Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охарактеризуйте способы эффективной загрузки ковшей.






Дальность транспортирования грунта прицепными скреперами экономически эффективна на расстояние до 300 м и самоходными до 5000 м. Рабочий процесс скрепера состоит из следующих операций:

· набора грунта,

· транспортирования груженого скрепера,

· разгрузки,

· транспортирования пустого скрепера к забою.

С помощью скреперов можно

· возводить насыпь земляного полотна из боковых резеровов или грунтовых карьеров,

· устраивать выемки с отвозкой грунта в насыпи или кавальеры,

· планировать строительные площадки,

· срезать растительный слой грунта в полосе отвода дороги.

С учетом основных признаков скреперы классифицируются:

1. По емкости ковша (м3) — на скреперы малой емкости, с ковшом емкостью до 5; скреперы средней емкости, с ковшом емкостью до 6—15; скреперы большой емкости с ковшом емкостью более 15;

2. По способу загрузки — на заполняемые за счет подпора грунта при реализации тягового усилия базового тягача и загружаемые с помощью загрузочного устройства. К первому типу относятся скреперы обычного исполнения, а к второму типу — элеваторные, гребковые, роторные.

3. По способу разгрузки — на машины со свободной, принудительной и полупринудительной (комбинированной) разгрузкой. В скреперах со свободной разгрузкой опорожнение ковша осуществляется под действием собственного веса грунта. В скреперах с принудительной разгрузкой полное опорожнение ковша осуществляется с помощью задней стенки. В скреперах с полупринудительной (комбинированной) разгрузкой часть объема грунта высыпается под действием собственного веса, а часть с помощью принудительной очистки.

4. По типу привода — на машины с канатным, электромеханическим и гидравлическим приводом.

Канатный привод состоит из следующих узлов: механической лебедки, системы полиспастов и направляющих блоков, а также рычагов управления. Электрический привод состоит из электродвигателя, шестеренчатого редуктора и зубчатого реечного механизма. К электромеханическому приводу следует отнести также привод, состоящий из электролебедки и канатно-блочного механизма. Гидравлический привод включает насос, бак с жидкостью, гибкие шланги и гидрораспределитель.

5. По способу агрегатирования — на прицепные, полуприцепные, самоходные и скреперные поезда.

Прицепной скрепер буксируется гусеничным или двухосным колесным трактором. Полуприцепный скрепер находится в сцепке с гусеничным или двухосным колесным трактором (тягачом) передней частью (хоботом) через опорно-сцепное устройство.

Самоходный скрепер представляет собой единую конструкцию с индивидуальной энергетической установкой, обеспечивающей передвижение машины и работу всех агрегатов, в том числе и управление рабочими органами.

6. По типу тягача или самоходного оборудования — на колесные и гусеничные. Самоходные скреперы, как правило, выполнены на пневмоколесном ходу.

7. По типу трансмиссий — на механические, гидромеханические, электрические и гидростатические.

Рабочим органом скрепера является сварной ковш, имеющий на передней кромке днища во всю ширину ступенчатые ножи. В задней части ковша находится буфер, который имеет двоякое назначение. В первом случае он предназначен для упора отвала бульдозера при подталкивании скрепера. Во втором случае центральная балка буфера служит как направляющая хвостовика задней стенки. Боковые стенки ковша изготовлены из стального листа, усиленного балками жесткости. В боковых стенках ковша имеются проушины и кронштейны для крепления гидроцилиндров управления заслонкой, для рычага заслонки, а также имеется опора для крепления упряжного шарнира и гнезда для крепления оси заднего колеса. Задняя стенка ковша представляет собой подвижный щит и по бокам имеет направляющие ролики. Однако эти ролики не удерживают заднюю стенку от опрокидывания при выгрузке грунта. Стенку удерживает и центрирует хвостовик. Заслонка может быть плавающей и управляемой с помощью гидроцилиндров.

9. Для чего предназначены бульдозеры?

