Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Креативная экономика






 

Современная экономика по существу является креативной эконо­микой. Я, безусловно, согласен с теми, кто говорит, что развитые страны переходят к типу экономики, основанной на информации и управляемой знаниями. Питер Друкер, очертивший контуры развития " экономики знания", был наиболее влиятельным сторонником этой точки зрения: " Основным экономическим ресурсом — " средствами производства", если воспользоваться термином экономистов — является уже не капитал, не естественные ресурсы... и не " труд". Им стало — и останется — знание", — пишет Друкер со своей обычной склонностью к предсказаниям1. Тем не менее, я считаю главной движущей силой креативность, т.е. создание на базе этого знания практических новых форм. В моем представлении " зна­ние" и " информация" — это орудия и рабочий материал креативности. Ее продуктом является " инновация", будь то в форме нового технологического изобретения или новой модели или метода ведения бизнеса.

В прошлом столетии, особенно в его второй половине, на всей террито­рии США наблюдался бурный рост творческой активности. Мы увеличива­ли размеры инвестиций в исследования и разработки, благодаря чему росло количество изобретений и открытий, а также количество людей, занятых креативным трудом. Ничего радикально нового во всем этом нет; разумеет­ся, люди занимались креативными видами деятельности еще с античных времен, зачастую с впечатляющими результатами. Отличие в том, что в на­стоящий момент мы переводим эту деятельность с периферии в центр всей экономической инфраструктуры. Научная и художественная практика, к примеру, образовали отдельные индустрии, а в результате их сочетания воз­никли совершенно новые отрасли. Успехи экономики все больше зависят от совместного развития инноваций в области технологии и креативной по со­держанию активности.

Рассмотрим некоторые параметры поразительного роста креативной эко­номики в США.

■ Систематическое инвестирование в креативность в форме затрат на на­учно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР) начиная с 1950-х последовательно увеличивалось. Инвестиции на НИОКР выросли с 5 млрд. долларов до 250 млрд. и выше в 2000 году (рис. 3.1). Даже с учетом инфляции рост НИОКР инвестиций за этот период дает изумительный показатель — более 800%2.

■ Практическая отдача от исследований в течение последнего столетия также стабильно росла, значительно ускорившись после 1950 года. Ко­личество патентов, ежегодно выдаваемых в США. за период с 1900 по 1950 годы почти удвоилось, с 25 ООО достигнув 43 000. Затем оно более чем утроилось, составив 150 000 в 1999 году, что равняется приблизи­тельно 250% (рис. 3.2)3.

■ Количество профессионалов, занятых креативной технической работой (инженеры, ученые), также увеличилось существенным образом — с 42 000 в 1900 году, до 625 000 в 1950 году, после чего оно возросло еще в восемь раз и к 1999 году составило 5 миллионов (рис. 3.3). Рост креатив­ной рабочей силы становится еще более очевиден на фоне общей стати­стики. В 1900 году на каждые 100 000 человек в США приходилось всего 55 ученых и инженеров. Эта цифра увеличилась до 400 к 1950 году и до тысячи с лишним в 1980 году. К 1999 году на 100 000 человек приходи­лось более 1800 ученых и инженеров4.


 

■ Число людей, работающих в области культуры и художественного твор­чества, также резко увеличилось за последние сто лет, особенно после 1950 года. В 1900 году профессиональных художников, писателей и акте­ров — так называемой " богемы" — было примерно 200 ООО человек, в 1950 году — уже 525 ООО, а в 1999 году — 2, 5 млн., т. е. после 1950 года их рост составил более 375% (рис. 3.3). В 1900 году на каждые 100 000 американ­цев приходилось 250 представителей богемы, в 1950 году — около 350, в 1980 году - более 500 и в 1999 году - 900s.

Насколько мне известно, журнал Business Week первым ввел в оборот по­нятие креативной экономики в августе 2000 года6. Затем Джон Хокинс в своей книге с подходящим названием " Креативная экономика" (2001) сделал попытку проследить ее влияние в мировом масштабе7. Его данные заслуживают внимания, хотя в понимании самого термина мы с ним несколько расходимся. Если я определяю креативную экономику на основе профессий (рода занятий), Хокинс делит ее на пятнадцать отраслей " креативной индустрии", включающие программирование, исследования и конструкторские разработки, а также индустрии креативного содержания, та­кие как кино и музыка. Эти индустрии производят интеллектуальную собственность в виде патентов, авторских прав, торговых марок и оригинальных разработок8. Приблизительный годовой доход от этих пятнадцати креативных отраслей за 1999 год Хокинс оценивает в 2, 24 трлн. долларов (таблица 3.1). Креативная экономика США лидирует в мире с большим от­рывом: ее доход в 960 млрд. долларов превышает 40% от общей суммы доходов. причем в мировых затратах на НИОКР доля США также составила




лее 40%. Именно превосходство США в данных креативных областях — в большей степени, чем рост производительности, связанный с новыми методами и технологиями — стало основной причиной усиления наших позиций в международной экономической конкуренции начиная с 1980-х.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.