Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дилеммы социального капитала






В аргументах Патнэма есть и пробелы, на которые не преминули указать критики. Нет окончательного мнения по поводу того, действительно ли со­кращается социальный капитал. Некоторые комментаторы считают, что Патнэм находит только такие ответы, которые ему нужны. Николас Леманн утверждает в своей жесткой рецензии на работу Патнэма, что его результа­ты зависят от типа организаций, который он анализирует3. Леманн считает, что Патнэм прав лишь тогда, когда констатирует сокращение участия в ор­ганизациях старого типа, наподобие лиг боулинга или лож Ордена Лосей. Однако продолжают появляться организации нового образца — достаточно упомянуть Лигу детско-юношеского футбола США, количество членов ко­торой за два десятилетия возросло с 127 000 до более чем 2, 5 млн., и стреми­тельно растущее членство в экологических организациях (на последнее ука­зывает и сам Патнэм).

Экономисты Дора Коста и Мэттью Кан обнаружили аналогичные ре­зультаты в ходе изучения тенденций социального капитала между 1952 и 1998 годами4. Используя по большей части те же данные, что и Патнэм, они внимательно рассмотрели тенденции общественной и частной жизни. Коста и Кан проверили, как часто люди участвовали в добровольческих обьединениях, посещали родственников и друзей и принимали гостей у себя. Там, где это было возможно, они использовали те же исходные данные, что и Патнэм, по необходимости дополняя их более надежными источниками информации, и в результате пришли к заключению, что представление о сокращении социального капитала в жизни американцев сильно преувеличено. Они нашли подтверждение небольшого спада добровольчества и не­сколько более масштабного, но не очень значительного сокращения член­ства в различных организациях, однако практически никакого снижения в количестве вечеров, проведенных дома с друзьями и родственниками, уста­новить не удалось. Спад, сопоставимый с заявленным Патнэмом, наблю­дался только в одной категории: визиты к друзьям и родственникам.

Коста и Кан затем переключили внимание на причины подобных пере­мен. В противоположность " генерационному сдвигу" Патнэма, им не уда­лось найти значительных различий между поколениями, если учитывался уровень образования и дохода. Сокращение социального капитала в част­ной жизни (визиты к друзьям и родственникам) практически полностью объяснялось повышением трудовой занятости женщин. А умеренное сокра­щение социального капитала в обществе было связано с неравенством в до­ходах и этническим разнообразием.

На мой взгляд, наиболее сомнительные выводы Патнэм и его коллеги де­лают в недавнем исследовании этнического разнообразия. Согласно этой работе, проводившейся под эгидой гарвардского Семинара Сагуаро по гражданской активности, регионы с высоким уровнем этнического разно­образия страдают от сниженного уровня общественных связей и участия в делах сообщества, низких показателей экономического развития и высоко­го разброса в доходах. Патнэм считает, что это происходит из-за низкого уровня доверия между разными этническими группами и внутри каждой из них. В январе 2002 года он представил результаты этой работы правительст­ву Канады и, согласно газете Ottawa Citizen, заявил следующее: " В конечном итоге, этническое разнообразие создает особые проблемы при создании со­циального капитала". Вот как это формулируется в итоговой публикации по результатам работы семинара Сагуаро под названием " Сравнительное изу­чение социального капитала в сообществе":

Оказывается, проблема неравенства в доступе к социальному капиталу значительно осложняется в этнически неоднородных сообществах. Имен­но этническое разнообразие — в большей степени, чем размер, уровень благосостояния или уровень образования — характерно для районов с на­ибольшими отличиями в участии разных категорий граждан в делах сооб­щества. В этнически разнообразных местах вроде Лос-Анджелеса, Хьюстона или Якимы, штат Вашингтон, люди, получившие высшее образова­ние, в четыре-пять раз чаще проявляют политическую активность по сравнению со своими земляками со средним образованием. В местах с меньшим этническим разнообразием, например, в Монтане или Нью-Гемпшире, классовые различия проявляются в два раза меньше. В отно­шении гражданской активности нет большой разницы между менеджером высокотехнологичной фирмы в Хьюстоне и его коллегой в Нашуа, штат Нью-Гемпшир, но есть значительная разница между автомехаником в Хьюстоне и автомехаником в Нашуа-'1.

 

Авторы схожего исследования социального капитала в Силиконовой до­лине пришли к аналогичным заключениям, обнаружив, что члены этниче­ских меньшинств менее склонны участвовать в политических или граждан­ских делах по сравнению с белыми представителями их сообществ6.