Бульдозеры, назначение, классификация, устройство, производительность

Бульдозеры предназначены для послойного срезания грунта, его перемещения на небольшое расстояние и разравнивания. Их широко используют в различных отраслях гражданского, промышленного, гидротехнического и мелиоративного строительства, при прокладке железных и автомобильных дорог, в аэродромном строительстве, в горнодобывающей промышленности. Бульдозеры применяют для разработки песчано-гравийных карьеров, котлованов, выемок и траншей, сооружения каналов, прудов и водоемов, возведения насыпей, дамб и плотин, на вскрышных работах при добыче полезных ископаемых открытым способом.

Состоит бульдозер из базовой машины (гусеничного или колесного трактора или колесного промышленного тягача) и навесного бульдозерного оборудования, расположенного спереди. Бульдозерное оборудование включает в себя рабочий орган (отвал), толкающее устройство (толкающие брусья или толкающую раму) и систему управления отвалом (гидравлическую или канатную).

Отвал бульдозера представляет собой жесткую сварную металлоконструкцию с лобовым листом криволинейного профиля. Чтобы предотвратить пересыпание грунта при работе на несвязных и рыхлых грунтах, к средней части отвала приваривают козырек. Вдоль нижней кромки отвала с помощью болтов крепят режущие ножи. Для увеличения объема перемещаемого грунта (при работе на легких грунтах) отвал бульдозера может быть удлинен путем установки с обоих его концов уширителей, прикрепленных к отвалу болтами. Толкающее устройство состоит из балок коробчатого сечения. Передняя часть толкающего устройства шарнирно соединена с отвалом’ бульдозера, а задняя — также шарнирно с опорами, расположенными на базовом тракторе. Отвалом бульдозера управляют из кабины машиниста с помощью гидравлической или канатной системы управления. При гидравлическом управлении подъем и опускание отвала и фиксирование его в заданном положении, а иногда и его перекос в вертикальной (поперечной) плоскости осуществляются с помощью гидроцилиндров системы управления, установленных на базовой машине. Этими гидроцилиндрами управляют с помощью рычагов гидрораспределителя, установленного в кабине машиниста. Применение гидроперекоса отвала расширяет область применения бульдозера и повышает его эксплуатационные возможности на планировочных работах. Отвал бульдозера может быть перекошен в поперечной плоскости в левую или правую сторону с помощью гидроцилиндра перекоса, которым управляют из кабины машиниста. Непосредственно на гидроцилиндре перекоса установлен запорный клапан, фиксирующий положение отвала в поперечной плоскости. При канатном управлении подъем и опускание отвала и фиксирование его в заданном положении выполняются с помощью канатноблочной системы управления, приводимой от лебедки, установленной на базовой машине (гусеничном тракторе). Лебедкой управляют с помощью рычага, размещенного в кабине машиниста.

10.Какие виды работ они могут выполнять?

1. Подготовительные работы

Подготовка площадей для производства основных земляных работ обычно заключается в расчистке их от кустарников и деревьев, корчевке и уборке пней и корней, уборке крупных камней, засыпке ям и оврагов, устройстве путей транспортировки грунта.

Наилучшими машинами для выполнения указанных видов работ являются различные типы бульдозерного оборудования.

· Срезка и уборка кустарника

Для срезки и удаления кустарника и мелких деревьев диаметром до 30 - 35 см при больших объемах работ используются кусторезы (Д-174А) и корчеватели-собиратели (Д-210А, Д-210Б). В тех случаях, когда данные работы являются сопутствующими и невелики по объему, они с успехом могут выполняться обычными бульдозерами, монтируемыми на тракторах С-80 или тракторах мощностью 140 л. с.

При срезке кустарников и мелких деревьев нож бульдозера должен быть опущен до самой земли, так как в противном случае значительная часть кустарников будет подгибаться и оставаться не срезанной. Срезанный кустарник и мелкие деревья убираются с расчищаемых участков при помощи корчевателей-собирателей.

· Валка деревьев

Валка деревьев производится при помощи бульдозеров тяжелого типа (Д-157, Д-275). Обычно деревья сваливаются бульдозером без предварительного разрушения их корневой системы. В том случае, если дерево таким способом свалить не удается, предварительно производится подрезка корневой системы с 3-х сторон стоящего дерева, после чего дерево сваливают бульдозером в сторону, где корневая система не подрезана. При толкании отвал поднимают до максимально возможной высоты. В некоторых случаях для увеличения плеча толкания целесообразно делать подсыпку грунта со стороны, противоположной сваливанию.

