Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические особенности обнаружения и фиксации следов протекторов покрышек колес автомашин.






Эти особенности в наиболее обобщенном и упрощенном виде сводятся к следующим основным моментам.

1) При движении машины по прямой ли­нии протекторы покрышек передних и зад­них колес большинства автомашин прокла­дывают на дороге колею одинаковой или почти одинаковой ширины и поэтому зад­ние колеса стирают полностью или частич­но отпечатки рисунка, оставленные протек­торами покрышек передних колес, и на грун­те сохраняются следы протекторов покры­шек только задних колес. Для того чтобы разыскать отпечатки протекторов всех четы­рех покрышек, необходимо отыскать такой участок дороги, где машина сделала пово­рот (например, при наезде на обочину). При повороте машины на грунте запечатлевают­ся следы протекторов покрышек всех четы­рех колес.

2) Степень пригодности следов протек­торов покрышек колес автотранспорта для исследования зависит не только от характе­ра грунта, но и от его состояния.

Так, лучше всего следы запечатлеваются на мягком грунте — в густой грязи, во влаж­ном песке, в размягченном во время жары асфальте или гудроне. В этих случаях на дороге остаются четкие негативные (вдавлен­ные) следы рисунка протекторов покрышек. Выпуклые части протектора имеют в нега­тивных следах вид углублений, а углубления между выпуклыми частями протекторов — вид выпуклостей. Гораздо хуже следы рисун­ка протекторов покрышек запечатлеваются на сухой, твердой дороге. На твердом асфаль­те, как правило, остаются позитивные (по­верхностные) следы, иногда едва разли­чимые, в виде лентообразных полос. Эти следы выступают более отчетливо в тех слу­чаях, когда, например, машина проехала че­рез лужу или грязь и затем оставляет на су­хом асфальте отпечатки мокрых или грязных протекторов. Очень хорошие, пригодные для целей идентификации поверхностные следы на твердом грунте остаются в тех случаях, когда машина проехала через какое-нибудь красящее или опыляющее вещество, напри­мер, через муку, краску, мел. Тогда на некотором расстоянии от того места, где машина пересекла краситель, на дороге остаются отпечатки протекторов покрышек с доста­точно четким рисунком.

Однако в поверхностных следах отпечат­ки оставляют только выпуклые части про­текторов, а углубления между ними вовсе не фиксируются.

3) Изучение следов протекторов покры­шек машины на дороге имеет и другое кри­миналистическое значение. По этим следам в некоторых случаях можно определить на­правление и скорость машины, взаимное расположение автотранспортных средств в момент столкновения и непосредственно перед этим, поведение водителя во время происшествия (применил ли тормоз, пытал­ся ли объехать препятствие и т.п.). Для того чтобы следы протекторов покрышек на до­роге не ввели в заблуждение, следователь (в тех случаях, когда участвовавшие в проис­шествии машины находятся на месте про­исшествия) должен убедиться в том, что име­ющиеся следы принадлежат именно данным машинам. Это достигается путем сличения рисунков протекторов покрышек задних колес автомашин с соответствующими отпе­чатками на следах, сличения дефектов на этих покрышках с их отпечатками в следах и, наконец, путем удостоверения непрерыв­ности следа от места стоянки машины до того пункта дорожного участка, до которого сле­дователь считает нужным произвести осмотр места происшествия.

4) При небольшой скорости движения легкового и негруженного грузового авто­транспорта по рыхлому грунту, на мокром песке, грязи, мокром снеге дно следа про­текторов покрышки имеет вид зубцов, обра­щенных своей утолщенной частью в сторо­ну, обратную движению; в сторону движе­ния обращены пологие стороны зубцов. Ме­ханизм образования этих зубцов таков: ко­лесо, двигаясь по грунту, надавливает на него, и мелкие частицы грунта прилипают к вы­пуклостям рисунка протекторов, затем уча­стки покрышки с приставшими к ним час­тицами грунта приподнимаются, и под сво­ей тяжестью частицы отпадают, ложась по­следовательно одна за другой. Чем выше подымается соответствующий участок по­крышки, тем реже падают частицы грунта, почему в сторону движения и образуется более тонкий пологий слой грунта, в связи с чем и получается след в форме зубца, обращенного своей пологой частью в сторону движения.

