Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чинопоследование Литургии оглашенных. Происхождение изменяемых частей (антифоны, Трисвятое, тропари и кондаки).
Литургия Оглашенных – учительная, центральный момент – чтение Священного Писания (Литургия Слова). Последование: 1. Открывается завеса Царских врат. 2. Каждение 3. Возглас (Благослови Владыко; Благословенно Царство…; Аминь) 4. Мирная ектения (Великая ектения: о мире.В древности звучала перед Великим входом. Вся Церковь зрится в полном и мистическом единстве. Священник читает тайную молитву). 5. Антифоны: первый и второй (3 штуки. Песнопения, котроы исполняются 2-мя хорами попеременно. Бывают изобразительные (102-й; 145-й и заповеди Блаженства); вседневные и праздничные (первые 2 – стихи из псалмов и пророчеств, связанных с этим Праздником; 3 – особые стихи с тропарем Праздника).Стали звучать в начале 8 в. В древности – время шествия из одного храма (где собирались) в другой(где служили) – краткая служба «служба 3-х антифонов»). Вслед за первыми 2-мя антифонами идут 2 ектеньи. 6. Единородный Сыне (составлен императором Юстинианом. Исповедание Воплощения Спасителя). 7. Третий антифон. Во время пения – Малый вход (В древности Евангелие хранилось в ризнице и во время службы диаконы Его приносили, а затем уносили обратно. Символическое изображение выхода Христа на проповедь, а свеча – проповедь Иоанна Крестителя). 8. Премудрость прости (призыв встать). 9. Приидите поклонимся (воскресный – Воскресый из мертвых поющияТи: аллилуия; святым – Во святых Дивен СыйпоющияТи: аллилуия; Богородице – молитвами Богородицы поющияТи: аллилуия). 10. Тропари и кондаки (дню, празднику, святому). Священник тайно читает молитву (молитва Трисвятого пения). 11. Господи, спаси благочестивыя… (благочестивые – императоры) 12. Трисвятое (на Пасху и всю пасхальную седмицу, Пятидесятницу, Рождество; Богоявлениев Лазареву и Великую субботу – Елицы во Христа крестистися…; Воздвижение Креста и Крестопоклонная – Кресту Твоему…). 13. Служба чтений (Возгласы; прокимен; Апостол; аллилуарий; Евангелие; ектиния). Евангелие – проповедь Самого Спасителя. 14. Сугубая ектиния. Священник читает тайную молитву (молитва прилежного моления). 15. Заупокойная ектиния (в некоторые дни, а не каждую службу!!!!) 16. Ектиния об оглашенных. 17. Исход оглашенных, начало Литургии Верных.изменяемые части богослужения, стоящие в зависимости от дня, празднуемого святого, времени года и т. д., включены именно в эту часть, a не в литургию верных. Сами чтения Писания, ο которых была речь и которые зависят от празднуемого события или времени церковного года, антифоны, тропари, кондаки и пр.— все это включено в состав именно этой части, a не в литургию верных, которая в рамках одной и той же литургии (Василиевой и Златоустовой) остается всегда неизменной, несмотря ни на какие календарные или иные особенности. Этим в значительной степени и отличается, как указывалось ранее, литургическая практика Востока от практики Запада, допускающей переменные части даже в самом евхаристическом каноне. Единственным исключением на Востоке может быть признана только оригинальная практика Порфириева Евхология с его переменными заамвонными молитвами. Неизвестно, насколько эта практика была прочна и распространена на Востоке. Какие же песнопения называются по этому способу пения? Антифонное пение встречается часто в богослужении, а литургические антифоны — это вполне определенная вещь, имеющая совершенно определенное происхождение. В древности в Византии церковная жизнь складывалась несколько иначе, чем у нас. Древние города были немногочисленны по количеству жителей. В центре Византии стоит до сих пор, может быть, величайший православный храм, который называется Айя-София (Св. София). К сожалению, этот храм отобран турками и превращен в мечеть. Этот храм вмещал в себя, по существу, все православное население Цареграда (Константинополя). И в праздник, в воскресный день епископы и священники, весь православный народ сходились в Св. Софию для того, чтобы здесь вместе совершить литургию. Идея была проста: литургия должна быть одна, все вместе могут совершить литургию, вместе причаститься. Литургия должна быть соединением всех. Мы молимся так: «О Свышнем мире и соединении всех Господу