· Корчевка пней

Большие пни выкорчевываются бульдозером после предварительной подрезки корневой системы. При больших объемах работ по корчеванию целесообразно использовать корчеватели-собиратели (Д-210А) или бульдозеры с рыхлительными зубьями (Д-173), которые позволяют одновременно с корчевкой производить расчистку верхнего слоя грунта от корневой системы, а также сгребать в кучи выкорчеванные пни, срезанный кустарник и т. п.

· Уборка камней

Уборка камней, находящихся на поверхности или частично в верхней части грунта, производится (при значительном их количестве) при помощи корчевателей-собирателей Д-210Б. Для этой же цели может быть использован и обычный бульдозер. Бульдозер Д-157 в отдельных случаях способен удалять камни объемом до 2 м3.

Для удаления крупных камней, залегающих близко к поверхности земли, их предварительно разрывают, создавая при этом пологую траншею для последующего удобного перемещения их бульдозером.

Особо крупные камни предварительно разрушают взрывным способом, после чего удаляют либо бульдозерами, либо при помощи каких-либо погрузочных и транспортных средств.

Целесообразно при уборке камней использовать одновременно с бульдозерами тяжелые рыхлители Д-162, при помощи которых частично извлекаются на поверхность земли более мелкие и средние камни, а также обнаруживаются; крупные камни, прикрытые землей.

При уборке камней их необходимо штабелировать для; возможности и удобства последующего использования. Штабелирование производится в процессе уборки теми же бульдозерами.

2. Планировочные работы

Планировочные работы разделяются на два основных типа:

· - планировочные работы по сглаживанию микрорельефа,

· - крупные планировочные работы.

К первому типу относятся работы на участках с преобладающим ровным рельефом, имеющим, однако, частичные неровности в виде мелких канав, ям, воронок, окопов, мелких бугорков, ям, оставшихся после корчевки пней и т. п.,. а также работы по планировке грунта, отсыпаемого транспортирующими и землеройными машинами и механизмами. Наиболее подходящим оборудованием для выполнения работ этого типа являются бульдозеры и скреперы малой и средней емкости.

При малых объемах планировочные работы выполняются наиболее экономически выгодно бульдозерами Д-159 и скреперами малой емкости Д-230 или Д-183. Для мелких работ может быть также использован скрепер Д-217 емкостью 1, 5 м3 и бульдозеры Д-216 на тракторе КД-35.

При выборе оборудования следует руководствоваться в первую очередь объемами и характером основных видов земляных работ. Следует учитывать, что бульдозеры и скреперы не предназначаются для тщательной отделки планируемых площадей. Точность производимой ими планировки лежит в пределах допуска ±5 - 8 см.

При работе бульдозера, для улучшения тщательности отделки планируемых площадок на рыхлом грунте, рекомендуется использовать, кроме переднего, также его задний ход с опущенным отвалом, это обеспечивает лучшее заглаживание мелких неровностей.

В тех случаях, когда при планировке необходимо перемещать грунт на расстояния, превышающие 35 - 50 м, следует использовать скреперы.

Для засыпки ям, канав, оврагов и т. п. наиболее удобными являются одноосные скреперы с разгрузкой назад.

Мелкие неровности, остающиеся на участках скреперных выемок, планируются при помощи тех же скреперов, которыми производятся основные земляные работы. Схема движения скреперов и установка их рабочих органов при этом представлены на рисунке.

Схема работы скреперов при планировке-разравнивании

а - схема движения скрепера по участку;

б-установка рабочих органов скрепера с полупринудительной разгрузкой (Д-222, Д-213, Д-188);

в - установка рабочих органов скрепера с принудительной разгрузкой (Д-147).

Опущенный ковш ножом срезает мелкие бугорки и засыпает срезанным грунтом мелкие углубления, производя тем самым выравнивание поверхности грунта.

При отделке следует следить за тем, чтоб давление в шинах колес скрепера было одинаковым, так как в противном случае ровной планировки получаться не будет.

Крупные планировочные работы, связанные со срезкой холмов, засыпкой оврагов, больших траншей, котлованов, старых русел рек и каналов и т. п., обычно выполняются совместной работой скреперов и бульдозеров.

