем другие). Этот агент может склониться к оппортунистическому поведению при появлении лучшей альтернативы, о которой только он имеет информацию.

Пример: рынок консалтинговых услуг.

Фирма нанимает специалиста для поиска возможностей снизить издержки производства товара. В конце срока контракта специалист может сделать вывод, что таких возможностей нет. Возникает вопрос – может быть консультант оказался недобросовестным? Отсюда следует вывод – фирме выгоднее самой взращивать специалистов подобного ранга.

 

Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это обуславливает существование крупных фирм, фирм, в которых внешние соглашения, возможности оппортунистического поведения заменены внутренними контрактами.

Возникает вопрос – почему существует рынок (как сеть внешних контрактов), если фирма сама справляется с производством, обеспечивает экономию на трансакционных издержках? Зачем вообще нужны внешние контракты?

Если трансакционные издержки превышают издержки контроля, фирма принимает решение производить товар самостоятельно, заключает внутренние контракты.

При росте фирмы растет численность занятых, растет расчлененность производственного процесса, совокупный результат деятельности фирмы оказывается делом многих подразделений и множества работников.

В результате теряется непосредственная связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства.

Появляется проблема «безбилетника»: сокращение интенсивности труда одного из работников не сказывается прямо на совокупном продукте фирмы, может остаться незамеченным, а следовательно, работники начинают трудиться не в полную силу.

Фирма вынуждена заключать внутренние контракты, нанимать специальных работников, контролирующих интенсивность труда производственных звеньев. Появляются и растут издержки контроля.

Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются издержки контроля. В какой-то момент затраты на обеспечение выполнения внутренних контрактов превышают трансакционные издержки, привлекательность рыночных контрактов по сравнению с внутренними растет, внутренние контракты заменяются внешними (фирма откажется от производства товара, будет его закупать на рынке).

Таким образом, трансакционные издержки определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, а издержки контроля задают верхнюю границу фирмы, ее максимальный размер.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.