Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-исследовательские институты в начале 1990-х






В переходный период место науки в системе национально- государственных интересов изменилось в сторону снижения ее престижа и статуса. Наука была исключена из числа областей, требующих наибольшего внимания со стороны государства. Причина заключалась в том, что наука не рассматривалась в качестве инструмента решения тех организационно- экономических задач, которые находились в центре внимания правительства: быстрая финансовая стабилизация, предотвращение спада в базовых отраслях, запуск необратимых реформ. К тому же принципиально новая ситуация в военно-политической области снизила интерес властных структур к оборонному комплексу в целом и оборонной науке в частности.

Исключение составляли те области наук или научные организации, которые представляли собой потенциальную опасность при снижении государственной поддержки: ядерная физика, исследования в области химического и бактериологического оружия и прочие. Остальная часть науки стремительно теряла былой статус.

Экономическая ситуация, на фоне которой происходили изменения в сфере науки, была весьма неблагоприятной и характеризовалась следующими основными параметрами:

1. Усилилось падение производства в целом и в отдельных его звеньях;
2. Были нарушены механизмы установления технологического равновесия между отраслями;

3. Из-за нарастания инфляционных процессов большинство отраслей не имели реальной потребности в использовании резервов научно-технического потенциала;

4. Неэффективность системы финансово-бюджетных и кредитно-денежных рычагов, расстройство бюджетной сферы послужили причиной резкого ухудшения финансового положения в науке;
5. Процессы акционирования и приватизации в научной сфере протекали медленно и неоднозначно. Трудности изменения характера собственности в науке существенно выше, чем в промышленности;
6. Разрыв хозяйственных связей вызвал разрушение инновационного процесса.

Немалую роль здесь сыграл распад СССР, поскольку типичны были случаи, когда научные исследования осуществлялись в России, опытно- экспериментальные работы - в Белоруссии, а внедрение - на Украине. В этих условиях государство продекларировало селективную политику поддержки науки. Это направление стало стратегическим в регулировании научной сферы, и с некоторыми корректировками сохраняется и сегодня. Было признано необходимым задействование широкого спектра мер, стимулирующих предприятия финансировать научные исследования, а также снижающих налоговое бремя на исследовательские институты. Однако эти косвенные меры стимулирования удалось реализовать далеко не в полной мере из-за кризисного состояния экономики, когда резко упал платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию. Это дополнялось не разработанностью эффективных методов контроля, без которых тонкие инструменты регулирования рыночной экономики становятся неэффективными, а также отсутствием надежной информационной и законодательной базы.

Затраты на науку и получатели бюджета

Согласно Федеральному закону " О федеральном бюджете на 2000 год", принятому Государственной Думой в декабре 1999 года, всего по разделу

" Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" предусмотрено расходов на 14 426, 6686 млн. рублей, что больше суммы 1999 года на 2792, 2 млн. рублей и составляет 124% по отношению к 1999 году или 129% по отношению к 1998 году. Впоследствии сумма была увеличена до 15926, 6686 млн. рублей. Финансирование основным получателям бюджетных средств по разделу " Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" предусмотрено в виде конкретного финансирования, а также в виде суммы за счет дополнительных доходов, которые Правительство Российской Федерации прогнозирует получить в 2000 году. Такого рода " добавки" ниже будут обозначены как

" финансирование за счет дополнительных доходов".

На финансирование по разделу " Фундаментальные исследования" выделено 7590, 203 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 107080 тыс. рублей) – более 47% общих расходов на науку. На финансирование по разделу " Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса", соответственно, выделено 8336, 4656 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 692920 тыс. рублей).

Основными получателями бюджетных средств по разделу

" Фундаментальные исследования" являются:

- Российская академия наук (РАН) - 3096, 3004 млн. рублей

(дополнительно за счет дополнительных доходов 52737 тыс. рублей)

– примерно 19, 4% общих расходов на науку;

- Сибирское отделение РАН -1191, 810 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 20327 тыс. рублей) – 7, 5%;

- Российский фонд фундаментальных исследований - 955, 6 млн. рублей

– примерно 6, 0%;

- Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН) - 602, 4376 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 10242 тыс. рублей);

- Дальневосточное отделение РАН - 456, 9699 млн. рублей

(дополнительно за счет дополнительных доходов 7636 тыс. рублей);

- Российская академия медицинских наук (РАМН) - 413, 4689 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 7.9 млн. рублей);

- МГУ - 122, 5155 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 2083 тыс. рублей);

- Минздрав России - 274, 0258 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 5, 3млн. рублей);

 

Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2012 году составят 323, 3 миллиарда рублей, в 2013-м – 327, 7 миллиарда, в 2014-м – 283, 6 миллиарда рублей. Их доля в ВВП будет сокращаться: в 2012 году – 0, 55 процента, в 2013-м – 0, 51 процента и в 2014-м – 0, 39 процента. Такая динамика идёт в разрез не только с ориентиром обновляемой сейчас КДР («Стратегия-2020»), в которой эти расходы оцениваются на уровне 0, 7 процента ВВП, но и с целевым показателем одобренной правительством Стратегии инновационного развития. В документе предполагается довести расходы на НИР до 2, 5–3 процентов ВВП к 2020 году; правда, больше половины из них должен взять на себя частный сектор. Судя по всему, в числе стран-лидеров по этому показателю Россия ещё долго не окажется.

 

Список литературы

1. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год» №36 от 22.02.99

2. «Экономика здравоохранения» под редакцией А.В. Решетникова 2007 год.

3. «Управление и экономика здравоохранения» под редакцией акад. РАМН А.И. Вялкова 2009 год.

4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000 год» №227 от 31.12.99






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.