На участках, где непосредственная работа скреперами невозможна (например, участки, изрезанные глубокими оврагами), первоначальная планировка производится бульдозерами. Ими создается рельеф, обеспечивающий возможность начала работы скреперов. В дальнейшем бульдозерами выполняются работы, связанные со срезкой и перемещением грунта на короткие расстояния (до 35 - 50 м). На более дальних перемещениях используются скреперы.

Все крупные планировочные работы должны вестись с прогрессивным расширением возможного фронта работы. Для этого засыпку следует начинать с наиболее низких мест. Одновременно с засыпкой должно производиться уплотнение грунта. Для облегчения процесса уплотнения грунт следует отсыпать слоями толщиной не более 15 - 20 см.

Для планировки отвалов грунта, выработанных крупными экскаваторами или отсыпаемыми большегрузными тележками, автосамосвалами, транспортерами и т. п., наиболее целесообразно использовать бульдозеры с открылками-уширителями, увеличивающими ширину захвата и тем самым значительно повышающими производительность бульдозеров на рыхлых грунтах.

3. Снятие верхнего растительного слоя грунта и вскрышные работы

Наличие растительного слоя грунта в основании искусственных гидротехнических сооружений, железнодорожных и автодорожных насыпей, равно как и внутри отсыпаемых насыпей, плотин, дамб и т. д. не допускается. Поэтому такой грунт подлежит снятию и удалению.

Срезка и удаление растительного слоя грунта толщиной до 0, 5 м при дальности перемещения до 35 - 50 м производится бульдозерами на тракторах мощностью 80 - 140 л. с.

При толщине срезаемого растительного слоя более 0, 5 м и при дальности перемещения больше указанной выше целесообразнее пользоваться скреперами. При этом типы скреперов, как и в остальных случаях, выбираются в зависимости от общих объемов работ и дальностей перемещения, грунта.

На косогорных участках при перемещении срезанного растительного грунта под откос всегда более целесообразно применение бульдозеров.

Срезанный растительный слой грунта отсыпается в отдельные кавальеры с целью использовать его в дальнейшем для посадки деревьев или кустарников, а также для создания дернового покрова на откосах земляных сооружений.

Вскрышные работы на песчаных и гравийных карьерах по характеру не отличаются от работ по снятию и удалению-растительного слоя грунта и выполняются также при помощи скреперов или бульдозеров. Однако для вскрышных работ чаще используются скреперы ввиду обычно большой толщины слоя снимаемого грунта и большего расстояния его перемещения.

4. Основные земляные работы при строительстве гидротехнических сооружений и устройстве дорог

На строительстве гидротехнических сооружений и оросительных систем скреперами и бульдозерами отсыпаются дамбы, плотины, насыпи и обратные засыпки за стенки сооружений, роются котлованы, выемки «замков» плотин, русла каналов и т. п.

Насыпи, дамбы, плотины

Наилучшими машинами для отсыпки насыпей, дамб и плотин являются скреперы. Они одинакового успешно могут применяться как при возке грунта из боковых продольных резервов, так и при возке грунта из одного общего карьера. В первом случае наиболее целесообразно использование прицепных скреперов, так как перемещение грунта производится на короткие расстояния. Во втором случае дальность возки увеличивается, и обычно более рентабельным становится применение самоходных скреперов. При этом благодаря сосредоточенному фронту работ в забое создаются благоприятные условия использования толкачей при заполнении самоходных, скреперов.

Следует учитывать, что скреперы не всегда обеспечивают требуемую степень и достаточную равномерность уплотнения, особенно при работе на сухих грунтах. Последнее вызывает необходимость применения специальных грунтоуплотняющих средств - кулачковых катков, тяжелых пневморезиновых катков, трамбующих машин и др.

В случае продолжительных перерывов в работе скреперов при отсыпке искусственных гидротехнических сооружений верхний слой ранее отсыпанного' грунта необходимо взрыхлить и лишь после этого продолжать отсыпку нового слоя грунта.

Уклоны на въездах скреперов на насыпи, дамбы или плотины не должны превышать 7 - 12%, а на съездах 20 - 30%. Расстояния между въездами и съездами должны устраиваться с таким расчетом, чтобы обеспечить минимальную дальность возки грунта и тем самым достигнуть максимальной производительности скреперов. Во избежание аварий необходимо избегать встречного движения груженых и порожних машин, особенно на узких и высоких насыпях.

