Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. С. Аксаков






Иван Сергеевич Аксаков (1823 — 1886) — русский публицист, поэт, общественный деятель, журналист-издатель; младший сын известного русского писателя С. Т. Аксакова.

Получив блестящее домашнее образование, И. С. Аксаков закончил в 1842 г. Петербургское училище правоведения и поступил на службу в Уголовный департамент Сената. В 1848 г. он уже был чиновником Министерства внутренних дел, однако стремительно начавшаяся карьера была прервана внезапным арестом. Поводом послужили личные письма молодого чиновника, в которых обличались порядки и нравы, царившие в среде петербургской аристократии. Отпущенный под негласный надзор, И. С. Аксаков продолжал службу в Ярославской губернии, но в 1851 г. был вынужден подать в отставку, ответив категоричным отказом на предложение министра прекратить литературную деятельность.

Во время Крымской войны Иван Сергеевич героически сражался в рядах народного ополчения. Среди ярчайших страниц его самоотверженной жизни были и годы борьбы за свободу братского болгарского народа. Современники считали, что народное движение за освобождение балканских славян нашло в лице И. С. Аксакова своего Минина. Популярность русского дворянина была настолько велика, что болгарские патриоты выдвинули его кандидатуру на болгарский престол (что, естественно, было отклонено самим Аксаковым).

С начала 60-х годов прошлого века и до конца жизни И. С. Аксаков оставался ведущим славянофильским публицистом, официальным или фактическим редактором газет «День», «Москва», «Москвич», «Русь».

Иван Аксаков
«Союз государства и земли»

Старый земский тип русского государства был при Петре смят, скомкан и заменен так называемым типом полицейского государства, господствовавшим тогда во всей континентальной Западной Европе… Но государство, как хорошо понимал Петр, образуется не одними законами и учреждениями, но и нравами: он не остановился и перед этой задачей и решился силою внешней принудительной власти пересоздать и нравы. Он проник со своей полицией во все изгибы общественного бытия где только укрывалась самостоятельность духа, ничего не оставил в покое, все регламентировал, все взял в казну, все подчинил команде — и нравы, и обычаи, и совесть… завоеватель, градостроитель и устроитель шутовских маскарадов в Кремлевском Успенском соборе (!!)…

Насилование жизни не могло удастся даже такому лютому идеалисту, каков был гениальнейший из людей Петр: дисгармонией, разладом, скудостью жизненного творчества и самодеятельности страждет Россия и до сих пор…

Взбудораженная, перековерканная, взбаламученная Петром Россия пришла после него, при его преемниках, в истинно хаотическое состояние, из которого несколько вывела его Екатерина II, упорядочив и облагообразив хаос, умерив жестокость правительственной опеки, но зато водворив в России начало сословное

Вся создавшаяся после Петра система административной опеки и бюрократического управления — совершенно противна, повторяем, политической природе Русской земли и идеалу русского государства.

Царь — глава и вождь своего народа, первый человек русской земли, ее блюститель и защитник. Ее благо, ее мир и разумная свобода жизни… — интерес царский; других интересов у Царя нет. Администрация должна быть сподручным орудием, облегчающим простор ее естественных законных отправлений, а не становиться к жизни в какое-то начальственно-враждебное отношение…

Наилучшим для этого средством служит именно правильная постановка местного самоуправления, которое теперь стоит совершенно неверно. Нужно, чтобы это местное самоуправление стало действительною правдою, которая не менее желанна для самого правительства, сколько и для самой страны…

«Прямое целение на современное зло, возникшее в России, — это понять Россию и возвратиться к русским основам, согласным с ее духом, к образу действий, согласному с понятиями, — с существом России, — говорит в своей «Записке» К. С. Аксаков, — сущность Петровского переворота состояла в том, что земский тип государства был заменен типом полицейским; что в его лице государство оторвалось от народных начал и для осуществления этого своего нового, чуждого русскому духу, идеала посягнуло на свободу внутренней, бытовой и нравственной жизни народа… при Петре совершился разрыв власти с народом, «разрушился древний союз земли и государства» и сменился «игом государства над землею; Русская земля стала как бы завоеванною, а государство с армией чиновников — «завоевателем»; древнее самодержавие возведено… в деспотизм (каковым оно было на современном Петру континентальном Западе), а свободно-подданный русский народ, свободно и сознательно призвавший к себе власть и давший ей неограниченный простор в свойственной ей сфере правления, «получил значение раба — невольника в своей земле»… Необходимо изменить этот строй… восстановлением прежнего, полного доверенности и искренности союза между государством и землею…

Русский царь со своею прирожденною, наследованною властию не честолюбец и не властолюбец; власть для него повинность и бремя; царский сан — истинный подвиг… народных восстаний против царской власти никогда не бывало; восстания бывали только против воевод и бояр, служилых людей…

«Идти по пути реформ»… так называемых либералов: идти по пути «увенчания здания» [административного] учреждения [бюрократическим]… однородным с учреждениями европейских «просвещенных, во главе прогресса и цивилизации стоящих стран». Это значит… заменить доверие и искренность… началом антагонизма установить господчину чуждой народному духу интеллигенции над народными массами, тиранию чуждых либеральных доктрин над свободою жизни, над народною духовною самобытностью… [в то время как] в Германии [например] возникает общественный протест против парламентаризма или парламентской бюрократии, грозящей разрушением единству, величию и мощи империи…

…Чем более, благодаря Петровской системе, антирусского гнета жизни и вызываемого этою системою… либерального, но в то же время антирусского же протеста, будут входить в Россию чуждые начала (парламентаризм); чем более будет отставать людей от народной русской почвы, тем сильнее и сильнее будут ультра-либеральные, до самого крайнего радикализма доводимые попытки, которые — говорит К. С. Аксаков — «сокрушат, наконец, Россию когда она перестанет быть Россиею»…

Самоуправляющаяся местно земля с самодержавным Царем во главе — вот русский политический идеал. Поэтому в интересе самой власти необходимо, чтобы земское, местное самоуправление было не пасынком, а дорогим для самого правительства детищем…

Необходимо, повторяем, чтобы это самоуправление стало жизненной правдой, делом серьезным и, главное, любимым, авторитетным в понятиях самого народа учреждением, а теперь (этого не следует забывать) оно далеко, далеко еще не таково! Только тогда и правительство получит возможность узнавать в нужных случаях действительно мысль народную, опираться в своих общегосударственных мероприятиях на указания местного опыта и на содействие не чиновников, а самой земли

Дорожа больше либеральной внешностью, чем существом дела, наши недальновидные «либералы» только тормозят правильное развитие нашего государственного и земского строя [1].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.