Здесь есть много поводов для критики. Позвольте, однако, начать с то­го, что данный подход путает причину и следствие. Стремясь объяснить практически все проблемы " нехваткой социального капитала", исследо­ватели игнорируют очевидные альтернативные объяснения. Например, в местах с высоким этническим разнообразием люди зачастую вынуждены много работать, чтобы закрепиться в новой стране, а это оставляет мало свободного времени на гражданскую активность. Языковые и культурные барьеры также могут ограничить возможности участия в делах общества. К тому же они могут быть на практике или в собственном восприятии ли­шены доступа к традиционным формам политической и гражданской ак­тивности. У многих из них, возможно, даже нет статуса гражданина или постоянного резидента США. Более того, судя по этим исследованиям, дефицит социального капитала обрекает районы с этническим разнооб­разием на замедленный рост. На самом деле, как было показано в преды­дущей главе, этническое разнообразие, выраженное в " Индексе плавиль­ного котла", положительно связано с ростом сферы высоких технологий и населения.

Некоторые из критиков Патнэма считают, что сама концепция социаль­ного капитала превратилась в тавтологию. Социологи Алехандро Портес и Патрисия Лэндаут пишут в своем обзоре теории социального капитала: " Ес­ли в вашем городе сильны гражданские традиции, там имеет место граждан­ственность, а если их нет, то и гражданственности нет" 7. Более того, соци­альный капитал может проявляться двояко. С одной стороны, он укрепляет чувство общности, а с другой может легко закрывать доступ для посторон­них, возводить барьеры и препятствовать инновациям. Адам Смит давно об­ратил внимание на эту дилемму в своем труде " Богатство народов", обру­шившись на купцов, формировавших замкнутые клики именно для этих целей: " Люди одной и той же профессии редко встречаются между собой да­же для развлечения или досуга, но их беседа всегда заканчивается заговором против общества" 8. Позже Мансур Олсон следовал той же логике, продемонстрировав, как сплоченные сообщества изолируют себя от внешнего вмешательства и тем самым сеют семена собственной гибели1'. Или, словами Портеса и Лэндаут: " Тесные связи, которые помогают членам группы, часто дают ей возможность исключать посторонних".

Эта ограничительная черта социального капитала остается с нами и сего­дня. Я постоянно слышу о ней вовремя интервью и фокус-групп в старых сообществах с тесными внутренними связями, вроде городов Вилкес-Барр или Фарго, или даже Питтсбурге, где люди говорят, что они не могут ПОЗВОЛИТЬ себе делать что-то, выходящее за пределы нормы. В недавнем интервью од­ной газете Патнэм сказал: " Если составить карту социального капитала США и обозначить места его низкого и высокого скопления, как в прогнозе погоды, в Америке существует одно место с высоким уровнем и расположе­но оно где-то в районе Миннеаполиса и Сент-Пола. Жители Миннесоты хо­дят вместе играть в гольф. Они приглашают друзей в гости. Они играют в карты, присоединяются к клубам и участвуют в гражданских институтах" " 1. Но, как указывает газета, этот регион гораздо больше подходит для местных жителей, чем для приезжих. " В октябре будет уже шесть лет, как мы здесь жи­вем, но мы все еще чувствуем себя чужими", — цитирует газета слова Эмме-та Карсона, переселенца из штата Нью-Джерси, возглавляющего Фонд Миннеаполиса. " В других местах, — продолжает Карсон, — коллеги по рабо­те и просто знакомые говорят друг другу: ' Приходите в гости! Давайте сходим в нашу церковь! Давайте, я познакомлю вас со своим парикмахером! Про­блемы с машиной? Давайте познакомлю со своим механиком'. По его сло­вам, такие приглашения от людей в Миннеаполисе получаешь не часто. Действительно, я знаю по опыту собственных визитов и консультаций в Миннеаполисе, что власти региона прилагают большие усилия, чтобы от­крыть регион для приезжих и снизить входные барьеры для увеличения раз­нообразия.

Портес и Лэндаут считают, что высокий уровень социального капитала может также ослабить предпринимательский дух:

В высокогорных районах Эквадора среди успешных бизнесменов много протестантов (или " евангелистов", как их здесь называют), а не католи­ков. Причина состоит не в том, что протестантская этика подстегивает их добиваться большего, и не в том, что евангелические верования лучше вы­ражают их взгляды. Скорее, смена религии позволяет этим предпринима­телям сложить с себя множество обязанностей, связанных со статусом мужчины как главы семейства в рамках традиций католической церкви. В некотором смысле евангелисты становятся " чужими" в своей общине, что избавляет их от необходимости оказывать поддержку другим членам сообщества, обязательную с точки зрения католических норм. Для них со­циальный капитал обходится слишком дорого".

Места с тесными связями и высоким уровнем традиционного социально­го капитала обеспечивают преимущества для своих, а тем самым и стабиль­ность, тогда как места с подвижными и слабыми связями отличаются боль­шей открытостью новым людям, а следовательно, новаторским сочетанием ресурсов и идей12. Рассмотрим более подробно, как эти два типа сообщест­ва вписываются в общую картину технологических инноваций и экономи­ческого роста.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.