Выбор типа скреперов для этих работ определяется наряду с объемами и дальностями перемещения грунта также размерами земляных сооружений и принятой организацией работ по их отсыпке.

Для отсыпки насыпей «с головы» на участках с затрудненными боковыми подходами (заболоченные пойменные участки и т. п.) при малых общих объемах выполняемых земляных работ применяются скреперы с задней выгрузкой. При больших объемах работ в этом случае следует использовать большегрузные скреперы обычных типов и в дополнение к ним бульдозеры.

«Зуб» (замок) плотины выбирается скреперами. В процессе рытья «зуба» (замка) при длине его более 100 м устраиваются односторонние или двусторонние боковые въезды и выезды. Они располагаются так, чтобы исключена была возможность образования встречного движения скреперов в отрываемой выемке «зуба».

Типичная схема работы скреперов на отсыпке насыпей, дамб и плотин из боковых резервов приведена ниже.

Схема совместной работы скреперов и бульдозеров по отсыпке насыпей «с головы»

а - подвоз грунта скреперами;

б - сваливание грунта бульдозерами под откос насыпи.

Преимуществом скреперов по сравнению с другими типами землеройных машин является то, что сами скреперы уплотняют отсыпаемый ими грунт, действуя на него как катки с пневматическими шинами. При этом уплотнение грунта происходит сразу же после выгрузки его из ковша скрепера, благодаря чему грунт не успевает терять естественную влажность и лучше поддается уплотнению. Последнее особенно важно в районах, где отсутствует вода для искусственного увлажнения.

Отсыпка насыпи скреперами из двусторонних боковых резервов

А - Б - В - Г - Д - дальность транспортировки грунта

Степень уплотнения зависит от толщины отсыпаемого слоя грунта, типов работающих скреперов, давления воздуха в шинах и их типов, а также от организации движения скреперов и контроля уплотнения.

Скреперы не являются грунтоуплотняющими машинами, и использование их специально с этой целью может допускаться лишь в исключительных случаях. Во всех случаях, когда нормально работающие скреперы не обеспечивают требуемой степени и качества уплотнения, необходимо применять специальные уплотняющие машины и механизмы (кулачковые катки, трамбующие машины и др).

Правильная форма насыпи в процессе отсыпки ее скреперами

Бульдозеры при отсыпке насыпей, дамб и плотин в основном выполняют вспомогательные работы по предварительной планировке и разравниванию грунта, отсыпаемого транспортными средствами или экскаваторами, работающими в отвал.

Возведение бульдозерами насыпи из боковых резервов

При постройке небольших насыпей и дамб (до 2, 5 м вышиной) из продольных боковых резервов бульдозеры могут использоваться для выполнения основных земляных работ.

Бульдозер уплотняющего действия на грунт не производит; увеличение веса трактора за счет бульдозерного оборудования заметного влияния на уплотняющий эффект трактора также не оказывает. Поэтому ври отсыпке грунта бульдозерами, если требуется уплотняемая насыть, грунт необходимо уплотнять при помощи кулачковых катков или каких-либо других уплотняющих машин.

Котлованы под крупные гидротехнические сооружения

Котлованы искусственных сооружений обычно имеют значительную глубину, крутые откосы и сложные очертания, а поэтому выполняются экскаваторами. Использование же скреперов и бульдозеров в большинстве случаев ограничивается снятием верхнего слоя грунта, устройством подъездных путей, планировкой забоев и разработкой «пионерных» траншей для последующей работы экскаваторов.

В тех случаях, когда размеры отрываемых котлованов обеспечивают достаточную длину фронта работ для заполнения скреперов, а уровень грунтовых вод низок или искусственно понижен, использование скреперов может быть целесообразно и определяется расстоянием перемещения грунта.

Каналы

Одной из основных областей применения скреперов и' бульдозеров является рытье каналов различного назначения (судоходных, оросительных и др.).

Скреперами выполняются основные земляные работы по устройству каналов, проходящих как в полной выемке, так и в полувыемке-полунасыпи и в полной насыпи. При недостатке или несоответствии грунта из выемки канала боковые дамбы отсыпаются скреперами из боковых резервов или карьеров.

