Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовые ресурсы и рынок труда.






Во всей совокупности ресурсов организации особое место занимают трудовые ресурсы. Их особенность состоит в том, что они не принадлежат целиком организации, а предоставляют ей свою рабочую силу за определенную плату. Работник самостоятельно принимает решение о том, работать ему в данной организации или уволиться из нее.

Трудовые ресурсы - это часть населения республики, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями, практическим опытом и навыками в труде. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники в трудовом возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет), кроме неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях, фактически работающие подростки и пенсионеры.

Трудовые ресурсы в организации в зависимости от выполняемых ими функций делятся на две группы: рабочие и служащие. В свою очередь, указанные группы делятся на подгруппы также по функциональному признаку показаны на рисунке №1.

 

Промышленно-производственный персонал (ППП) организации
Рабочие
Служащие
Рабочие основного производства
Рабочие вспомогательных и обслуживающих хозяйств
Руководители
Специалисты
Технические исполнители

 

 


Рисунок №1 – Классификация ППП по признаку выполняемых функций

 

Рабочие есть основные, выполняющие функции непосредственного изготовления продукции, и вспомогательные, содействующие работникам основного производства (они ремонтируют оборудование, выполняют погрузо-разгрузочные и другие работы). К рабочим относятся и ученики, т.е. лица, обучающиеся на данном предприятии.

Служащие подразделяются на руководителей, специалистов и технических исполнителей (прочих служащих). Руководителинаправляют и координируют работу отдельных подразделений, осуществляют организацию и регулирование производства. Специалисты занимаются творческой работой по специальности: разработкой и внедрением новых конструкций, технологических процессов, методов планирования, учета производства и т.п. Технические исполнители занимаются обеспечением информацией, ее передачей и обработкой, подготовкой и оформлением различных документов.

Перечисленные группы работников образуют персонал основной и неосновной деятельности (рис. 8.1). По характеру участия в производственной деятельности трудовые ресурсы подразделяются на промышленно-производственный персонал и персонал непромышленной деятельности. В состав промышленно-производственного персонала включаются работники, занятые в сфере производства (основная деятельность). Работники основной деятельности (промышленно-производственный персонал) непосредственно участвуют в процессе производства. В их состав входят работники цехов и отделов предприятия, научно-исследовательских и проектных организаций. К персоналу непромышленной деятельности (неосновная деятельность) относятся работники, занятые в культурно-бытовых учреждениях, состоящих на балансе организации: дома отдыха, дворцы спорта, подсобные хозяйства, общественного питания, торговли и т.д.

Соотношение отдельных групп работников в общей их численности называется структурой кадров, которая под воздействием различных факторов изменяется. В условиях рыночных отношений требуется быстрое обновление выпускаемой продукции, что в свою очередь ведет к изменению структуры научно-исследовательских и экспериментальных работ. Это повышает требования к квалификации конструкторов, технологов и приводит к увеличению их численности. Появление новых технологических процессов и машин вызывает потребность в рабочих новых профессий. Поэтому одна из главных задач организации - это подготовка новых и переподготовка имеющихся работников через ПТУ, средние специальные и высшие учебные заведения, центры повышения квалификации.

По характеру и сложности выполняемых работ персонал организации делят по профессиям, специальностям и уровню квалификации.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта, и представляет собой совокупность особых трудовых навыков и теоретических знаний. Например, солодовщик, бродильщик, токарь, слесарь, технолог, экономист.

Специальность – это вид деятельности в рамках той или иной профессии, которая требует от работника дополнительных специальных знаний и навыков. Специальность отличается от профессии ограничением трудовой деятельности, более узким кругом работ, например: инженер-экономист, экономист-бухгалтер.

Квалификацияхарактеризует возможность работника выполнять работы определенной сложности. Уровень квалификации устанавливается в результате соответствующих испытаний после прохождения теоретического обучения и приобретения практических навыков и умений. Уровень квалификации подтверждается соответствующим документом (диплом, свидетельство и др.) и отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

На современном этапе идет перестройка системы трудовых отношений в организациях. Трудовые отношения возникают между нанимателем и работником. Работник сдает в наем свою рабочую силу. Теперь его взаимоотношения с нанимателем строятся на договорной (контрактной) основе.

Контракт-это особый вид трудового договора, в котором срок действия, права, обязанности и ответственность сторон, условия оплаты и организации труда, помимо предусмотренных законодательством о труде, устанавливаются самостоятельно сторонами соглашения. Таким образом, контракт – обоюдное соглашение сторон, такая форма трудового договора принята во всем мире, прежде всего в Западной Европе.