помолимся». Потом стали строиться другие храмы, а может быть, не потом, а сначала — одним словом, существовали другие храмы в Константинополе, и была традиция: на праздник идти в тот храм, который был посвящен этому празднику. Вот, например, был храм великомученицы Ирины, очень чтимой и любимой греками. И в день вмч. Ирины все собирались в Св. Софию и потом во главе с Патриархом шли в тот храм, чтобы там служить литургию. Духовенство вместе с мирянами брали с собой, конечно, святыни какие-то и крестным ходом шли в другой храм. По дороге пели молитвы, псалмы попеременно, разными хорами — это и были антифоны. Это было как бы литийное пение, предваряющее литургию. Потом уже на Руси, а может быть, и в Византии поздней, но в особенности на Руси, это все изменилось, и уже никто никуда не ходит, а просто приходим в свой храм и там молимся. 28) Чтение на Литургии книг Нового Завета. Принципы выбора чтений. Прокимен и Аллилуарий. На Божественной Литургии происходит чтение всех книг НЗ, кроме Апокалипсиса. Однако раньше в некоторых церквах читали и её. Чтения делятся на рядовые и праздничные. Рядовые чтения – чтения годичного круга. и за год прочитывается весь Апостол и Евангелие. Начинаются с Пасхи: Первое зачало Деяний и первое зачало Евангелия от Ин. Праздничные чтения – чтения праздника или конкретного святого. Указания на такое чтение, помимо рядового, существуют в Минеях. 29) Происхождение и значение священнодействий Малого и Великого входов. Малый вход или вход с Евангелием имеет свое символическое или аллегорическое толкование. По этому толкованию малый вход символизирует выход Христа на проповедь, потому, что здесь выносится Евангелие из алтаря. Историческое толкование указывает на то, что малый вход – прообраз того крестного хода, что шествовал от Святой Софии до храма, где совершалась литургия и что более ярко выражен в архиерейском служении (восхождение на кафедру, облачение, вход в алтарь с пением “ Приидите, поклонимся и припадем ко Христу ”.)Кроме этого, малый вход прообразует принесение Евангелия в храм из специального хранилища, также совершавшегося в древности. Вход, который совершается во время литургии после пения антифонов, это есть вхождение в храм прежде всего, продвижение к престолу. Во время пения “Святый Боже…” происходит движение на горнее место: архиерей (или священник) с сослужащими восходят на горнее место. Такое движение вперед и вверх – движение тоже символическое, изображающее восхождение от земной жизни к жизни небесной.. Это есть вхождение в Царство Божие, потому это место и называется горний престол, престол небесный.Символика малого входа, когда из северных врат алтаря выходят свещеносец со свечой (прообраз предшествующего Христу Иоанна Крестителя), диакон с Евангелием и священник, раскрывается в тайной молитве, которую священник произносит в это время: Владыка Господи Боже наш, установивший на Небесах чины и воинства Ангелов и Архангелов… соделай наш вход входом святых Ангелов, которые бы служили вместе с нами и славословили Твою благость. Святая Евхаристия – дело всей Церкви, воинствующей на земле и торжествующей на Небесах. Мы, грешные люди, для принесения “Жертвы хваления” нуждаемся в небесных представителях – в ангелах и святых. В отличие от малого входа с Евангелием, вход со Святыми Дарами называется великим по величию воспоминаемого здесь события и по важности цели, для которой совершается: Святые Дары переносятся на престол для совершения святого таинства Причащения и принесения их в жертву Богу и изображают Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при соборном служении выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие орудия страдания и смерть Спасителя. Амвон знаменует в это время Голгофу, храм – весь мир, за котрый принес Себя в жертву Спаситель. В это великое время священник поминает Святейшего Патриарха – “Великого Господина и Отца”, а также всех православных христиан. Молитвенное поминовение членов Святой Церкви, бываемое на великом входе, означает, что Святые Дары будут принесены в жертву Богу о спасении всех поминаемых. В древности проскомидия совершалась не в алтаре, а в жертвеннике, который находился ближе ко входу. В тот момент, когда начиналась литургия верных, епископ оставался в алтаре, а