Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чего не купишь за деньги






Разумеется, люди работают, потому что им нужны деньги; без этого не обой­тись, но одного этого мало. Во время падения индекса NASDAQ, когда в вы­сокотехнологичных фирмах проходили массовые увольнения, я получил от одного человека, которому удалось уцелеть при очередном раунде сокраще­ний в высокотехнологичной консалтинговой компании Sapient Systems, электронное письмо следующего содержания: " Большинство моих знако­мых (из числа тех, что были уволены) без проблем нашли новую работу", но " многие по-настоящему хорошие люди хотели работать в Sapient из-за об­щего климата — и когда им пришлось уйти, чувство было такое, что теряешь членов семьи". Дальше он добавляет: " Что отличает Sapient, так это особая офисная культура и традиция брать на работу только лучших людей. Здесь платят не самые высокие зарплаты, и это делается сознательно — посколь­ку тот, кто платит бешеные деньги, получает в сотрудники наемников, а на­емники культурой компании не интересуются" 2. Это заявление поразило меня. Вот перед нами сотрудник, пишущий в самый мрачный момент, ког­да вокруг него так и летят головы — а он хвалит своего работодателя за муд­рый принцип не платить слишком много! В этом письме также содержится намек на другое важное обстоятельство. Многих людей во время высокотех­нологичного кризиса больше всего беспокоило не падение акций или утра­та гарантий занятости. Хуже была возможность того, что им придется поды­скать себе " обычную работу" и, вероятно, потерять те внутренние стимулы, к которым они успели привыкнуть.

Не мне первому принадлежит наблюдение, что деньги не составляют предел человеческих желаний. Тем не менее, благодаря своим исследова­ниям я убедился, что многие фирмы, исследователи и эксперты по бизнесу продолжают переоценивать деньги в качестве мотивирующего фактора, особенно в креативных областях. Мои основные находки состоят в следу­ющем:

■ Да, люди хотят, чтобы денег хватало на тот образ жизни, который им нравится.

■ Даже зарабатывая достаточно, чтобы оплачивать все счета, люди чувст­вуют себя задетыми, когда им кажется, что они получили меньше, чем того заслуживают — если мерить, скажем, объемом работы, который они сделали или зарплатой их коллег.

■ При этом, хотя недостаточная оплата сама по себе может вызвать недо­вольство, денег как таковых мало, чтобы быть для большинства людей источником счастья, стимулом и целью труда.

 

Креативному человеку необходимо нечто большее, чем просто возмеще­ние за потраченное время — обмен времени и личных усилий на деньги или другие виды финансовой компенсации. " Для лучших деньги не могут служить главным стимулом", — утверждает Эрик Рэймонд, автор книги " Собор и базар" и ведущий авторитет в сфере открытого программного обеспечения. " Деньги — всего лишь средство измерения успеха. Лучших специалистов в любой области мотивирует энтузиазм" '. Да, но энтузиазм по отношению к чему? Не существует ответа, пригодного для всех случаев. У каждого человека свой предмет. Классификации людей по группам на ос­новании их приоритетов посвящен ряд книг и исследований по мотивации труда, и несколько позже мы вкратце познакомимся с некоторыми из них. Я бы еще напомнил о том, что люди — существа сложные. По большей час­ти мы руководствуемся сразу несколькими мотивами.


 

Обзоры Information Week

При всем внимании, которое уже много лет уделяется проблеме мотивации труда, стимулы креативных специалистов на удивление редко становятся предметом статистических исследований и анализа4. Летом 2001 года я вос­пользовался шансом восполнить этот пробел, анализируя данные одного из наиболее, на мой взгляд, масштабного и всестороннего опроса в этой обла­сти. Как обозреватель Information Week, выходящего в печатном и электрон­ном варианте журнала по информационным технологиям, я имею доступ к его аналитическим данным. Ежегодно Information Week проводит деталь­ный обзор заработных плат, предлагая читателям вопросы не только о зар­плате и льготах, но и более широкого характера: относительно удовлетворе­ния от работы и многочисленных сопутствующих факторов. В 2000 и 2001 годах в опросах приняли участие около 20 000 человек, работающих с ин­формационными технологиями (ИТ). Из них приблизительно 11 000 назва­ли себя ИТ-специалистами и 9 000 — менеджерами. С научной точки зрения эту выборку нельзя назвать случайной, поскольку выбор делали сами рес­понденты, принимая решение заполнить анкету. Однако она имеет гигант­ский объем и охватывает не только компьютерную индустрию и программи­рование perse, но и специалистов по ИТ, работающих практически во всех секторах экономики.

Работники сферы ИТ представляют собой интересную группу С точки зрения мотивации. С одной стороны, они, как уже было сказано, составля­ют достаточно консервативный сектор креативного класса. Несомненно, они во многом куда более традиционные чем художники, музыканты или рекламные копирайтеры. С другой, считается, что для ИТ-специалистов слишком большое значение имеют деньги. Начать с того, что они принадле­жат к высокооплачиваемому сегменту рабочей силы, а в конце 1990-х ком­пании шли на все, чтобы заполучить их — предлагали премии, доли в акци­ях, шестизначные зарплаты и другие материальные стимулы. Мы с коллегой Кевином Столариком обработали исходные данные опросов Information Week и подвергли их многократному анализу, стараясь установить, что же ценят сотрудники ИТ-сектора.

Одним из ключевых вопросов был такой: " Что в вашей работе значит для вас больше всего? " Затем шло перечисление тридцати восьми факторов, из которых респондент мог выбрать один или несколько. Достаточно взгля­нуть на предварительные результаты, чтобы понять один из основных мо­ментов: деньги являются важным, но недостаточным стимулом (см. рис. 5.1). Зарплата занимает четвертое место среди главных стимулов (38, 5% ре­спондентов). Почти вдвое больше выбрали " интересные задачи и ответст­венность" — этот фактор лидирует в списке. Интересно, что возможность участия в прибылях через доли в акциях не вошла даже в первую двадцатку (менее 10% опрошенных).

 

Когда мы распределили тридцать восемь факторов по одиннадцати об­щим категориям, оказалось, что " интересные и ответственные задачи" по-прежнему лидируют с большим отрывом; следом идут гибкость и стабиль­ность (см. рис. 5.2). На четвертом месте опять зарплата, затем признание со стороны коллег, технология и местоположение; ниже располагаются на­правление деятельности компании, ориентация на компанию, культура ор­ганизации, ориентация на личную карьеру и льготы.

Приоритеты ИТ-специалистов, как правило, не меняются вместе с со­стоянием экономики. Чтобы установить это, я сравнил обзоры Information Week за два года подряд. Опрос обычно проводится в начале года, поэтому данные по 2000 году отражают ситуацию до спада в высокотехнологичном секторе, когда мечты о фондовых опционах были в самом разгаре. Опрос за 2001 год пришелся уже на период после обвала NASDAQ, который, ка­залось бы, не оставил и следа от этих мечтаний. Оба раза списки возглави­ла та же тройка основных факторов: интересная работа, гибкие условия труда и стабильность. И в том и в другом случае лишь для

 

незначительного процента респондентов — 10% — доли в акциях представляли большое значение. Как до кризиса, так и после, зарплата в целом считается важным фактором, но далеко не столь важным, как внутренние стимулы. Вещи, которые люди ценят в своей работе и на которые они рассчитывают, не за­висят от ситуации на фондовом рынке или подъема и упадка технологиче­ского сектора.

 

 




здесь

© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.