 

Поперечные сечения каналов, сооружаемых скреперами

I - сечение канала, проходящего в полной выемке;

II - сечение канала, проходящего в полувыемке-полунасыпи с боковыми дамбами канала, целиком отсыпанными из грунта, вырытого из русла канала;

III - сечение канала, проходящего в полувыемке-полунасыпи, с боковыми дамбами, отсыпанными из грунта, взятого как из русла канала, так и из боковых резервов;

IV - сечение канала, проходящего в полной насыпи

При большой глубине и крутых откосах каналов использование скреперов затрудняется необходимостью устройства въездов и выездов, увеличением дальности и ухудшением условий транспортировки грунта. Поэтому на участках каналов, проходящих в глубоких выемках, часто применяется комбинированная работа скреперов, экскаваторов и бульдозеров: растительный и верхний слои грунта разрабатываются скреперами, а оставшаяся часть грунта - экскаваторами на вымет. Отвалы грунта, остающиеся после экскаваторов, при необходимости перемещаются и разравниваются бульдозерами и скреперами.

Бульдозерами в основном производятся вспомогательные работы на планировке дна и откосов каналов, планировке грунта, отсыпаемого экскаваторами в дамбы или кавальеры, и т. п. Лишь в отдельных случаях, при небольших сечениях каналов и небольших объемах работ, возможно сооружение каналов только бульдозерами. При этом следует учитывать, что бульдозерами могут отрываться неглубокие каналы с пологими откосами, проходящие обычно в полувыемке-полунасыпи.

Схема рытья канала в полувыемке-полунасыпи бульдозерами

а - бульдозер;

б - кулачковый каток;

в - боковые дамбы канала;

11. Как устроен и как работает бульдозер с неповоротным в плане отвалом?

Бульдозеры с неповоротным отвалом применяют для устройства выемок, возведения насыпей, планировки площадок, разработки и засыпки траншей. Бульдозерами с поворотным отвалом можно нарезать террасы на косогорах, засыпать траншеи, расчищать дороги от снега. У бульдозеров с неповоротным отвалом рабочее оборудование в виде отвала с ножами навешивают на трактор через два толкающих бруса, у бульд. с поворотным-через универсальную раму. Отвал у бульдозера с поворотным отвалом может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол до 30…36 градусов. У бульдозеров с поворотным отвалом на отвале отсутствуют боковые щетки. Есть различия к форме отвалов: у бульдозеров с поворотным отвалом –отвал шире, но ниже. А у неповоротного-уже, но выше. (на бульдозерах одного и того же класса универсальный отвал длиннее в 1.5 раза, чем неповоротные.) Есть различия в дополнительном навешиваемом оборудовании: например на бульдозер с поворотным отвалом можно навесить оборудования снегоочистителя.

12. Каким сменными рабочими органами оборудуют бульдозеры?

Автогрейдеры представляют самоходные планировочные -профилировочные машины, основным рабочим органом которых является полноповоротный грейдерный отвал с ножами, установленный под углом к продольной оси автогрейдера, размещённый между передним и задними мостами пневмоколесного ходового оборудования. Гидравлическая система управления рабочим оборудованием автогрейдера, обеспечивает подъём и опускание тяговой рамы вместе с поворотным кругом и отвалом, поворот отвала вместе с поворотным кругом в плане на 360 градусов, боковой вынос отвала в обе стороны от продольной оси машины, установку отвала под углом (до 18 градусов) в вертикальной плоскости, боковой вынос отвала для планировки откосов под углом до 90 градусов, а также совмещение различных установок отвала.

13.Какими мерами снижают потери грунта при его транспортировании бульдозерами?

