Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объяснение закона Зипфа






Одна из величайших, до сих пор нерешенных загадок экономики городов и регионального анализа содержится в законе Зипфа32. Получивший название в честь своего первооткрывателя Джорджа Зипфа, он также известен как правило " ранг-размер". Закон Зипфа гласит, что дистрибуция городов внутри страны практически всегда следует простому " правилу умноже­ния", смысл которого в том, что второй по размеру город приблизительно в два раза меньше самого крупного, а третий представляет собой приблизи­тельно одну треть и т. д. Подробные эмпирические исследования доказыва­ют, что закон Зипфа точно описывает реальное распределение городов США на протяжении XX века, а также ситуацию во всех других индустри­ально развитых странах. Действительно, на логарифмической шкале горо­да выстраиваются по размеру населения почти в идеальную прямую, на­правленную вниз.

Несмотря на все попытки, экономисты и социологи пока не смогли до­стоверно объяснить причины устойчивости закона Зипфа. Экономисты Масахиса Фудзита, Пол Кругман и Энтони Венейблс в своей книге " Про­странственная экономика" утверждают: " Попытки согласовать экономи­ческую теорию и практические данные обычно сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что теория обычно оказывается слишком 'чистой'... в то время как реальный мир отличается сложными и 'неаккуратными' резуль­татами. Однако, когда дело доходит до распределения городов по размеру, перед нами встает противоположная проблема: данные представляют чет­кую картину, которую трудно воспроизвести, используя правдоподобную (или даже неправдоподобную) теоретическую модель". Посвятив этой проблеме восемь страниц с массой сложных формул, они приходят к сле­дующему заключению: " На данный момент у нас отсутствует объяснение поразительной регулярности распределения городов по размеру. Необхо­димо признать, что это интеллектуальный пробел в нашем понимании го­родов... Никто не сумел убедительно растолковать процессы, при помощи которых возникает правило ранг-размер" 33. До недавнего времени так оно и было.

Определенного успеха в вопросе распределения городов по размеру до­бился Роберт Экстелл с его замечательными компьютерными моделями. Экстелл был студентом университета Карнеги-Меллон, а ныне является членом Центра социально-экономической динамики при Институте Брукингса и частым гостем в институте Санта-Фе, а также лидером в сфере мо­делирования поведения агентов. Благодаря своим работам, написанным совместно с коллегой по Институту Брукингса Джошем Эпстейном, он счи­тается первопроходцем в области искусственных обществ и разработки мо­делей процесса формирования фирм. Экстелл — отчасти специалист по компьютерам, отчасти экономист и отчасти физик. Он и его коллеги разра­ботали сложные компьютерные программы для оценки поведения людей или организаций, называемых ими " агентами". Опираясь на мою теорию креативного капитала, Экстелл построил модель формирования городов, основанную на трех принципах:

■ Креативные агенты образуют кластеры с другими креативными aгентами, усиливая тем самым производительность друг друга.

■ Затем креативные агенты собираются вместе и формируют более крупные экономические единицы или фирмы.

■ Эти фирмы затем размещаются в городах, где они растут и развиваются. Города, в свою очередь, растут и развиваются в качестве места для кре­ативных агентов и фирм.

Экстелл заложил эти три принципа в основу программы и прогнал тыся­чи итераций своей модели на компьютере. Хотя это и трудно объяснить, на экране компьютера по мере выполнения программы возникает следующая картина. Агенты начинают объединятся в фирмы, фирмы выбирают свое местоположение, а города развиваются. Одни растут, другие угасают, третьи находятся в стагнации. Спустя более чем тысячу прогонов программы, ярко проявляется определенная модель дистрибуции городов по размеру. Про­грамма генерирует иерархическое распределение городов, которое почти идеально соответствует закону Зипфа и совпадает с реальным порядком го­родов США по размеру34. Таким образом, компьютерная модель подтверж­дает фундаментальное представление о том, как важна для экономического роста городов их способность привлекать креативных людей.

В совокупности эти данные представляют весомые доказательства того, что креативность и разнообразие дополняют друг друга в привлечении та­лантливых людей, создании высокотехнологичных индустрий и стимуля­ции регионального роста. Такие показатели разнообразия и креативности, как " Совокупный индекс разнообразия" и " Индекс богемы", объясняют рост регионов более надежно, чем привычные показатели высокотехноло­гичных индустрий или даже уровня человеческого капитала. Для региональ­ного роста креативный капитал представляется даже более важным, чем че­ловеческий капитал или высокотехнологичная индустрия, так как он формирует и то, и другое. Существуют значительные экономические пре­имущества открытости, терпимости и разнообразия. Чтобы достичь эконо­мического успеха и процветания, регионы должны обеспечивать 3 " Т" эко­номического развития. В противном случае они будут все больше и больше отставать.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.