священник и диаконы уходили в этот жертвенник за Дарами и оттуда торжественно несли их к алтарю, к престолу. Остаток этого чина мы видим и сейчас при совершении литургии архиерейским чином. Во время служения архиерея дискос и чаша тоже выносятся диаконом и священником, а епископ остается в алтаре и в царских вратах принимает их от диакона и от священника. Теперь, когда жертвенник находится в том же алтаре, где и престол, перенесение с жертвенника на престол Даров через солею и царские врата тоже стало чисто символичным. Торжественное принесение и вхождение в алтарь для совершения Бескровной Жертвы символизирует шествие Господа Иисуса Христа на свое крестное страдание, поэтому этот момент является особенно торжественным и требует усиленной молитвы. Символическое значение великого входа видно и из читающихся при этом тропарей: здесь знаменуется погребение Спасителя. Снятие дискоса с агнцем с главы диакона символизирует снятие Господа со креста. Каждение Даров напоминает помазание Иосифом и Никадимом Тела Господня благовонными веществами. Воздух, которым покрывают оба сосуда, символизируют в данном случае тот камень, которым был привален вход во Гроб. Малые покровы означают плат, который покрывал главу Спасителя при погребении и погребальные пелены.Великий вход – это и пророчество о втором пришествии: Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские – молится священник о горнем Иерусалиме, и об очищении нас “Жертвой правды”. 30. 30) Структура Литургии Верных. Литургия верных: основные структурные элементы.
31) Место Евхаристии в духовной жизни христиан. Евхаристия и Церковь. Святые отцы о Причащении. Евхаристия – придел всех возможных устремлений человека, через нее мы соединяемся со Христом, приемлем в себя сына Божия. Достигая единения с Господом, причащаясь Его Тела и Крови, человеческой природы Сына Божия, мы подлинно исцеляемся и обоживаемся. Чрез него мы четче понимаем и принимаем смысл совершенного искупления. Церковь есть Тело Христово. Так как евхаристия – это тоже Тело Христово, то сама природа Церкви Ехаристична. Вершина Богообщения в Церкви достигается в Приобщении христиан к Евхаристической жертве. Также именно через Евхаристию реализуется соборность Церкви, церковь осознает себя как единое Тело Христово. · Пр. Иоанн Дамаскин о невозможности понять способ, через который происходит Евхаристия: «если…ты отыскиваешь способ, которым это происходит, то тебе достаточо услышать, что с помощью Св. Духа…и более мы иничего не знаем, кроме того, что слово Божие истинно, и действенно и всемогуще, а способ – неисследим». «…причастимся божественного угля, чтобы огонь находящейся в нас любви, принял воспламенение от угля, сжег наши грехи и просветил наши сердца, и чтобы присутствием Божественного огня мы возгорелись и обожились». · Пр. Ефрем Сирин о попытки понять Тайну Евхаристии: «Тайны Христовы – бессмертный огонь. Посему не будь пытлив, чтобы не опалиться тебе в причащении Таин». «мы получили жизнь во Христе… и через надежду Воскресения ожидаем будущей жизни и уже живем Жизнью Его, которая сделалась залогом нашим». · Святитель Григорий Богослов: «через Бескровную Жертву мы делаемся участниками со Христом в страданиях и Божестве». · Иоаанн Златоуст «Христос Сам питает нас Собственной Кровью, и через это соединяет нас с Собою», «Веруйте, что эта вечеря – все та же, на которой председательствовал Иисус». · Святитель Кирил Александрийский «Христос делает верующих (через евхаристию) сотеленными как Ему самому так и друг другу». · Св. Николай Кавасила благодать в Таинстве Евхаристии действует «двояким образом: один способ ее – так как Они ею освящаются, другой, так как через них (Св.Дары) она (благодать)освещает нас. Первому…никакие человеческие беззакония не могут препядствовать…второй требует и нашего старания…ибо благодать освящает нас чрез Дары, если найдет способными к освящению». 32) Смысл и значение таинства Покаяния. «Структура» таинства. Покаяние в Новом Завете. Таинство покаяния состоит из двух основных действий: 1. Исповедание перед пастырем Церкви своих грехов кающимся христианином. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и намерение в дальнейшем не грешить. 2. Молитвенное прощение и разрешение грехов, произносимое священнослужителем.
|