Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джерард Уинстэнли






Дж. Уинстэнли (1609 — 1652) — идеолог и вождь диггеров — представителей движения народных низов в период Английской буржуазной революции, которые провозгласили своим идеалом «свободную республику», коллективную собственность и коллективный труд. Литературная деятельность Дж. Уинстэнли начинается в 1648 г., а уже в 1652 г. он создает самое яркое свое произведение — «Закон свободы», в котором излагает план коренного преобразования общества путем ликвидации частной собственности на землю, установления республики мелких производителей, основанной на общем пользовании землей.

«Предлагаемая мною система правления, — пишет Уинстэнли, обращаясь к Оливеру Кромвелю, — есть царство первозданной справедливости и мира на земле, хотя оно было скрыто под личиной королевской власти, высокомерия и гнета» [24. С. 205].

Правление — это мудрое и свободное устройство земли и обычаи человеческого рода соблюдать особые законы или правила, чтобы население могло жить мирно в благосостоянии и свободе… В правлении страны имеются три составные части: законы, пригодные должностные лица и добросовестное исполнение этих законов.

Во-первых, должны быть подходящие законы для каждого случая и почти для всех действий, совершаемых людьми < …>

Во-вторых, должны быть пригодные должностные лица, дух которых настолько смирен, мудр и свободен от алчности, что они могут исполнять установленные законы страны как свою волю, а не ставить свою волю из гордости и тщеславия выше правил свободы, требуя для себя прерогатив.

В-третьих, должно быть добросовестное исполнение этих законов и в этом именно заключается подлинная жизнь правительства, ибо настоящий порядок в правлении не заключается в воле должностных лиц и не в тех и других вместе помимо исполнения: но когда все три момента идут рука об руку, правление здраво, если же не хватает любого из трех, правление немощно.

Великий законодатель в республиканском правлении есть дух всеобщей справедливости, пребывающей в человеческом роде, восстающий ныне, чтобы научить каждого поступать по отношению к другому так, как бы он хотел, чтобы другой поступал по отношению к нему, невзирающий на лица < …> [25. С. 105 — 123].

Уинстэнли верит в возможность мирного установления «республиканской власти», основанной на общности земель и ее плодов. Отвергая власть, основанную на насилии, власть «меча» и «дьявола», он провозглашает истинную власть, исключающую правление своекорыстной плоти и объединяющую всех в духе любви и справедливости.

Основные элементы свободы — право на существование. Политическая организация в республике Уинстэнли основана на последовательно демократических принципах. Все должностные лица избираются народом на годичный срок. Власть, долго сохраняемая за одним лицом, по мнению Уинстэнли, развращает ее носителя; с другой стороны, частая смена должностных лиц обеспечивает их верность общественным интересам и дает политический опыт большему числу граждан. Верховная законодательная и исполнительная власть в республике принадлежит парламенту, который избирается ежегодно. Чтобы гарантировать народу соблюдение его прав и интересов парламентом, Уинстэнли предлагает установить, что каждый закон вступает в силу лишь через месяц после его принятия: в течение этого срока народ должен иметь возможность заявить свои возражения. В республике Уинстэнли церкви и духовенства нет, поскольку для него религия выражается во «внутреннем откровении».

Новое общество, отвечающее требованиям разумной природы человека, соответствующее божественному замыслу, может победить «тьму». Один из путей к этому обществу, по мнению Уинстэнли, — отказ работать по найму. С этим призывом он обращается к простому народу, убеждая последний в том, что работа на Тиранов является единственной основой их существования. Перестать работать — значит низвергнуть тиранию.

В XVIII — первой половине XIX в. эпицентр утопической мысли перемещается во Францию, что связано с социально-экономическими и политическими процессами, происходящими в этой стране и приведшими в конце XVIII в. к победе Великой французской революции. Произведения Мабли, Мелье, Морелли, Бабефа представляют собой замечательные образцы утопической мысли, где в единое целое сплетены передовые для своего времени идеи Просвещения с коммунистическими идеями.

В творчестве Мелье, Морелли, Мабли — трех выдающихся французских мыслителей XVIII в. — продолжены традиции, заложенные Мором. Например, аскетические начала, содержащиеся в моровской «Утопии», не только сохраняются, но доводятся до принципов уравнительного коммунизма. Существенной чертой этих литературных утопий является резкое критическое отношение к частной собственности и к новой капиталистической системе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.