5) При более быстром движении машин любых марок (в том числе и грузовых) на сыпучем грунте (сухой снег, пыль, сухая мел­кая земля, сухой песок) образуются иные сле­ды, позволяющие судить о направлении дви­жения: по обе стороны следа располагаются частицы грунта в виде веера, который ост­рой стороной обращен в сторону движения, а расходящимися концами — в сторону, об­ратную движению. Чем больше скорость движения машины, тем шире крылья веера, образуемого пылью или песком, вылетающи­ми из-под колес автомашины и ложащими­ся по обе стороны следа.

6) Нагруженная машина будет продол­жать двигаться по инерции дольше, чем не­нагруженная.

На продолжительность движения маши­ны по инерции оказывает влияние и состо­яние дороги. На скользкой или мокрой до­роге машина будет продолжать движение дольше, чем по сухой. При этом надо учи­тывать, что резкое торможение на мокрой обледенелой дороге чрезвычайно опасно как для самой машины, так и для окружающих, так как при этом машину заносит и она не­произвольно меняет направление движения. Если машина шла до этого на большой ско­рости, она в результате заноса может пере­вернуться. Если вследствие заноса машина резко изменила первоначальное направление движения, она может врезаться в другие ма­шины, выехать на тротуар, сбить прохожих и т.п. На сухом асфальте движение машины по инерции будет происходить дольше, чем по булыжнику или грейдерной дороге.

7) Если машина скрылась с места проис­шествия и видны ее следы на дороге, то ос­мотр дорожного участка надо начинать в том направлении, в котором машина уехала. На этом отрезке дорожного участка следователь в некоторых случаях может по следам колес определить место, где машина останавлива­лась, например, для смены скатов или для их перестановки. Иногда в том направлении, в котором машина скрылась, можно (на до­роге, обочинах или кюветах) обнаружить утерянные детали этой машины. Такой ос­мотр нередко превращается в преследование «по горячим следам».

При осмотре места происшествия могут обнаружиться и другие вещественные дока­зательства:

а) осколки стекла (фар, ветровых или боковых стекол автомашины), которые сле­дует сфотографировать, а затем принять меры к их идентификации;

б) отдельные детали автомобиля (колпак колеса, ободок фары, подфарники и т.д.), в том числе отломанные; их также надлежит подробно описать в протоколе осмотра и сфотографировать, а затем приобщить к уго­ловному делу;

в) краска, облупившаяся с машины, скрывшейся с места происшествия, или сле­ды вещества, которым была гружена маши­на. Эти вещества должны быть изъяты и сохранены для последующей криминалисти­ческой экспертизы. В одних случаях простое сличение формы куска засохшей краски, отпавшей от кузова машины, с соответству­ющим повреждением окраски на кузове за­подозренной машины позволяет прийти к неоспоримому выводу, что краска отпала именно от данной машины. В других случа­ях химическая экспертиза позволяет судить о полном совпадении состава красок. Хими­ческая же экспертиза позволяет установить полное совпадение составов образцов веще­ства, оставшегося на месте происшествия, с составами образцов вещества, имеющегося на заподозренной машине;

г) отдельные предметы, принадлежащие водителю или пассажирам автомашины, уча­ствующей в автотранспортном происшествии и скрывшейся с места происшествия. Эти предметы иногда выпадают из машины в момент столкновения или наезда и могут служить целям розыска виновного;

д) грунт (почва) и его части (частицы), осыпавшиеся с колес (крыльев, подкрылков и т.д.), могут быть идентифицированы с грун­том, изъятым с места происшествия, что может однозначно указывать, каким автомо­билем совершено ДТП, создана аварийная ситуация и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.