Основное назначение бульдозера – послойная разработка грунта с последующим его перемещением перед отвалом по поверхности земли на небольшие расстояния (до 150 м). Бульдозеры применяют для выполнения следующих работ: снятия плодородного поверхностного слоя грунта при подготовке строительных площадок; перемещения грунта в зону действия одноковшового экскаватора при погрузке его в транспортное средство или отвал; разработки неглубоких каналов с транспортированием грунта в отвалы; зачистки пологих откосов; сооружения насыпей из резервов; планировочных работ при зачистке оснований под фундаменты зданий и сооружений и планировке площадей и трасс; по устройству и содержанию в исправности подъездных дорог, устройстве въездов на насыпи и выездов из выемок; для разработки грунта на косогорах; по обратной засыпке траншей и пазух фундаментов; разравнивания грунта в отвалах; штабелирования и перемещения сыпучих материалов; подготовительных работ для валки отдельных деревьев, срезки кустарника, корчевки пней, удаления камней, расчистки поверхностей от мусора, снега; вскрышных работ, а также использования их в качестве толкачей скреперов. Эффективность работы бульдозера в значительной мере зависит от проходимости базового трактора и его тягово-сцепных свойств.

По номинальной силе тяги и мощности двигателей различают бульдозеры малогабаритные с силой тяги до 25 кН и мощностью до 45 кВт, легкие — 25...135 кН и 45... 120 кВт, средние — 135...200 кН и 120... 150 кВт, тяжелые ~ 200...300 кН и 150...225 кВт и сверхтяжелые — более 300 кН и 225 кВт.

Бульдозерные отвалы как вспомогательное рабочее оборудование навешивают на пневмоколесные экскаваторы и другие машины для очистных и планировочных работ в составе рабочих процессов этих машин.

Бульдозер состоит из базового пневмоколесного или гусеничного трактора 8 и навесного рабочего оборудования в виде отвала 5 с цилиндрической рабочей поверхностью и ножами 4 в его нижней части, соединенного с базовым трактором шарнирами 1 через два толкающих бруса 2 или универсальную раму 3, и гидравлической системы управления отвалом.

Отвал на толкающих брусьях имеет боковые стенки и установлен режущей кромкой ножей перпендикулярно продольной оси машины. Наклон отвала в вертикальной плоскости регулируют раскосами 6 либо путем изменения их длины, либо положения места их крепления к отвалу или толкающим брусьям. Управляют отвалом при его переводе из транспортного положения в рабочее и наоборот одним (малогабаритные бульдозеры) или двумя гидроцилиндрами 7, питаемыми рабочей жидкостью от гидравлической системы базового трактора. Бульдозеры с таким отвалом, называемым неповоротным, используют, в основном, на послойной разработке грунтов. У некоторых моделей бульдозеров предусмотрена регулировка наклона отвала в верти­кальной плоскости (перекос) гидроцилиндром, изменением длины одного раскоса или места его крепления.

Рабочий цикл бульдозера с неповоротным в плане отвалом состоит из операций копания грунта (его отделения от массива и накопления перед отвалом — образования призмы волочения), его транспортирования волоком перед отвалом к месту укладки, разгрузки отвала и возвращения машины на исходную позицию следующего рабочего цикла.

При копании бульдозер перемещается на рабочей скорости, обычно соответствующей первой передаче, с целью получить воз­можно большее тяговое усилие. Для сокращения продолжитель­ности копания желательно предельно сокращать путь копания, для чего грунт следует разрабатывать с возможно большей толщиной стружки которая в слабых грунтах обычно ограничена ходом поршня гидроцилиндра заглубления отвала, а в прочных грунтах - буксованием движителя. Желательно иметь постоянную толщину стружки на всем пути копания, что обычно реализуется только при разработке слабых грунтов. С повышением прочности грунта тяговая способность бульдозера может быть исчерпана в середине пути копания или недостаточной еще в начале копания. С учетом того, что по мере накопления грунта перед отвалом растут сопротивления формированию призмы волочения и ее передвижению волоком по ненарушенному грунту, грунт разрабатывают клино­вым или гребенчатым способами.

При разработке весьма плотных грунтов, например, уплотненных транспортом или другими способами, внедрение ножа отвала в грунт оказывается практически невозможным. В этих случаях применяют отвалы с выступающим средним ножом или грунт предварительно разрыхляют. Весьма эффективно для таких условий применять навешенный в задней части базового тракто­ра рыхлитель (рисунок 4), или специальные сменные отвалы. Отвал оборудован одним передним и двумя зад­ними зубьями. При движении машины задним ходом задние зубья прорезают в грунте прорези, а при последующем движении пере­дним ходом грунт дополнительно разрыхляют передним зубом и захватывают отвалом. Для взламывания асфальтовых покрытий при ремонте дорог применяют отвалы 14, оборудованные киркой в передней части. Мерзлые грунты разрабатывают отвалами 15 с гре­бенчатыми ножами или с установленными на ножах зубьями.