Подбор кадров осуществляется различными методами: путем объявления в газетах, на радио, расклеивания объявлений, а также с помощью агентств по трудоустройству и другими методами. Подбор может осуществляться по конкурсу, путем письменного тестирования. В итоге выясняется пригодность для соответствующей должности, и выбор падает на наиболее опытных и квалифицированных специалистов.

 

 

Планирование инноваций на предприятии.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике Республики Беларусь. Английское слово innovation (инновация) переводится на русский язык как нововведение. Новшество – это новый метод, новый порядок, новое явление, изобретение, открытие. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество – становится нововведением или инновацией.

Под инновациями понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, а также в управленческой деятельности в целях решения социальных вопросов и обеспечения прибыли. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Из сказанного следует, что инновацию, как результат, – следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Cледовательно, инновациям присущи: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на рынке. Инновационная деятельность включает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий. Эта деятельность осуществляется в научных учреждениях, университетах, а также инновационными предприятиями. Потенциал инновационной деятельности в последние годы имел тенденцию к сокращению. Инновационный процесс включает следующие основные этапы.

На 1-ом этапе проводятся фундаментальныеисследования в академических институтах, университетах и отраслевых специализированных институтах и лабораториях. Финансирования фундаментальных исследований, как правило, осуществляется за счет средств государственного бюджета.

На 2-м этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и могут финансироваться за счет различных источников. В связи с тем, что конечные результаты прикладных исследований непредсказуемы, имеется вероятность получения отрицательного результата. Поэтому для инвестора именно с этого этапа возникает возможность потери вложенных средств. В мировой практике эти инвестиции называются рисковыми (рискоинвестиции), а коммерческие организации или фонды, работающие на рынке нововведений, – носят название венчурных.

На 3-м этапе производятся опытно-конструкторские и экспериментальные разработки как в специализированных научных лабораториях, так и в опытно-экспериментальных цехах крупных организаций. Финансируются эти работы из различных источников, включая собственные средства организаций.

На 4-м этапе происходит процесс коммерциализации инноваций, т.е. начинается жизненный цикл товара. Это процесс продажи товара и получения прибыли, который включает следующие этапы:

- внедрения – это предпринимательская деятельность, связанная с распространением товара и выведением его на рынок, требующая высоких затрат и значительного периода времени. На этом этапе объем продаж нового товара возрастает незначительно, т.к. требуется время на реконструкцию, либо расширение производства, освоение новой технологии, организацию сбыта продукции. При этом инвестор может нести убытки, которые обусловлены пока еще не значительным выпуском товара и существенными издержками по стимулированию продажи его. Издержки по продвижению товара на рынок относительно высокие. Поскольку число производителей товара ограничено и потребители не готовы к восприятию нововведения, цены на них достаточно высокие. Их приобретают состоятельные покупатели;

- роста – это время, в течение, которого происходит увеличение производства и продаж нового товара. Эта стадия отличается значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологии, максимизацией прибыли. Уменьшаются затраты на выпуск единицы продукции и затраты на стимулирование сбыта, поскольку существенно возрастает объём продаж. В целях укрепления конкурентоспособности организации реализуют различные стратегии: повышают качество нового товара, придают ему дополнительные свойства, организуют выпуск модификаций базового образца, а также используют различные варианты маркетинговой политики;

- замедления роста характеризуется снижением темпов роста продаж. Этот период, как правило, по времени больше предыдущего. При замедлении темпов роста у организации накапливаются запасы нереализованных товаров, что обостряет конкурентную борьбу между предприятиями;

-этап спада характеризуется падением сбыта товаров, резким уменьшением загрузки мощностей, сворачиванием производства.

Инновационная деятельность и жизненный цикл инноваций представлен в приложении А.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе организации.

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данной организации (группы организаций).

Современный этап развития мировой экономики определяется ускорением инновационной деятельности. В течение прошлого столетия период времени от момента возникновения идеи до начала эксплуатации уменьшился более, чем в 20 раз (с 50 до 2-3 лет). Время, необходимое для освоения новой технологии, сократилось с 6 лет до 2-3 месяцев. Научные открытия и изобретения охватили не только техническую, но и все сферы жизни общества. Особенно впечатляют достижения в генетике и молекулярной биологии, направленные на устойчивое развитие человечества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.