Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лукреций
Тит Лукреций Кар (99 — 55 до н. э.) — древнеримский философ, поэт и великий просветитель. О жизни и деятельности Лукреция известно мало. Предание гласит, что Лукреций, вследствие того что пил «любовный напиток», «становился сумасшедшим, а в моменты прояснения сознания написал поэму «О природе вещей», что он был эпикурейцем и безбожником и на 44 году покончил жизнь самоубийством. В поэме «О природе вещей» он в художественной форме изложил свое в целом материалистическое мировоззрение. Но в общественно-политических взглядах был идеалистом. Не божественное предначертание, не каприз правителя определяют поступательное развитие общества, а умственное развитие людей, рост их материальных и познавательных потребностей. Он резко критиковал праздность, аморальность образа жизни рабовладельцев, их стяжательство, но не был идеологом угнетенных; высказывал крайне отрицательные суждения о войнах, отрывающих людей от труда, разрушающих результаты трудовой деятельности человека. Счастье, считал он, состоит в ограничении желаний, в познавательной деятельности, которая освобождает человека от страха перед смертью и богами. Скудость знаний является основным источником религии, подчеркивал он, критикуя ее реакционное влияние на общество. В поэме «О природе вещей» Лукреций впервые высказал идею общественного договора как причины возникновения государства, идею, которая активно пропагандировалась в XVIII в. Жан-Жаком Руссо и др. Думать же, что для людей изготовить изволили боги Дивную мира природу, что будто по этой причине Нам подобает богов достославное славить творенье И полагать, что оно и бессмертным и вечным пребудет, — Все это вымыслы, Меммий. И все измышленья такие только безумье одно. [7. С. 293] Начали строить цари города, воздвигать укрепленья, В них и оплот для себя находя и убежище сами; И поделили поля и скотину они, одаряя Всех по наружности их и по их дарованьям и силам. Позже богатство пришло и золото было открыто, Что без труда и красивых и сильных лишило почета, Ибо за тем, кто богаче, обычно следуют свитой Те, кто и силой своей и красой богачей превосходит. [7. С. 347] Смуты настали затем и полнейший во всем беспорядок; Каждый ко власти тогда и к господству над всеми стремился. Некие люди затем избранью властей научили И учредили права, дабы люди держались законов. Род же людской до того истомился насилием вечным И до того изнемог, что сам добровольно Игу законов себя подчинил и стеснительным нормам. Каждый ведь сам за себя порывался во гневе жесточе И потому опротивела жизнь при насилии вечном. [7. С. 349]
|