По завершении операции копания отвал устанавливают ножами на уровень земли и в таком положении бульдозер перемещают передним ходом на возможно большей скорости к месту отсыпки грунта. Во время транспортирования грунта часть его теряется по пути, ссыпаясь по сторонам отвала. Доля потерь зависит от вида грунта (наибольшие потери у несвязных, например, песчаных грун­тов) и от дальности транспортирования. Эти потери не сказываются на производительности бульдозера, разрабатывающего выем­ку, поскольку производительность в этом случае определяют по объему вынутого из выемки грунта. В случае сооружения насыпи ее определяют по объему доставленного в насыпь грунта. Влияние потерь грунта при его транспортировании на производительность бульдозера в этом случае ощутимо. Так, при транспортировании грунтов I—III категории (кроме сухого песка) на расстояние 40 м сменная производительность бульдозера примерно в 2, 2 раза выше, чем при транспортировании тех же грунтов на расстояние 100 м.

Эффективным средством снижения потерь грунта является со­кращение дальности транспортировки. На большие расстояния грунт перемещают с устройством промежуточных валиков, тран­шейным способом или с применением нескольких бульдозеров. Способ транспортирования грунта с устройством промежуточных валиков заключается в том, что сначала грунт перемещают на 40...50 м, накапливая его в первом валике, из которого его пере­мещают во второй валик на такое же расстояние — к месту укладки.

При транспортировании грунта траншейным способом на всех рабочих циклах бульдозер перемещают по одной и той же трассе. Ссыпающийся по бокам отвала грунт образует валики, которые уменьшают потери грунта при последующих проходах бульдозера. Лучший эффект достигается при незначительном заглублении от­вала в грунт вдоль трассы транспортирования и образовании та­ким образом неглубокой траншеи.

Транспортирование грунта одновременно несколькими буль­дозерами применяют при достаточно широком фронте работ. При этом способе несколько бульдозеров передвигаются рядом с ми­нимальными (до 0, 5 м) зазорами между отвалами. Этот способ требует четкой координации движения всех машин с одинаковой скоростью, так как рассогласование скоростного режима равно­ценно по потерям грунта раздельной работе бульдозеров.

При разработке слабых грунтов производительность бульдозе­ров можно увеличить за счет использования дополнительных уст­ройств к отвалам, изменяющих форму и объем последних (в 1, 7— 1, 8 раз) в виде лобовых щитков, закрепляемых в верхней части отвала, уширителей и открылков на его боковых стенках.

Производительность можно повысить за счет правильного вы­бора трассы транспортирования грунта, отдавая предпочтение дви­жению под уклон. Влияние уклона на объем перемещаемого перед отвалом грунта иллюстрируется схемой (рисунок 5), из которой сле­дует, что при движении по пересеченной трассе переход от укло­на 7 к горизонтальному участку 2 или последнего к подъему 3 при одном и том же естественном откосе 4 связан с неизбежными потерями грунта. При перемещении под уклон 10... 12° можно повысить выработку бульдозера по сравнению с движением по горизонтальной трассе на 30...40%, и наоборот, при движении на подъем 10° производи­тельность бульдозера снижа­ется почти вдвое.

Отсыпают грунт совмест­но с планировкой поверхно­сти или без нее. В первом слу­чае отвал несколько подни­мают над землей, и при дви­жении бульдозера на малой скорости вперед грунт высы­пается в зазор ниже режущей кромки отвала, а в дальней­шем, после выхода машины на отсыпанную возвышен­ность — вперед, наращивая последнюю. Частично отсыпанный грунт уплотняется перемещаемыми по нему движителями. Осво­бождение отвала от грунта без его планировки заключается в от­ходе от него бульдозера задним ходом. Так, в частности, засыпают траншеи и пазухи фундаментов.

Возвращают бульдозер на исходную позицию следующего ра­бочего цикла на максимально возможной скорости задним (при небольших расстояниях передвижения) или передним ходом с разворотами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.